Отныне в квитанциях со счетами за электричество будет две графы. Тариф пока не изменится. А в водоканалах думают, как переложить оплату части технологических потерь воды на потребителей
На следующей неделе украинцы получат обновленные “платежки” за потребленную электроэнергию. Теперь квитанции будут содержать не одну, а две графы – для расчетов за услуги компании-продавца и компании-поставщика. К примеру, в Киеве за обеспечение потребителей электричеством теперь отвечают два предприятия – “ДТЭК “Киевские электросети” (как оператор системы распределения) и ООО “Киевские энергетические услуги” (компания-поставщик). Это связано со вступлением с нового года в силу Законом Украины “О рынке электрической энергии”.
Реформа энергорынка: что имеем и чего ждать?
С 1 января в Украине стартовал первый этап государственной реформы рынка электроэнергии. Цель – его демонополизация и приближения к европейским стандартам деятельности (с распределением функций производства (добычи), продажи и транспортировки энергоресурсов). Пока энергоуслуги клиентам в каждом регионе будут предоставлять по две компании. В идеале такой тандем – оператор системы распределения и поставщик – должен качественнее и оперативнее обслуживать клиентов.
Согласно законодательству, оператор системы распределения отвечать за качество и надежность электроснабжения, будет руководить системой распределения, эксплуатировать и ремонтировать линии электропередачи, подстанции и другие энергообъекты, осуществлять подсоединение/отсоединение, устанавливать счетчики электроэнергии и фиксировать их показания. В соответствующее предприятие можно обращаться по вопросам качества электроснабжения, нового подключения или замены счетчика.
А компания-поставщик будет продавать, собственно, электроэнергию потребителям, то есть фиксировать показания счетчиков, предоставлять клиентам дополнительные услуги – например, по энергоаудиту и энергоэффективности.
Речь идет о двух независимых структурах – с разными колл-центрами, счетами и лицензиями. Правда, в столице, как заверили в компании “ДТЭК “Киевские электросети”, Центры обслуживания клиентов будут работать по прежним адресам (хорошо известным еще со времен ПАО “Киевэнерго”). И там посетителей будут принимать специалисты обеих структур (оператора и поставщика).
В то же время для избежания недоразумений (и очередей) людям советуют в конце каждого месяца самостоятельно информировать о показаниях счетчиков. Предоставленные сведения будут использованы при подготовке квитанций на оплату. И сделать это будет легче, чем раньше. Ведь способов информирования поставщиков стало больше.
В частности, представить информацию можно через: сайт dtek-kem.com.ua, кол-центр 1588, страницу компании “ДТЭК “Киевские электросети” в Facebook.
Кроме того, как отмечают эксперты, клиентам будет гораздо удобнее передавать показания поставщику электроэнергии – предприятию “Киевские энергетические услуги”, которое сразу же будет формировать счет. Доступные способы передачи сведений в адрес этой структуры: личный электронный кабинет клиента, колл-центр (единый “короткий” номер, видимо, появится позже, а пока можно звонить по номерам:
277-18-18 – для стационарных телефонов,
(067) 277-18-18 – для абонентов “Киевстар”,
(066) 277-18-18 – для абонентов “Vodafone”).
Также клиенты могут воспользоваться возможностями, которые предоставляют электронные платежные системы, где реквизиты компании-поставщика изменились автоматически: показания счетчиков можно самостоятельно вносить в специальную форму. Эти данные будут учитывать и компания-оператор, и поставщик. Подобные возможности для информирования поставщиков и корректировки счетов смогут и жители других регионов страны.
Цель – благородная. Но честны ли методы?
Коммунальщики уверяют: распределение функций между операторами сетей и поставщиками электроэнергии, среди прочего, поможет усилить контроль за потреблением энергии и своевременностью оплаты. К примеру, как сообщил в телеэфире коммерческий директор Чао “ДТЭК “Киевские электросети» Александр Бемм, после 10 февраля в столице начнут отключать “злостных” должников. Чиновник объяснил это тем, что “реформированная” компания уже не сможет “закрывать глаза” на долги киевлян, которые достигли 250 миллионов гривень.
При этом поставщики обещают быстрее возвращать средства, которые потребители по тем или иным причинам переплатили ранее. Правда, “на руки” деньги не выдадут. Их можно использовать при дальнейшей оплате. Как отмечают в компании “ДТЭК “Киевские электросети”, средства клиентов, которые оплатили лишнее, перечислят поставщику универсальных услуг и зачислят на лицевой счет. А про сумму возвращенных денег клиентов проинформируют в квитанциях со счетами за электроэнергию за следующий период.
Подобные возможности предусмотрены и для потребителей в других регионах страны. Соответствующую информацию ищите на сайтах местной власти и операторов электросетей и поставщиков услуг.
“Распределение функций производства, транспортировки и поставки электроэнергии конечным потребителям – одно из требований Третьего Энергопакета ЕС, к которому присоединилась Украина, – напоминает директор Института города Александр Сергиенко. – С одной стороны, по таким правилам живет цивилизованная Европа, с другой – методики, которые разработали для отечественного ЖКХ НКРЭКУ и Министерство энергетики и угольной промышленности, не известны широкой общественности. Поэтому есть сомнения, не приведет ли их введение к каким-то проблемам”. Как пример, эксперт приводит печальный опыт, связанный с попыткой осуществить соответствующее функциональное распределение при транспортировке “голубого топлива” и продаже газа как товара. Тогда выяснилось, что для одной группы потребителей (людей, имеющих газовые котлы), размер оплаты не изменился. Зато для тех, в чьих домах из газового оборудования установлены только плиты, плата должна была вырасти в несколько раз. Это вызвало немалое возмущение в обществе. Поэтому от продолжения “эксперимента” пока решили отказаться.
“Как будет в случае с электроэнергией, судить сложно. Чтобы выяснить это, мы должны дождаться квитанций со счетами за январь, – говорит Александр Сергиенко, – поэтому призываю всех потребителей обратить на это внимание. Чтобы предотвратить возможные попытки снова ввести население в “зону повышения платежей”. Ведь задолженность людей за жилищно-коммунальные услуги и так стремительно растет. Если в 2017 году эта сумма в целом по стране составляла 37 миллиардов гривен, то в 2018-м она достигла уже 55,6 миллиарда”, – напоминает Сергиенко.
В целом же, как отмечают эксперты, нововведения на отечественном рынке электроэнергии действительно призваны сделать его более прозрачным, эффективным и конкурентным. Но в украинских условиях подобные пертурбации, напротив, часто приводят к осложнениям. Будем надеяться, в этот раз так не произойдет. И “дитя”, за которым смотрят семь... то бишь – две – “няньки”, “без глаза” не останется: качество обеспечения украинцев электроэнергией не ухудшится. А в будущем на этом закрытом и монополизированном до недавнего времени рынке появится реальная конкуренция, когда мы сможем выбирать поставщиков услуг, как это и предусмотрено Законом “О рынке электрической энергии”.
Внедрение компенсации потребителями потерь воды в многоэтажках отложили
С начала февраля в Украине должно появиться еще одно “коммунальное” нововведение. Речь идет о вступлении в силу Методики распределения между потребителями объемов потребленных в здании коммунальных услуг, в соответствии с которой жильцы дома как собственники целостного имущественного комплекса должны платить за весь объем воды, используемой в доме. Правда, потребителям радоваться особенно не приходится: отсрочка будет незначительной – пока не утвердят Правила предоставления жилищно-коммунальных услуг. А это – дело нескольких месяцев или даже недель.
Напомним, новую Методику утвердили приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины в соответствии с требованиями Закона О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения.
Речь идет об определении и распределение разницы между объемом холодной воды, измеренным общедомовым счетчиком, и суммарным объемом воды, потребленной по показаниям квартирных счетчиков. Для домов, где все помещения оснащены счетчиками холодной воды, перерасход будут распределять между всеми семьями пропорционально объему потребления. Зато для домов, где часть помещений не оснащена приборами учета, чрезмерный объем распределять между потребителями, не имеющими счетчиков, пропорционально количеству лиц, которые пользуются услугами.
То есть, людям придется платить не только за себя, но и за технологические потери воды в доме (к примеру, протечки труб в подвале) и перерасход соседей (если те, скажем, “подкручивают” счетчики). Еще хуже потребителям в домах, где в части домов приборы учета вообще отсутствуют. К примеру, если в какой-то квартире прописан один человек, сдающий ее пятерым жильцам, за воду, использованную четырьмя из них, придется платить соседям... Не говоря уже о ситуации, когда в одной из квартир устраивают нелегальные хостелы, где ночуют по 15-20 человек...
Люди будут платить больше. Ответственность водоканалов будет меньше?
Сказать точно, о каких суммах доначислений может идти речь, пока сложно. Все зависит от конкретного населенного пункта и конкретного дома. В целом же, по подсчетам экспертов, средние потери воды при ее доставке к потребителю – 30-40%. Главным образом – из-за изношенности труб. Ситуация с магистральными водопроводами немного лучше, поскольку внимание к ним усилено, поэтому ремонты (по крайней мере текущие) время от времени проводятся. Львиная доля потерь – из-за износа и постоянных порывов подводящих труб. Еще часть воды теряем из-за проблемы с домовыми сетями. Должны готовиться к тому, что вскоре эти расходы лягут на наши с вами плечи... то бишь – карманы.
“Такие новации фактически “узаконивают незаконное”, – отмечает эксперт по вопросам ЖКХ Александр Сергиенко, – ведь работники водоканалов не чуждались подобных методов и раньше. Во многих случаях они фиксировали показания общедомового счетчика, отнимали от них объем потребления в квартирах с установленными приборами учета, а остальные “распределяли” между теми, у кого счетчиков не было. На этих людей и ложился весь груз потерь внутри дома – в том числе, и при порыве домовых сетей. Поэтому довольно часто киевлянам начислили средства за якобы потребленные 15 кубометров воды на одного человека (при расчетной норме потребления в 4,5 “кубов”)”.
Такой подход эксперт считает несправедливым. Ведь платить за перерасход должен тот, по чьей вине произошла протечка. А виноваты в большинстве подобных случаев не граждане, а сами коммунальщики (часть внутренних водопроводных сетей находится на балансе ЖЭКов, ОСМД, частью – должны заниматься те же водоканалы).
Вместо этого законодатель не сделал ничего, чтобы повысить уровень заинтересованности распорядителей сетей в минимизации потерь.
“А это довольно просто, – объясняет Сергиенко, – стоит лишь ограничить нормативы потерь (например, не более 3% от общего уровня потребления). Соответствующие суммы в составе производственно-технических расходов можно внести в тариф, что существенно на его размерах не скажется. За сверхнормативные потери отвечали бы “рублем” балансодержатели сетей. Тогда работники водоканалов были бы заинтересованы в минимизации потерь. Сейчас же, как и после внедрения новой Методики, им на это “наплевать”. Ведь коммунальщики все равно “получат свое”, переложив финансовую ответственность на жильцов дома, то есть, превратив его в “советский колхоз”, – констатирует эксперт. И призывает “заинтересованные” ведомства пересмотреть такой подход.
Владислав Обух, Киев