Электроэнергия для промышленности в Украине на 20% дороже, чем в Европе, поэтому наш промышленный экспорт становится неконкурентным. Как это исправить?
Команда президента готовит три решения, благодаря которым рассчитывают минимум на 20% снизить стоимость электроэнергии для промышленности. Об этом на брифинге после совещания под председательством Владимира Зеленского рассказал представитель президента в Кабинете министров Андрей Герус. Таким образом власти хотят минимизировать негативные ценовые последствия от введения в Украине рынка электроэнергии (с 1 июля).
Эксперты прогнозировали, что введение новой модели оптового энергорынка приведет к росту стоимости этого ресурса для потребителей - прежде всего, небытовых, поскольку государство при этом не отказалась от жесткого контроля тарифов на электричество для населения. Максимум за год ситуация, по прогнозам оптимистов, должна нормализоваться. Более того, благодаря усилению конкуренции в условиях прозрачного рынка стоимость энергии могла бы даже снизиться. Но на деле подорожание оказалось гораздо выше, чем ожидалось - цены на электричество в Украине (для промышленности) выросли на 20-25% в зависимости от класса напряжения. Государство, похоже, будет вновь вынуждено прибегать к административному вмешательству в рыночные отношения. Стоит ли делать это? Достаточно ли предложенных новой властью трех шагов для нормализации ценовой ситуации на энергорынке? И не приведет ли попытка удовлетворить интересы одних участников рынка к возникновению проблем для других?
Три рецепта от высокой ценовой температуры
Сильнее повышение цены на электроэнергию отразилось на энергоемком ферросплавном производстве, которое почти полностью подконтрольно структурам олигарха Игоря Коломойского. К примеру, Никопольский и Запорожский заводы ферросплавов уверяют, что вообще работают себе в убыток. Рост цен, безусловно, негативно отразился и на металлургической и других энергоемких отраслях. Соответственно, конкурентоспособность и без того далеко не всегда конкурентной отечественной продукции на мировых рынках существенно снизилась.
К тому же, за полтора месяца работы нового энергорынка нисходящий ценовой тренд так и не появился. Поэтому без административного вмешательства в рыночные отношения, похоже, не обойтись.
Среди решений, которые должны способствовать снижению цен на электроэнергию для промышленности, Андрей Герус назвал следующие.
1. Изменение порядка ВСО (возложение специальных обязательств по обеспечению населения и предприятий теплокоммунэнерго энергоресурсами по регулируемым ценам) на рынке электроэнергии.
В частности, планируется увеличить соответствующие обязательства для одного из участников рынка - ЗАО Укргидроэнерго, - уменьшив взамен объемы ВСО для другого крупного игрока - ГП НАЭК Энергоатом. Соответственно, Энергоатом сможет поставлять больше дешевого (ведь себестоимость атомной энергии низкая) электричества на рынок. Потому что пока компания вынуждена поставлять 90% производимой энергии по условиям ВСО, и только 10% может продавать бизнесу.
2. Снижение тарифа для АО Укрэнерго (оператора магистральных и межгосударственных линий электропередачи, который также осуществляет централизованную диспетчеризацию работы Объединенной энергосистемы).
Такой шаг, вероятно, будет способствовать снижению стоимости электроэнергии на 11%. Напомним, с соответствующими предложениями к власти обратилась Федерация работодателей ТЭК Украины. Авторы обращения считают, что стоимость электроэнергии для промышленности можно снизить за счет корректировки энергобалансе Украины, в частности, учитывая реальные объемы электроэнергии, производимой из возобновляемых источников.
3. Установление ценовых ограничений на внутрисуточном рынке электроэнергии и рынка на сутки вперед.
Ночную цену есть смысл немного повысить - примерно на 10%, а дневную - снизить на 15-20%, потому что она существенно выше, чем в странах Европы, - подчеркнул Андрей Герус. Повышение ночной цены должно активизировать участие в работе энергорынка предприятий тепловой генерации, которые пока не очень охотно участвуют в торгах, объясняя это именно непривлекательностью ночного тарифа.
При этом представитель президента в Кабмине заверил, что ожидаемое снижение коснется всех без исключения промышленных потребителей, а не избранных. Так он ответил на возможные упреки в подыгрывании отдельным категориям потребителей - например, тем же ферросплавщикам. Безусловно, снижение стоимости электроэнергии, если оно в результате произойдет, будет выгодно всему отечественному бизнесу (за исключением разве что производителей, поставщиков и продавцов энергии).
Рынок - так рынок. Эксперты предостерегают от государственного вмешательства
В то же время эксперты критикуют предложенный подход. И главной ошибкой власти они называют попытки вмешаться в рыночные отношения, полностью дискредитирующие саму идею создания прозрачного и конкурентного энергорынка. Удивительно, что уже через через полтора месяца после начала рынке слышны предложения по административному вмешательству в его работу, - говорит в комментарии Укринформу эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев. - Может, тогда лучше вообще отказаться от рыночных отношений в этой сфере и вернуться к госрегулированию?». При этом эксперт сомневается, что хотя бы одно из трех предложенных командой президента решений будет эффективным: К примеру, что может дать перераспределение ВСО между двумя государственными предприятиями? Разве меняется сумма от перемены места слагаемых? Возможно, работа Энергоатома и станет прибыльной. Зато больше убытков достанется Укргидроэнерго ...
Отдельно Геннадий Рябцев критикует за инертность отечественный бизнес. Ведь большинство его представителей провели последние годы как известная героиня басни - стрекоза, - почти ничего не сделав для уменьшения энергоемкости своих производств и не приняв других мер, которые бы гарантировали повышение уровня конкурентности украинской продукции. А представители различных отраслей теперь наперебой бросились требовать от власти преференций...
Все знали, что с введением рынке цены на электроэнергию возрастут. И промышленники должны к этому готовиться. Ведь начало новой модели оптового рынка не было неожиданностью - принимая (в 2017 году) Закон “О рынке электрической энергии” законодатель передусмотрел переходный подготовительный период. Фактически два года, в течение которых должны были приниматься меры по модернизации, повышению энергоэффективности, снижению потерь энергии. Сделали это единицы. Зато все теперь требуют, чтобы государство предусмотрело для бизнеса низкие тарифы... Не иначе - как за счет средств бюджета. Такой подход оправдан для поддержки населения, действующие тарифы для которого зафиксировали до середины следующего года. Но вряд ли украинцы согласятся, чтобы за их счет (из госбюджета) поддерживали еще и частный бизнес, - говорит Геннадий Рябцев. По его мнению, улучшить ситуацию помогут меры, направленные на повышение уровня реальной конкуренции на энергорынке.
Такого же мнения и эксперты проекта Low Carbon Ukraine (LCU), исследования которого в рамках Международной климатической инициативы финансирует Федеральное министерство по вопросам окружающей среды, сохранения природы и обеспечения радиационной безопасности Германии. По заключению аналитиков LCU, Приватизация ОАО Центрэнерго новым игроком, который пока не вошел в рынок генерации электрической энергии, в долгосрочной перспективе - одно из необходимых условий решения проблемы высоких оптовых цен (процесс приватизации предприятия, кстати, разблокирован - хозяйственный суд Киева закрыл дело о банкротстве компании и снял связанный с судебным процессом запрет на соответствующие шаги Фонда госимущества - Ред.). Также Украина должна способствовать усилению конкуренции со стороны производителей электроэнергии из возобновляемых источников.
По мнению экспертов, значительное внимание стоит уделить и внедрению механизмов, которые бы мотивировали крупнейших игроков, в частности энергохолдинг Рината Ахметова ДТЭК, к разукрупнению. Одним из таких механизмов называют пересмотр ценовых ограничений, которые НКРЭКУ устанавливает на рынке. И традиционный для подобных ситуаций рецепт: усиление влияния антимонопольных органов.
Чтобы уберечься от проблем в будущем и полностью отрегулировать новый рынок электроэнергии, Украина должна сделать и ряд других важных шагов - в частности, законодательных. Связано это, например, с недавним решением Конституционного суда, который считает, что регулятор рынка, НКРЭКУ, в свое время был создан неконституционно. Соответственно, уже с 1 января следующего года правовая неопределенность статуса Нацкомиссии и отсутствие четких правил ее взаимодействия с органами власти могут дестабилизировать работу рынка. Андрей Герус, кстати, рассказывал о готовности подать в парламент новый законопроект о НКРЭКУ уже в сентябре.
Также необходимо разобраться с рисками, связанными с энергообеспечением ЖКХ и предприятий коммунального сектора. Напомним, отечественные водоканалы уже бьют тревогу, предупреждая о возможном прекращении работы или переходе на почасовое водоснабжение граждан в связи с повышением стоимости электроэнергии. Ведь 35% в тарифе на водоснабжение и водоотвод - именно доля электричества. При этом предприятия отрасли, получающие средства от потребителей, как правило, через месяц-полтора после предоставления услуг, согласно закону вынуждены вносить предоплату за электроэнергию. Денег на это нет. Выход - или отмена соответствующей нормы, или введрение новой - о введении для потребителей предоплаты за воду (как это, например, происходит с телефонной связью). Но это, разумеется, априори непопулярное решение. Пойдет ли на такое власть?
Требует решения и вопрос задолженности перед производителями зеленой энергии. Неопределенная ситуация, напомним, возникла в конце июня, когда скандальный Окружной админсуд Киева заблокировал соответствующие выплаты, приняв такое решение по иску Никопольского завода ферросплавов. Прекращение выплат, в частности, нарушает обязательства Украины перед международными финансовыми партнерами, которые в свое время сильно вложились в перспективную сферу зеленой энергетики. Чтобы этого не произошло, НКРЭКУ приняла решение, которое разблокировало выплаты с 1 августа. Однако полностью долг так и не погасили. Ферросплавщики тем временем готовят повторные судебные иски. Поэтому и эта проблема вскоре может обостриться.
Владислав Обух, Киев