Что (или кто) стоит за желанием Минэнергоугля запретить строительство домашних солнечных станций на земле?
Минэнергоугля предложило законодательно ограничить монтаж солнечных станций (СЭС) в частных домохозяйствах только фасадами и крышами зданий, запретив строить их на земле. Мол, использование бытовых генерирующих установок, которые в последнее время появляются по всей стране, как грибы, прежде всего должно быть направлено на компенсацию собственного потребления, а не на заработок. Потому что, видите ли, многие из рядовых украинцев (а не только отдельные олигархи), тоже решили воспользоваться высоким зеленым тарифом, устанавливая СЭС у себя во дворах и огородах. Ведь произведенная сверх собственного использования электроэнергия сбрасывается в общую электросеть, за что владельцу станции местное облэнерго платит сегодня 5,4 грн за киловатт. Министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик всячески убеждает, что запрет бытовых наземных соларов (мощность которых обычно превышает 30 кВт), отнюдь не лоббирование интересов крупных производителей солнечной энергии, а исключительно забота о рядовом потребителе, который своим неконтролируемым электробизнесом нагружает и разбалансирует местные распределительные сети. Что в свою очередь, снижает качество их работы и повышает стоимость обслуживания. Что же происходит на самом деле?
“Нагенерить” не так себе, как соседу
В письме, которым министр энергетики просит правительство поддержать инициативу запрета наземных солнечных станций, говорится, что в Украине сегодня происходит бурное развитие рынка солнечной энергетики. В частности, по данным министерства, количество домохозяйств, которые обустраивают у себя солнечные электростанции, возрастает на 35% ежеквартально и сегодня их насчитывается более 7500. Суммарная установленная мощность таких объектов превысила 160 МВт. И хотя это всего 6% всех «зеленых» киловатт, произведенных в Украине, тенденция развивается.
С одной стороны, есть повод радоваться росту мобильности и энергонезависимости украинских граждан. Но с другой, оказывается, есть проблема. По идее, бытовые генерирующие установки должны использоваться для покрытия собственных нужд в электроэнергии. Однако, как отмечает Насалик, строительство частных СЭС в Украине переросло в высокорентабельный бизнес, создающий дополнительную финансовую нагрузку на других потребителей и ухудшающий нормативные показатели качества электроэнергии в сети.
В частности, министр отмечает, что некоторые СЭС устанавливаются не только на зданиях, но и на земельных участках. Зарегистрированные факты модульного увеличения таких станций до мощностей более 30 кВт без физического распределения, а лишь путем документального разделения земельных участков, - заявляет Носилки.
В Украине, к сожалению, имеют место злоупотребления. Многие частные СЭС устанавливают не для компенсации собственной нагрузки, а исключительно для заработка за счет других потребителей. Такие, агрегированные на частных земельных участках СЭС в профицитных энергорайонах приводят к ухудшению нормативных показателей качества электроэнергии и безопасности поставок, - отметили в пресс-службе Минэнергоугля.
Например, по данным министерства, к сетям Кировоградоблэнерго по состоянию на конец 2018 года были присоединены 482 установки СЭС общей мощностью 12,7 МВт, что в среднем составляет 26,3 кВт мощностей на одно домохозяйство. За год такие бытовые СЭС сгенерировали 8146 тыс.кВт/ч электрической энергии, но потребление указанных домохозяйств составило лишь 1036 тыс.кВт/ч, то есть только 13% производства.
То есть, потребитель производит электроэнергию, которая ему не нужна. И за эту «ненужную» электроэнергию другие потребители должны косвенно платить по 5,4 грн. / КВтч. А если учитывать потребность в инвестициях в сетевую инфраструктуру для обеспечения нормативных показателей качества электроэнергии - это гораздо больше.
Одним из способов снизить такие злоупотребления и убытки других потребителей, как видят в министерстве, является приближение производства к узлам нагрузки. То есть, установка солнечных панелей только на крышах и фасадах зданий, которые являются центрами потребления электроэнергии в домохозяйствах.
А Ахметов совершенно ни при чем
Однако аргументы государства в сдерживании предприимчивых украинцев, пытающихся зарабатывать на зеленой энергетике, были подвергнуты сомнению отдельными экспертами и профильными журналистами. В частности, глава Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг Андрей Герус обвинил министерство в подыгрывании основному промышленному производителю зеленой энергии в Украине - Ринату Ахметову. Промышленные «зеленые»: солнечные и ветростанции забирают с рынка ежегодно 15 млрд грн или 8% всех денег энергорынка. Общая мощность таких крупных СЭС и ВЭС составляет более 2000 МВт - работают они по «зеленому» тарифу, который в 2-3 раза выше, чем в Европе. Это министерство не волнует... Малые домашние частные СЭС составляют 160 МВт и забирают с рынка только 0,9 млрд грн в год. Это примерно 0,5% всех денег энергорынка, которые идут аж на 7500 различных домохозяйств по всей Украине. И здесь министерство вдруг начало руководствоваться интересами потребителя, - не скрывает своего сарказма эксперт.
Совокупная установленная мощность малых установок - 160 МВт. Для сравнения, только одна Приморская ВЭС Ахметова будет иметь установленную мощность - 200 МВт. А проектная мощность всех зеленых проектов ДТЭК, которые строятся - более 1000 МВт. Кем же надо быть, чтобы запретить украинцам высокорентабельный бизнес на ВИЭ в то время, как олигарх Ахметов строит ВИЭ гигаваттами?, - возмущается также известный энергетический журналист, редактор Бизнес-Цензор. Нет Сергей Головнев.
Оба эксперта склоняются к мнению, что прежде чем так или иначе ограничивать рядовых граждан в желании зарабатывать на собственных зеленых проектах, нужно урегулировать деятельность крупных промышленных производителей зеленой энергии. В частности, их ответственность за так называемый небаланс (разницу между произведенной / полученной и отпущенной / потраченной электроэнергией). А также перейти на новые формы государственной поддержки по механизму ценовых аукционов (когда разрешение на строительство выигрывает тот, кто готов построить СЭС или ВЭС при меньшем тарифе - участник, который предложит самую низкую цену получит право на заключение договора продажи электроэнергии ГП Энергорынок на 20 лет ). А тогда уже бороться со злоупотреблениями в частном секторе. Причем искать необходимые меры не в виде тех или иных запретов, а в тарифном регулировании. Мол, ограничения крыши и фасады капитальных сооружений - это от лукавого, поскольку создает почву для коррупции - заметил или нет работник облэнерго, где и как расположены солнечные панели.
Малые ватты - плохая окупаемость, а хочется всего и сразу
В полемике, которая возникла в результате дискуссии в профессиональной среде, министр был вынужден отбиваться от обвинений в «обслуживании» интересов владельцев промышленных СЭС. И объяснять, что министерство полностью поддерживает расширение установленной мощности домашних станций до 50 кВт, то же время он убежден, что использование генерирующих установок потребителей прежде всего должно быть направлено на компенсацию собственного потребления. Потому, что это потребители, а не производители. Именно по такому принципу развиваются СЭС / ВЭС домохозяйств в странах ЕС, куда мы стремимся, - отметил Игорь Насалик.
Однако владельцы частных электростанций в ответ утверждают, что в нынешних условиях, маленькие станции на 5-10 кВт ставить нерентабельно. Один из авторов Facebook привел пример: станция в Черкассах мощностью 10 кВт обошлась ему в 250 тыс. грн при годовой выработке 11000 кВт. Отняв 2000 кВт собственного потребления, он в итоге получил чистый доход 40 000 грн в год (9000 кВт х 4,5 грн / кВт, с учетом налогов - НДФЛ и военного сбора). То есть пока окупаемость проекта составляет 6-7 лет. При снижении тарифа на 10% (согласно законодательству до 2025 года) окупаемость будет около 10 лет. Поэтому мало кто из мелких инвесторов решится на такой срок инвестирования в подобные проекты. Вот для них государственная поддержка как раз не помешала бы.
Марина Нечипоренко, Киев