Мнения о старте рынке электроэнергии уже с 1 июля разделились. Кто-то считает: чем быстрее - тем лучше. Другие же утверждают: к этому мы не готовы
Временно исполняющий обязанности председателя Службы безопасности Украины Иван Баканов заявил об угрозе госбезопасности из-за фактической неготовности отечественной энергетической сферы к внедрению новой модели рынка электроэнергии. Соответствующее письмо руководитель спецслужбы направил председателю Верховной Рады Андрею Парубию.
О возможных рисках (кризисных процессах в области, нарушении стабильного и надежного функционирования объединенной энергосистемы, ущербе интересам потребителей и государства) проинформирован и премьер-министр Владимир Гройсман. Правда, какие конкретно пробелы в подготовке страны к работе этого сегмента энергорынка к каким (конкретно) проблемам могут привести, Баканов не уточнил. Как и не дал рекомендаций по минимизации рисков и гарантий того, что исключить неприятные сценарии удастся до 1 октября - срока, на который предлагают перенести внедрение энергорынка (с 1 июля). В то же время общество имеет право после а услышать и б. Поэтому Укринформ решил поискать ответы у экспертов...
Выясняем: чего ждать от нововведений?
Идее внедрения рыночных механизмов в отечественную электроэнергетику - минимум полтора десятилетия. Еще в начале 2000-х в стране активно заговорить о потенциальных плюсах такого новшества. Разговоры сменились действиями после решения Украины присоединиться к Энергетическому Сообществу и Третьему энергопакету ЕС (2011 год). Ведь формирование свободного рынка электричества стало одним из наших обязательств при имплементации документа. Поэтому, наконец, лед тронулся: в апреле 2017 года Верховная Рада приняла Закон Украины О рынке электроэнергии.
Главная цель документа - введение конкуренции в этом сегменте энергорынка. Речь идет, прежде всего, об обеспечении потребителям возможности свободного выбора поставщика, а также о распределении функций производства, передачи и поставки электроэнергии (уже апробированном на нашем газовом рынке). Законом вводятся ограничения на работу горизонтальных компаний (предприятий, которые одновременно заняты производством различных видов энергии - например, атомной и тепловой, гидро- и из альтернативных источников). Буду действовать и антимонопольные ограничения по работе вертикально-интегрированных компаний (которые, к примеру, добывают уголь и имеют тепловую генерацию). Но в целом деятельность таких интегрированных структур не запрещается.
Чтобы подготовить страну к нововведениям, законодатели предусмотрели переходный период, определив дату начала свободного рынка электроэнергии 1 июля 2019-го. Соответственно, именно в июле этого года должен вступить в силу ряд статей Закона, которые и определяют алгоритм взаимоотношений на свободном энергорынка (статьи 54-55, 66-71 и 73).
Узнаем: что (и почему) не успели сделать?
Впрочем, по выводам некоторых отечественных и зарубежных экспертов, политиков (а с недавних пор - и спецслужб) неплохо было бы перенести так называемое время Ч - хотя бы на несколько месяцев. За это, например, не раз высказывались в команде нового президента. Отложить введение рынка электроэнергии Украины в один голос рекомендуют и наши международные партнеры - в частности, Евросоюз, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития. В этих учреждениях положительно оценивают реформаторский дух Закона О рынке электроэнергии, однако критикуют уровень готовности страны к внедрению его ключевых положений. Потому что, как это часто у нас бывает, вполне предусмотренным законодателем переходным периодом так и не воспользовались - вероятно, откладывая все до последнего. Вроде стрекозы, которая лето красное пропела, ответственные за подготовку новации чиновники пропели больше двух лет. Несмотря на то, что международные доноры постоянно оказывали техническую, финансовую и консультационную поддержку структурам, которые готовят страну к внедрению закона - в частности, Укрэнерго, Энергорынок, Кабинету министров и Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Теперь профильные структуры пытаются наверстать упущенное. Но в период смены власти сделать это очень сложно - в частности, и учитывая возможные разногласия бывших и новых проводников энергореформ.
Среди недоработок - до конца несформирована необходимая для открытия рынка нормативно-правовая база (в развитие рамочного Закона приняты десятки документов, но остается необходимость в согласовании и имплементации еще некоторых актов). Также в стране отсутствует необходимая IT-инфраструктура. А спешка при ее создании может привести к перманентным сбоям и ошибкам (предотвращение этого сценария как раз и относится к компетенции СБУ. - Ред.). Преждевременный запуск нового рынка электроэнергии до формирования необходимых регуляторных и технических средств может поставить под угрозу надлежащее функционирование рынка и увеличить риски для всех участников, - говорится, в частности, в обращении Всемирного банка. Также там отмечают и политическую нецелесообразность такого шага: Учитывая нынешние политические обстоятельства, включая будущие парламентские выборы в июле 2019 года, любые трудности в работе рынка электроэнергии в течение этого периода могут оказать негативное влияние и использоваться для дискредитации процесса реформ.
Впрочем, народные избранники к этим рекомендациям так и не прислушались: в этот вторник они отказались вносить в повестку дня пленарных заседаний ВР проект решения об отсрочке внедрения рынка электроэнергии в Украине с 1 июля на 1 октября. По мнению некоторых экспертов, не в последнюю очередь такое решение не прошло и потому, что его подозрительно активно лоббирует Игорь Коломойский, для которого энергоактивы раньше не были профильными. Поэтому в повышении уровня его заинтересованности этой темой кто-то видит элемент войны олигархов за передел лакомого куска отечественного рынка. Интерес Коломойского к сохранению низких цен на электричество для его энергоемких предприятий вполне очевиден. Но в этом случае, похоже, коса находит на камень - интерес другого влиятельного олигарха Рината Ахметова противоположный: добиться, чтобы подконтрольная ему генерация как можно скорее начала приносить дополнительные доходы. Поэтому его лобби в парламенте, вероятно, и блокирует рассмотрение законопроектов о переносе сроков открытия рынка электроэнергии в Украине. Это что касается подковерной борьбы. Главный же публичный аргумент Коломойского - забота о людях: мол, в первые месяцы после нововведения стоимость электричества для населения существенно возрастет, а государство еще не предусмотрело необходимых для социального сглаживания (во исполнение статьи 61 Защита уязвимых потребителей рамочного закона) компенсаторных механизмов.
Ведь, в отличие от упомянутого уже газового рынка, где действует инструмент возложения специальных обязанностей на компанию Нафтогаз Украины, в электроэнергетике такого единого предприятия нет.
Прислушаемся к советам: экспертные оценки
Эксперт по вопросам энергетики Юрий Корольчук считает, что, перенося запуск рынка электроэнергии, Украина просто потеряет время. Именно на это, по его заключению, и был расчет: И депутаты, и правительство, и «Укрэнерго», и «Энергорынок», и все остальные знали про дату 1 июля 2019 года? Знали. Получается, что сейчас все, извините, «включили дурака». И фактически уже сейчас понятно, что все ответственные за юридическую, организационную и финансовую составляющую сознательно дотянули до лета 2019-го в расчете, что введение рынка отложат, - считает эксперт. И при таком подходе, по его мнению, вполне вероятно, что нововведение попытаются отложить и после 1 октября, и после начала 2020-го, и так далее... Таким образом, нивелировав все достижения прогрессивного рамочного закона, который предусматривает пошаговость при реализации соответствующих реформ.
Корольчук советует действовать по принципу чем раньше, тем лучше. В частности, не стоит бояться апокалиптических прогнозов насчет резкого повышения стоимости электроэнергии для бытовых потребителей. Ведь и в этой сфере будет действовать система субсидий, как это происходит на газовом рынке, повышение тарифов для населения на котором никого (кроме политиков популистов) не волнует. Эксперт утверждает, что проекты решений по урегулированию проблем задолженности на энергорынке и компенсации тарифов фактически готовы. Их просто надо принять, что легко можно сделать и до 1 июля - было бы желание... А кроме неурегулированности этих вопросов, Корольчук не видит никаких других серьезных препятствий для открытия рынка. Мелкие же ошибки, возникающие независимо от того, когда начнет действовать рынок, можно исправлять на коротком шаге, как это происходит сейчас в газовом сегменте.
С такими оценками не согласен директор Центра исследований энергетики Александр Харченко. По его прогнозам, в случае внедрения сырой реформы в июле, уже в сентябре-октябре на отечественном рынке электроэнергии начнется масштабный кризис. Причина - резкое повышение цен на электричество. Ведь государство уже не сможет вмешиваться в формирование тарифов. Поскольку - рынок значит рынок! Реформа не готова. Причем, не готова так, что может привести к масштабному кризису в электроэнергетике уже через 2-3 месяца. Цена будет выше, качество услуг при этом не улучшится. И реальной конкуренции не будет, - считает эксперт.
А представитель президента в Кабинете министров, энергетический эксперт Андрей Герус обнародовал в Фейсбук инфографику, на которой обобщены риски, с которыми наша страна может столкнуться в случае поспешного воплощения энергореформы.
Как отмечается, среди проблемных моментов - упомянутые уже отсутствие механизмов компенсации населению дополнительных расходов из-за вероятного повышения стоимости электроэнергии и возложение специальных обязанностей (вроде ПСО Нафтогаза), нерешенность вопросов задолженности и неплатежей, а также некоторые другие - как, например, отсутствие системы верификации данных коммерческого учета электроэнергии и низкое качество таких данных, а еще - отсутствие у НКРЭКУ полномочий устанавливать предельные цены на сегментах рынка. Надежды на то, что заинтересованные ведомства успеют разработать соответствующий инструментарий, а парламент - имплементировать необходимые изменения в законодательство, призрачны. Еще некоторые пробелы - в частности, обеспечение достаточного периода тестирования перед открытием рынка и начала аукционов двусторонних договоров для генераций государственной формы собственности ликвидировать до 1 июля точно не удастся - как говорится, физически, за недостатком времени. Поэтому все вменяемые и ответственные люди / силы понимают: в таком виде новый рынок внедрять нельзя, потому что будет коллапс электросети. Когда-то Путин воспользовался моментом смены власти в Украине, чтобы дестабилизировать ситуацию и начать вооруженную агрессию. Похоже, теперь у некоторых олигархов и политиканов есть желание дестабилизировать ситуацию в стране и создать угрозы национальной энергетической безопасности. В частности, накануне непростой зимы, когда заканчивается транзитный газовый контракт. В чьих интересах это делается? Точно не в интересах Украины, - написал Герус. Напомним, ранее он предлагал перенести внедрение нововведений на рынке электроэнергии минимум на год.
Впрочем, пока статус-кво в этом вопросе сохраняется: несмотря на то, что в парламенте зарегистрированы несколько проектов решений об отсрочке внедрения рынка электроэнергии, руки народных избранников до них не доходят. К примеру, и в четверг заседание профильного комитета ВР - по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности - не состоялось. Из-за отсутствия кворума. А до 1 июля остается ровно месяц ...
Владислав Обух, Киев