Лес, метро и железная дорога в смартфоне украинцев уже есть, не хватает мелкой детальки - стабильного интернета
Как минимум две новости на уходящей неделе касались обещанной прорывной цифровизации страны. Гослесагентство объявило о запуске пилотного проекта Лес в смартфоне - электронного реестра заготовки древесины и онлайн-карты официальных лесных вырубок. А глава «Укрзализныци» Евгений Кравцов, находясь на выставке Rail Expo 2019 в Киеве, заявил, что в 2020 году в поездах «Интерсити» наконец появится бесплатный Wi-Fi. Чуть пораньше киевлян порадовали также известием о том, что компания Хуавей Украина выиграла тендер на обустройство 4G-сети в Киевском метрополитене, и вот-вот начнется реализация проекта. На сегодня, как известно, в столичной подземке «теплится» сеть 2G, профинансированная когда-то совместно тремя мобильными операторами. Новости, как на подбор, вдохновляют. Но не без привкуса горечи. Потому что для значительной части населения (по разным оценкам, около 65%) интернет, а соответственно, и любые технологии в смартфоне, до сих пор недоступная роскошь. И еще долго ею останутся, если к вопросам цифровизации государство будет заходить не с той стороны.
Гуляя лесом, смотрите в смартфон
Для начала порадуемся за всех честных лесников и защитников леса. Для них государство разработало специальный инструмент контроля незаконных вырубок. «Это реестр разрешительных документов, дающих право вести хозяйственную деятельность, связанную с заготовкой древесины. Регистрация лесорубных билетов покрывает всю территорию Украины. Мы собрали все данные в одном месте и делаем их более доступными для общественности», - сообщил генеральный директор госпредприятия «Лесохозяйственный инновационно-аналитический центр» (ЛИАЦ) Гослесагентства Виктор Мельниченко.
В реестре по состоянию на 16 октября обнародована информация о 27 тысячах выданных разрешительных билетов на заготовку древесины. Разработана также онлайн-карта лесных рубок, которая работает в пилотном режиме и охватывает пока три области - Черниговскую, Полтавскую, Ровенскую. «До конца года планируем распространить проект на всю Украину для лесохозяйственных предприятий, входящих в сферу управления Государственного агентства лесных ресурсов», - отметил Виктор Мельниченко.
Теперь каждый человек может зайти с компьютера или телефона на лесорубный сайт и ознакомиться там с перечнем лесорубных билетов на заготовку древесины или проверить на карте законность рубок. Воспользоваться сервисом можно, гуляя по лесу и видя там сомнительные вырубки. Если при проверке с помощью геолокации участка через лесорубный сайт окажется, что документов на него нет, а деревья рубят, то разработчики сервиса рекомендуют сразу звонить в полицию. Единственная проблема - в лесу должен быть интернет. Признайтесь, уважаемые читатели, вы его там часто находили? Вот.
Интересно, что разработчики Леса в смартфоне выбрали для его пилотного запуска именно те территории, которые меньше покрыты интернетом. Если посмотреть на карты украинских мобильных операторов, показывающих, какую часть территории Украины они покрывают 3G и 4G-связью, то можно убедиться, что именно Черниговская, Ровенская области и Карпаты (самые лесные зоны Украины) - это сплошные белые пятна!
Находясь в поезде, втыкайте в смартфон
Так же оптимистичны, но пока также малореальны и обещания главы Укрзализныци Евгения Кравцова, утверждающего, что вот-вот к 2020 году в поездах Интерсити будет налажен полноценный доступ к сети Wi-Fi. Мы сейчас над этим работаем. После реализации проекта по Киевскому вокзалу, в зависимости от результатов, планируем по такой же модели запустить его в поездах Интерсити в течение 2020 года , - сказал он во время выставки Rail Expo 2019.
Напомним, в прошлом году на Киевском железнодорожном вокзале появился бесплатный Wi-Fi. Услугу сначала запустили в платных залах ожидания, потом расширили покрытие. В «Укрзализныце» тогда заявляли, что одновременно к сети могут подключиться до 700 пассажиров. И вроде бы схожую модель подключения планируют на всех маршрутах скоростных поездов.
Все пассажиры этих поездов, конечно, знают, что бесплатный Wi-Fi в поездах «Интерсити» является давно. И об этом информируют соответствующие наклейки «Бесплатный Wi-Fi» в вагонах. Вагоны оборудованы приемом мобильного интернета и бортовой доступ к нему предоставляет компания «Интертелеком». И пока пассажиры рассаживаются по своим местам на центральных станциях, интернет действительно есть. Но как только поезд выезжает за пределы городов и городков - связь пропадает. Опять все упирается в покрытие. Хотя, как Укрзализныця планирует решить эту техническую проблему, Евгений Кравцов не уточнил. Ведь строительство сети мобильных станций вдоль железнодорожных путей на маршрутах Интерсити - это уже приход мобильных операторов, а не железнодорожников.
Реформируем частотный ресурс и вуаля – интернет повсеместно
Почему сегодня упомянутые выше проекты нереалистичны, немного эмоционально объяснил в своем Facebook экс-президент компании «Киевстар» Петр Чернышев. «Для меня все это пока выглядит или популистскими обещаниями - за которые кто-то другой когда-нибудь будет отвечать. Или просто «схемой», где кто-то украдет денег, но ничего не построит, - комментирует Чернышов. Он напоминает, что это не первые попытки сделать общедоступный Wi-Fi в Украине. Проектов было много: в поездах, в метро, в общественном транспорте. Но все они заканчиваются одинаково - интернета, по сути, нет.
По словам Петра Чернышева, проблема отсутствия покрытия мобильным интернетом в том, что государство до сих пор не может договориться с мобильными операторами и военными об эффективном распределении частотного ресурса, в частности, в низком диапазоне.
Мобильные операторы большинства европейских стран могут строить 3G / 4G-сети на низких радиочастотах 700-900 МГц, а украинские мобильные операторы - Киевстар, Vodafone Украины, lifecell - не могут, потому что эти частоты заняты или военными, или цифровым телевидением. Поэтому отечественным операторам приходится работать с радиочастотами 1800 МГц, 2100 МГц, 2600 МГц. При этом покрывать всю страну мобильным скоростным интернетом мобильным операторам экономически выгодно только на низких радиочастотах. Потому что радиус действия базовой станции (БС) мобильного оператора на низких частотах в 3-3,5 раза больше, чем в БС на высоких частотах. То есть, чем больше радиус действия БС, тем меньше БС операторам нужно. А чем меньше БС, тем дешевле строительство и обслуживание мобильной сети.
Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере связи и информатизации, два года назад посчитала, сколько нужно БС, чтобы полностью покрыть территорию Украины связью 4G. Получилось, что на низких частотах понадобится 4,1 тысяч БС. На высоких частотах - от 31,7 тысяч до 97,6 тысяч БС, в зависимости от частоты.
Но, как убежден Петр Чернышев, главная проблема - архаичное регулирования радиочастот в государстве. И то, что многие простые технологические решения, реализованные в мире, в Украине запрещены. Хуже всего, что в Украине отсутствует так называемая технологическая нейтральность. То есть если у мобильного оператора есть частота - он не вправе сам решить, что на ней строить - связь 3G или 4G, это решает вместо него регулятор. Очень много частот вообще не проданы или если проданы, то недоступны для быстрого Интернета в формате 4G. Это позор, отсталость и глупость, – не сдерживается в оценках бывший топ-менеджер. Намекая, что ситуация существует благодаря интересам некоторых влиятельных олигархов. Мол, при таких правилах игры государство может хоть сто раз заходить в смартфон, но как только смартфон поедет на поезде, автомобиле (или зайдет в лес. - Авт.), то государство сразу же его покинет. На самом деле, проблему, по его мнению, довольно легко исправить, если принять политическое решение, разрушив рукотворные монополии. И через год-полтора, говорят представители мобильных операторов, в Украине можно будет сформировать вполне приличное мобильное интернет-покрытие на свой территории, а не только в городах. Вот тогда и можно будет людям что-то конкретное обещать.
Марина Нечипоренко, Киев