Электронные расчетно-кассовые чеки становятся реальностью - это еще один шаг на пути к электронному самоуправлению и переходу на светлую сторону экономики
Государственная фискальная служба (ГФС) включила в реестр регистраторов расчетных операций (РРО) восемь новейших моделей программных комплексов, предназначенных для регистрации таких операций с помощью электронных устройств. Это означает, что у всех предпринимателей, которые обязаны использовать РРО (все, кто занимается торговлей товарами и услугами, кроме торговцев - плательщиков единого налога, которым разрешено работать без РРО) теперь есть возможность добровольно выбирать: вести учет с помощью кассовых аппаратов (стационарных, мобильных) или с помощью специального приложения на своем гаджете.
С прошлого года Минфин и ГФС в Украине реализуют экспериментальный проект по внедрению инновационных технологий для РРО в сфере торговли (в том числе интернет-торговли, общественного питания, обмена валюты, торговли через автоматы, перевозки пассажиров и т.д.). Проект продлится до 31 декабря 2019 года. После подведения итогов будет принято решение о включении технологий электронных чеков в реестр РРО на постоянной основе. То есть, модели официально признают правомерной альтернативой кассовым аппаратам и позволят их промышленную эксплуатацию.
Сегодня все заинтересованные предприниматели могут протестировать технологии и принять решение о дальнейшем использовании. И те, кто раньше выступал против обязательных кассовых аппаратов, теперь не смогут обосновать свое сопротивление слишком дорогим оборудованием и обслуживанием (до 5-6 тысяч грн в год) - и им нужно будет изрядно мудрить, как оставаться в тени.
До чего техника дошла!
Бизнес давно ждал от государства кардинального упрощения регистрации РРО в налоговых органах, отмены требования вести бумажные книги учета расчетных операций (КУРО) и вывода на рынок недорогих инновационных РРО. И вот это произошло. В перечень моделей электронных РРО, разрешенных для использования, вошли новейшие модели семи отечественных компаний и система E-Receipt (e-Чек) электронный чек, разработанная Государственной фискальной службой. Правда, их использование пока проходит в условиях эксперимента, который длится в Украине с июня прошлого года.
В частности, в основу системы E-Receipt положен принцип обязательной онлайн фискализации чеков на сервере ГФС. Система является альтернативой традиционным РРО, ведь может применяться для регистрации расчетных операций с любого устройства - компьютера, планшета, смартфона. И что, самое главное, в отличие от других моделей она бесплатна для пользователей.
Как сообщила пресс-служба ГФС в ответ на запрос Укринформа, средства системы E-Receipt позволяют формировать электронный чек, использовать QR-код, в котором содержится информация о совершенной расчетной операции, присваивать чеку локальный и фискальный номера, которые являются уникальными, фискализировать чек на сервере ГФС, ставить на него электронную подпись продавца и ГФС, визуализировать чек на устройстве продавца, передавать на устройство покупателя информацию в виде сообщения по электронной почте, SMS, Viber, WhatsApp, формировать Z-отчеты и передавать их на сервер ГФС.
Для эксплуатации системы E-Receipt пользователю необходимо установить бесплатное программное обеспечение, которое размещено на сайте ДФС, на выбранное им устройство (например смартфон), зарегистрировать кассу и кассира для соответствующей хозяйственной единицы, создать номенклатуру товара, который он реализует, и, выбрав соответствующий режим работы кассы, сформировать электронный чек, который с помощью специальной команды фискализировать в режиме онлайн на сервере ГФС, - говорится в ответе ГФС.
Условия, которые необходимо выполнить до начала регистрации касс и кассиров:
подать в контролирующий орган уведомления об объектах налогообложения, объекты, связанные с налогообложением или через которые осуществляется деятельность с информацией о хозяйственной единице, где будет регистрироваться касса;
получить в любом АЦСК (при необходимости) квалифицированный сертификат открытого ключа - руководителю юридического лица / физическому лицу-предпринимателю, кассирам, которым будет делегировано право подписи электронных чеков.
Регистрация кассира и касс средствами системы E-Receipt осуществляется в режиме on-line через “Электронный кабинет” в режиме 24/365.
В ГФС также сообщили, что с 26 сентября прошлого года, когда система E-Receipt заработала в тестовом режиме, к ней уже присоединились около 200 субъектов хозяйствования, которые зарегистрировали более 300 касс.
Другие модели - частные - функционируют по подобному принципу автоматической привязки к электронным базам данных ДФС. Об одной из них Укринформу рассказал Андрей Конишевский, руководитель проекта SmartTouch Смарт КАССА (ООО Вчасно-сервис):
– Для работы ПО Смарт КАССА на смартфоне нужно будет установить из маркета специальную программу. Она может быть использована как регистратор расчетных операций и выполнять функции, аналогичные настоящему «железному» кассовому аппарату. К тому же, наша компания планирует сделать открытый API, то есть возможность работы с любыми посторонними программами, в которых может работать продавец.
Сейчас это происходит так. У нас в арсенале программное обеспечение «Смарт Тач ПОС». Наши заказчики используют его в своей хозяйственной деятельности, но если им нужно выдать фискальный чек - они должны дополнительно покупать недешевое устройство, тратиться на его ежемесячное обслуживание, нести риски поломки и тому подобное. В будущем же предприниматель сможет скачать программу Смарт КАССА и программное обеспечение для работы кассира (наш продукт или другой, если ему так удобнее). И сделать интеграцию между ними. Тогда выдача чека может происходить в онлайне без дополнительных устройств. В ближайшее время предусмотрим функционал для печати чеков. А когда будут приняты соответствующие изменения в закон, чеки можно будет отправлять покупателю по СМС, на электронную почту и т.д.
К началу непосредственной работы продавец должен зарегистрировать свой смартфон как регистратор расчетных операций в базе ГФС. Для этого ему нужно иметь возможность подписывать документы в электронном виде - с помощью квалифицированной электронной подписи (ранее - электронная цифровая подпись), Mobile ID и т.п. Используя эту функцию, продавец имеет возможность зарегистрировать свой смартфон или программу как кассовый аппарат на сайте ГФС. С этого момента все работает.
Далее, уже в точке продажи, продавец на смартфоне выбирает товар, который приобрел покупатель, и цену, нажимает кнопку - и готово, чек зарегистрирован. Программа сама общается с налоговой: отправляет чеки, а также направляет Z-отчет - отчет по продажам и налогам в конце смены). Покупатель получает чек в распечатанном виде или через СМС, а также может проверить его прямо на сайте ГФС и на сайте Смарт Кассы - в режиме онлайн.
На сегодня предприятие никаких дополнительных расходов на регистрацию электронного кассового аппарата не несет. Наоборот, ему не нужно покупать регистратор расчетных операций - достаточно смартфона. Расходы же на сопровождение программного обеспечения ориентировочно будут вдвое меньше по сравнению с обслуживанием «железного» кассового аппарата (примерно 100 грн ежемесячно вместо 200 грн). На том же смартфоне продавец сможет вести учет продаж, контролировать остатки, видеть аналитику продажи и т.д.
Оксана Полищук. Киев