Налоговую реформу Зеленского отечественный бизнес принял в штыки. Что же не понравилось предпринимателям?
Начало работы новой Верховной Рады принесло отечественным бизнесменам немало тревог. Внезапный вал законопроектов по налоговой политике, внесенных от партии Слуга народа, и та спешка, с которой сегодня одобряются и принимаются законы, сбили всех с толку. Если не сказать больше. Ведь из девяти имеющихся на сегодня налоговых законопроектов только два воспринимаются более или менее положительно.
Первый (проект №1208), предусматривает создание бюро финансовых расследований - единого правоохранительного органа в сфере экономических преступлений, что означает ликвидацию налоговой полиции. Второй (№1080), предусматривает изменения в ст. 212 УК Украины, которые увеличивают порог ущерба по налоговым преступлениям (во время написания этой статьи документ стал законом. - Авт.). А это автоматически выводит значительную часть небольшого бизнеса из-под юрисдикции борцов с экономической преступностью и обеспечивает декриминализацию пресловутой статьи о фиктивном предпринимательстве (ст. 205 УК Украины). На этом хорошие новости заканчиваются. Поскольку остальные семь законопроектов так или иначе идут под флагом борьбы с теневой экономикой. И то, что предлагают законодатели, ну очень не нравится бизнес-среде. И вот почему.
Текущий ремонт или головная боль предпринимателей?
Старший аналитик Института социально-экономической трансформации (ISET) Вячеслав Черкашин в своем блоге на страницах издания dengi.ua охарактеризовал совокупность налоговых законопроектов (кроме названных №1208 и 1080) по трем признакам:
- они не несут громких либеральных инициатив, хотя новая власть признавала либеральные реформы своей основной идеологией;
- больше напоминают текущий ремонт системы администрирования налогов, латание дыр, идеи которых бродили по коридорам власти последние три-пять лет: такие как единый счет для уплаты налогов (проект №1051), объединение отчетности по ЕСВ и налогу на доходы физических лиц (проект №1057) или очередное продление отсрочки по штрафам для евробляхеров вместо отмены акциза на автомобили (проект №1030);
- и главное, жесткая налоговая политика, которая под флагом борьбы с теневой экономикой обещает тяжелые времена, в первую очередь, малому и среднему бизнесу. Например, законопроект №1073, содержащий норму о проведении общей фискализации расчетов с 2021 года и №1053-1, в котором говорится о детенизации расчетов в сфере торговли и услуг.
Все субъекты упрощенной системы, кроме первой группы, будут обязаны купить кассовые аппараты (РРО), что ставит под удар почти 1,5 млн предпринимателей. Защитный порог применения РРО в 1 млн грн. тоже отменят. При этом смягчение архаичного законодательства в сфере применения кассовых аппаратов, кроме не совсем рабочей опции «кассовый аппарат в смартфоне» (программные РРО), никто толком не предлагает, - говорит Вячеслав Черкашин.
В то же время в случае вынесения в зал и принятия, именно этот законопроект открывает новые возможности по борьбе с нелегальным и схемным бизнесом, которые строятся на использовании ФЛП крупным торговым бизнесом.
Далее тревогу у предпринимателей вызвали предложения, направленные на улучшение администрирования (в частности, масштабный законопроект №1210 более чем на 500 страниц. - Авт.). По словам Вячеслава Черкашина, предлагаются только три полезные новации. Появится второй уровень обжалования решений контролирующих органов - апелляционный совет при Министерстве финансов. Вводится понятие налоговое правонарушение контролирующих органов и появляются четкие нормы по возмещению убытков, причиненных бизнесу. При этом Реестр налоговых уведомлений станет публичным.
Но даже в маленький бочонок меда не забыли влить цистерну дегтя - нормы, в целом повышающие административное давление на бизнес, - утверждает эксперт. Это увеличение продолжительности проверок (плановых, внеплановых, фактических) в среднем в два раза, увеличение штрафов за правонарушения в сфере администрирования налогов в среднем в четыре раза и т.д. Еще один проект по администрированию содержит плохие новости уже для крупных компаний и инвесторов. Под флагом деоффшоризации и международных обязательств (план BEPS) протягиваются неоправданно жесткие, сложные и дорогие в обслуживании нормы о конструктивных дивидендах и контролируемых иностранных компаниях, расширение правила тонкой капитализации (метод снижения налоговой нагрузки внутри группы компаний, зарегистрированных в различных юрисдикциях. - Авт.) и рост объемов документации по трансфертному ценообразованию, проводятся довольно неоднозначные шаги в сфере взимания рентных платежей (в частности, предусмотрено увеличение ренты для железорудных горнодобывающих предприятий, а это в основном орбита Рината Ахметова. - Авт.) , - отметил Вячеслав Черкашин.
Неуслышенные и возмущенные
Все эти предложения в целом, а больше всего, тотальная фискализация, которая фактически выводит ФЛП из тени, встревожили предпринимателей настолько, что они даже пообещали новый налоговый Майдан, если подобные болезненные решения будут приниматься без широкой консультации с бизнес-сообществом. Мол, Владимир Зеленский на волне предвыборной кампании обещал, что будет советоваться с бизнесом. Но представителей бизнеса даже не допускают на заседание профильного комитета, где обсуждаются важные для них вопросы. При этом все спорные с точки зрения предпринимателей инициативы депутаты одобряют на ура и с колес.
Одну из острых дискуссий и аргументы отечественного бизнеса по этому поводу можно видеть, например, в сообщении вице-президента и председателя Комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлии Дроговоз. Она крайне критически оценивает налоговые законодательные инициативы и прямо обвиняет экономический блок Зеленского во главе с главой финансового Комитета Даниилом Гетманцевым в подыгрывании интересам иностранных доноров.
Депутаты из команды Зеленского то ли прогуливали лекции и плохо учились в Трускавце, то ли сознательно подсовывают правительства и Президенту свинью в виде законопроектов 1053, 1073, 1210 и т.п. Возможно, так и задумано? Возможно, кто-то настойчиво работает над созданием недовольства политикой новой власти для ее смещения? Убежден, что принятие законопроектов, которые повышают фискализацию и контроль, будут негативно восприняты предпринимательской средой и точно вызовут недовольство, – отметил в FB председатель ВГО «Союз защиты предпринимательства» Сергей Доротич. Он призвал Президента Украины Владимира Зеленского и его команду не совершать ошибок и не пороть горячку с принятием 1053 и 1073. Ведь по его убеждению, указанные в этих законопроектах инициативы не несут никакого позитива ни для экономики, ни для бизнеса, а только вызывают возмущение предпринимательского сообщества.
Иными словами, если экономические, налоговые законопроекты не будут подвергнуты в ВР серьезному анализу, обсуждению и доработке, последствия такой чрезвычайной оперативности могут быть непредсказуемыми.
Марина Нечипоренко, Киев