В Слуге народа назвали условия будущей амнистии капиталов. К примеру, рассказали, как заработать право легализовать активы по льготной ставке
Проект закона об амнистии капиталов, принятие которого было одним из предвыборных обещаний Владимира Зеленского, фактически готов к внесению на рассмотрение парламента. Остается утвердить только оптимальную форму легализации активов и размер ставок налогообложения сумм, которые граждане будут вносить в так называемую нулевую декларацию, чем и занимаются сейчас в Офисе президента. Это подтвердил в интервью изданию Цензор.нет Даниил Гетманцев - новоизбранный народный депутат от партии “Слуга народу”, один из вероятных претендентов на пост главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики. Он рассказал о некоторых уже согласованных деталях будущей амнистии.
Кого хотят амнистировать в ОПУ
Согласно проекту, право на налоговую амнистию получит каждый гражданин Украины, который в определенные сроки сможет легализовать любую сумму денег, положив их на счета в банках, или сообщив об активах, хранящихся в неденежной форме (акции, недвижимость и т.д.) и о своем заграничном имуществе. Заплатив разовый налог (например, 5-10% от стоимости задекларированного), человек может быть спокоен: у «органов» уже не возникнет никаких вопросов к этим средствам и имущества. Таким образом, мы хотим дать людям возможность легализовать все доходы, которые были скрыты от государства и с которых не платили налогов, - рассказал Гетманцев. При этом, как заверил, будущий парламентарий, заполнение нулевой декларации не станет индульгенцией для чиновников, которые обворовывают государство и граждан. Ведь действие амнистии распространяется только на статьи 212 (Уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)) и 205 (Фиктивное предпринимательство) Уголовного кодекса Украины. Зато предусмотренная другими статьями ответственность чиновников по фактам коррупции, взяточничества, злоупотребления служебным положением и т.д. будет сохраняться. Касается это и изменений, которые будут внесены в законодательство в связи с недавней отменой статьи о незаконном обогащении.
Одной из «фишек» нового закона станет возможность оплаты за легализацию активов по льготной ставке. Условием этого может быть, например, приобретение облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Таким образом, люди и государству помогут со средствами, и сами сэкономят, да еще и заработают - ведь доходность ОВГЗ гораздо выше, чем льготная ставка налогообложения (вероятно, 5%).
Сейчас, кстати, не только продолжается внутренняя дискуссия о параметрах будущей амнистии, в частности, ставок налогообложения, но и ведутся консультации и переговоры по этому поводу с зарубежными партнерами Украины, в частности, МВФ. Это подтвердил недавно председатель Государственной налоговой службы Сергей Верланов. По его словам, речь может идти о базовую ставку налогообложения (9%) и льготную - уже упомянутые 5%.
Следующим шагом новой власти в налоговой сфере будет введение в Украине всеобщего декларирования, - сообщил Гетманцев. Но произойдет это, вероятно, года через два. Причем, ежегодные декларации тогда смогут подавать не только отдельные граждане, но и целые семьи. И шаг этот - вовсе не формальный: людям будут возвращать часть уплаченных налогов, если в их семьях есть иждивенцы, которые не зарабатывают самостоятельно, и другие льготники. А еще к сумме налоговой скидки предлагают добавлять расходы семей на отдых внутри страны. Возможны и другие преференции.
Уплатил налоги - спишь спокойно?
В мире введение всеобщего декларирования доходов с проведением стартовой амнистии имущества и капиталов применяют, как правило, для борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, улучшения платежной дисциплины и уровня ответственности граждан и привлечения в экономический оборот части теневого и полутеневого ресурса. Но такие шаги не всегда эффективны. Поэтому эксперты считают правильным шагом привлечение к подготовке законопроекту международных экспертов.
С другой стороны - это может привести к затягиванию процесса, отложению амнистии в долгий ящик, что невыгодно команде президента. Ведь подобные реформы, как правило, эффективны лишь при условии высокого уровня общественного доверия к власти. В Украине сейчас - именно такой момент, а вот через год-полтора ситуация может измениться.
Вместе с тем не следует забывать, что положение об отказе Украины от проведения каких-либо налоговых амнистий есть в Меморандуме о сотрудничестве Киева с МВФ. И если власть попытается принять решение в обход Фонда, рискуем потерять поддержку этого института - прежде всего, кредитную. Если же хотим продолжать сотрудничество с МВФ, то должны убеждать его специалистов в жизненной необходимости для Украины этого шага и в том, что он не создаст дополнительных проблем. А для этого нужно, прежде всего, сформировать на законодательном уровне и на практике эффективные предохранители от легализации средств, полученных коррупционным путем.
Если такие механизмы будут выписаны нечетко и неоднозначно, на фоне отмены ответственности за незаконное обогащение это приведет к тому, что чиновники смогут отбеливать деньги, не легализованные ранее - например, через родственников или знакомых. Антикоррупционные же органы при этом не смогут привлечь должностных лиц к уголовной ответственности за прежние преступления, - говорит директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский. - Задача - убедить в эффективности противодействия этим вызовам как международных партнеров, так и украинское общество. То есть, внедрению новаций должна предшествовать широкая разъяснительная кампания - украинцы должны понимать, зачем это нужно им и государству.
Соответственно, срок проведения амнистии не должна ограничиваться несколькими днями или неделями. В мире такие мероприятия, как правило, длятся от 1 месяца до года. Для Украины же, по оценкам специалистов, оптимальный период амнистии - от 3 до 6 месяцев.
При этом бизнес и граждане должны доверять не только власти, но и органам и должностным лицам, которые будут отвечать за практические шаги - в частности, изучение и обобщение указанных при заполнении нулевых деклараций сведений. Потому что, как показывает мировой опыт, конфиденциальность в этом вопросе очень важна. В свое время попытка такой реформы в России провалилась именно из-за недоверия к тем, кто обрабатывал информацию, и рисков ее утечки. Нам нужны предохранители от произвола со стороны налоговых инспекторов или других исполнителей - в частности, через гарантии объективного судебного разбирательства. Необходимым условием правильной амнистии и начала всеобщего декларирования является упорядочение налоговых правил игры: снижение ставок налогов и упрощение их администрирования, более быстрая дерегуляция и существенное сокращение возможностей и соблазнов для органов контроля кошмарить бизнес и пить кровь из рядовых граждан.
А еще людям надо гарантировать, что через несколько месяцев или лет после амнистии никому не придет в голову принять (как это часто у нас бывает) кардинально противоположные решения. Также, по мнению экспертов, наши соотечественники, которые имеют мелкие грешки, должны осознавать: чтобы гарантировать их спокойный сон, государство дает уникальную возможность, которой в ближайшем будущем уже не будет. И здесь следует помнить об опыте Индии и Италии, где подобные шаги повторялись и стали обыденностью, и люди не спешат пользоваться предоставленными возможностями, откладывая легализацию своего имущества на потом. Все это надо учесть при подготовке законопроекта.
Прежде чем готовить проект такой реформы, важно четко определить ее цель, - добавляет Илья Несходовский, - от этого будут зависеть и разработанные инициаторами механизмы реализации будущего законодательного решения. Одно дело - когда хотим добиться, чтобы выведенные в разное время и разными способами капиталы вернулись в Украину и начали работать на ее экономику. Другое - если речь о внедрении тотального контроля доходов и расходов всех граждан. Последнее потребует больших усилий и может привести к негативным последствиям. Преимущества первого варианта, как объясняет эксперт, - не только получение государством дополнительных средств, но и выгода от активизации экономической жизни. Выгодно это и бизнесу: люди, которые до этого активно выводили средства за рубеж, смогут без вопросов приобрести новое имущество в Украине, инвестировать в производство, и, как следствие - увеличить собственные доходы.
Правда, конкретно об экономическом эффекте от возможного объявления налоговой амнистии, по мнению экспертов, говорить рано - все будет зависеть от выбранной модели.
Но даже при условии реализации оптимистичного сценария объемы теневой экономики в Украине, которые по разным оценкам, достигают 35-45%, удастся сократить всего на несколько процентных пунктов. В денежном выражении это - не более миллиарда долларов. Зато больший эффект получим, только внедряя параллельно с налоговой амнистией другие модернизационные мероприятия - в частности, направленные на дальнейшую дерегуляцию бизнеса, обеспечение права собственности, улучшение инвестиционного климата и обеспечение неотвратимости наказания за продолжение незаконных действий (без альтернативы порешать что-то в судах).
Владислав Обух, Киев