Политика ОПЕК+ по сокращению добычи теряет решающее влияние на цены на нефть
На встрече в Вене 24 нефтедобывающие страны, среди которых два ведущих мировых экспортера – Саудовская Аравия и Россия – согласились продлить действие соглашения о сокращении нефтедобычи. Цель очевидна – уменьшение предложения повышает спрос, а значит, и цену на товар.
Коалиция из стран-членов Организации стран-экспортеров нефти и стран, которые не входят в картель, появилась почти 3 года назад под условным названием ОПЕК+. Ее создание было вынужденным — для спасения нефтяного рынка и самих себя, ведь цена на черное золото упала до катастрофических для производителей 30 долларов за баррель с роскошных свыше 100 баксов за бочку.
Тем не менее, принятое в штаб-квартире ОПЕК решение не означает стремительный рост цен на энергоносители. Это обусловлено рядом причин, и одна из них – США.
ОПЕК: НЕФТЬ - НЕ ПРИЧИНА ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ
«Мир продолжает ощущать последствия климатических изменений во всех регионах. Экстремальная жара, засуха, опустынивание, наводнения, экстремальные ветры и дожди и тому подобное – все это провоцирует по поводу нефти большую мобилизацию мировой мысли, которая является абсолютно ненаучной. Гражданское общество – обманутое и ошибочно считает, что нефть является причиной всех этих климатических изменений. По нашему мнению, это, возможно, и есть самая большая угроза, с которой сталкивается наша промышленность.
Происходит мобилизация детей, которые устраивают демонстрации на улицах и в парламентах, в штаб-квартирах корпораций и т.д., ведя кампанию против нашей нефтяной промышленности. Этот нарратив и эта мобилизация постепенно проникают в правления корпораций, национальные правительства и парламенты, начиная диктовать политику в отношении корпоративных решений и инвестиций в нашу промышленность. И поэтому ОПЕК и наши партнеры из ОПЕК, возглавляемые Российской Федерацией, все вынуждены бороться с этим вызовом...»
Такими словами генеральный секретарь ОПЕК Мухаммед Баркиндо описал во время пресс-конференции в Вене по результатам министерского заседания ОПЕК+ наибольшой вызов индустрии нефтедобычи в ближайшие годы. Можно сказать, что именно эти мысли и настроения и задавали тон двухдневных встреч 24 министров стран-экспортеров нефти – 14 от ОПЕК и 10 от стран, которые не входят в нефтяную картель.
Обиженные нефтедобывающие страны аж никак не хотят завершения эры губительного для климата нефти. Для многих из них низкая цена на черное золото означает крах экономики и общественные потрясения. Спасти ситуацию и вернуть высокие цены на нефтебаррели (согласно видению экспортеров нефти – восстановить баланс) и призвана коалиция в виде ОПЕК+, в которую вошли 14 стран-членов ОПЕК, где главную роль играет Саудовская Аравия, и не ОПЕК – группа из 10 других стран во главе с Российской Федерацией (также Мексика, Азербайджан, Бруней, Экваториальная Гвинея, Бахрейн, Малайзия, Оман, Судан и Южный Судан).
АМЕРИКАНСКИЕ ГОРКИ НЕФТЯНЫХ ЦЕН
Третье тысячелетие начиналось дешевой нефтью под 30 долларов за баррель (159 литров) и ее постепенным удорожанием – пик был достигнут в июле 2008 года, когда цена за баррель эталонной марки нефти Brent (цены на другие сорта нефти приравняются к ней и являются меньше) достигла рекордных 140 долларов США.
Мировой экономический кризис резко обвалил цену – в декабре 2008 года она падала до 33 долл./б, но уже через полгода начала восстанавливаться и в целом за 2009 год составила 61 долл./б. С тех пор стоимость нефти уверенно дорожала и в 2011-2014 годах давала возможность экспортерам купаться в нефтедолларах: за баррель давали 110-120 долларов.
Но осенью 2014 года по ряду причин, в том числе из-за передобычи и резкого роста производства сланцевой нефти в США, началось падение – и под Новый год баррель нефти уже стоил 55 долл., продержавшись на этом уровне почти год. В январе 2016-го на фоне отказа стран ОПЕК сокращать добычу нефтяная цена пробила психологическую отметку в 30 долларов за баррель.
Именно на фоне такого дна и начались первые официальные переговоры между странами-членами ОПЕК и Россией (вместе с группой меньших экспортеров), которые заложили фундамент нынешнего ОПЕК+. 30 ноября 2016 года в Вене страны ОПЕК и не ОПЕК договорились о сокращении совместной добычи нефти на 1,8 млн баррелей в день, цена стала 55 долларов за баррель.
В следующем году, после продления действия договоренности, в январе 2018 г. за баррель нефти марки Brent платили уже 70 долларов, а в мае – вообще 80 долларов. На этом фоне в ОПЕК+ решили, что кризис прошел – и в июне приняли решение о наращивании добычи на 1 млн баррелей в день.
В ожидании антииранских санкций США, в начале октября 2018 г., цены на нефть находились на наивысшем с ноября 2014 г. уровне – 86 долл./б.
Впрочем, наращивание добычи странами ОПЕК+, рост нефтедобычи в США, как и торговая война Вашингтона с Пекином и замедление глобального экономического роста, привело к началу падения цен, которое продолжалось до конца года. То, что в ноябре США возобновили санкции против энергетического сектора Ирана, включая запрет на покупку нефти, не повлияло на рост мировых цен на нефть, поскольку Вашингтон применил гибкий подход, сделав временное исключение в санкционном режиме для ряда стран, в частности Китая, Индии, Японии.
В таких условиях 7 декабря 2018 г. страны ОПЕК и не ОПЕК снова согласились сократить добычу сырой нефти, на этот раз на 1,2 млн б/д (0,8 млн и 0,4 млн б/д соответственно), от уровня октября 2018 г. Соглашение сроком на шесть месяцев начинало действовать с 1 января 2019 г. Эта договоренность, вместе с незапланированными сокращениями добычи в охваченной кризисом Венесуэле, поспособствовала восстановлению цены на нефть, которая поднялась с 55 долларов за баррель в начале января до более 65-67 долл. в феврале-марте.
Дальнейшая конфронтация между США и Ираном, введение полного эмбарго на закупку иранской нефти и даже подрывы танкеров в Ормузском проливе на нефтяные цены значительно не повлияли. После скачка до 72 долларов за баррель нефти марки Brent в апреле, цена в мае и июне 2019 г. снизилась до 65 долл.
ПОПЫТКА ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ ОПЕК 2.0
С точки зрения логики, саму ОПЕК уже можно было бы переименовывать на Организацию НЕКОТОРЫХ стран-экспортеров нефти. Картель уже потерял свое прежнее влияние как блок, который может диктовать мировую конъюнктуру цен в нефтяной сфере. На сегодня ОПЕК добывает около 30 млн баррелей нефти ежесуточно, что составляет около 30% от общей мировой добычи.
Кроме того, в некоторых некогда мощных участниках картеля наблюдается явно не лучшая общественно-политическая и экономическая ситуация, с присутствием мощных геополитических влияний. Венесуэла (страна с крупнейшими запасами нефти в мире, которая сейчас добывает меньше 0,8 млн б/д) охвачена затяжным кризисом и находится под американским давлением. Опальный Иран с 300 тыс. б/д нефтяного экспорта – под санкциями США. Ливия разрушена продолжающейся гражданской войной, и тоже находится под влиянием ограничительных мер в отношении экспорта нефти.
По подсчетам экспертов, реальное сокращение добычи странами-членами ОПЕК, на которых согласно Венскому соглашению, приходилось 800 тыс. б/д, составляло 2,5 млн б/д – как из-за значительного перевыполнения Эр-Риядом, так и из-за вынужденного сокращения добычи в Венесуэле и Иране из-за санкций США.
Главную скрипку в картеле играет Саудовская Аравия: квота добычи в рамках ОПЕК – около 10,3 млн б/д (в мае КСА добывало 9,7 млн б/д через добровольное перевыполнение объемов сокращения добычи).
Россия, которая не входит в ОПЕК, который исторически рассматривался как конкурент, добывала примерно такой же уровень сырой нефти, как и Саудовская Аравия – 10,7 млн б/д. Хотя Москва тоже перевыполнила квоту по сокращению нефтедобычи, в том числе и вынужденно – из-за проблем с загрязнением стратегического нефтепровода Дружба.
Именно Эр-Рияд с Москвой договорились и продвинули в рамках ОПЕК+ продление действия Венского соглашения о сокращении добычи на 1,2 млн б/д. Соответствующая договоренность саудовского наследного принца и российского президента на саммите в Осаке лишила интриги министерские заседания сначала ОПЕК, а затем ОПЕК+ в Вене 1-2 июля (кстати, специально перенесенные после саммита в Японии с предварительно запланированной даты 25-26 июня). Странам ОПЕК и не ОПЕК просто пришлось поддержать достигнутое днями ранее решение – критика поступила только со стороны Ирана (стратегического противника Эр-Рияда), который раскритиковал единоличное влияние двух стран и даже спрогнозировал смерть ОПЕК.
Впрочем, речь идет, скорее, не о смерти, а о переформатировании и попытке создания чего-то наподобие ОПЕК 2.0, более мощного, чем предшественник. На сегодня суммарно ежесуточная добыча нефти странами ОПЕК+ составляет около 46-47 млн баррелей (из 100 млн б/д мировой добычи).
Именно в рамках усилий по институализации формата ОПЕК+ и можно рассматривать принятый во время заседания в Вене долгожданный проект Хартии о долгосрочном сотрудничестве. Хотя саудовский и российский министры во время пресс-конференции заверили, что речь не идет о создании новой организации или нового устава ОПЕК.
Исторический документ, который еще требует одобрения национальными правительствами стран ОПЕК+, должно стать фундаментом нашего долгосрочного сотрудничества, отметил министр энергетики РФ Новак. По его словам, благодаря такой платформе страны ОПЕК+ смогут на постоянной основе не только мониторить ситуацию на нефтяных рынках, но и в случае необходимости оперативно реагировать. Предполагается существование соответствующей структуры для консультаций между ОПЕК и не ОПЕК, также есть положение о добровольных финансовых взносах в пользу секретариата ОПЕК.
Мы все пришли к согласию, что мы должны думать о том, как институализировать это сотрудничество, поэтому мы активизировали обсуждение Хартии, которая была принята сегодня утром, – заявлял, тем не менее, на той же пресс-конференции генсек ОПЕК Мухаммед Баркиндо, комментируя сотрудничество в рамках ОПЕК+ и принятие Хартии.
США – КРУПНЕЙШИЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ НЕФТИ, КОТОРЫЙ СТАНОВИТСЯ ЭКСПОРТЕРОМ
Решение ОПЕК+ о продлении соглашения о сокращении нефтедобычи, по прогнозам экспертов, не приведет к существенному росту цен на черное золото (а, соответственно, и на другие энергоносители, в том числе природный газ, ценообразование которого привязано к цене на нефть). Собственно, об этом говорят и цена на Brent в среду – $62.88, незначительное повышение меньше 1% (на фоне также незначительного падения во вторник).
Причин, почему ценовая политика после решения ОПЕК+ остается почти на месте, несколько, и среди них – резкое наращивание нефтедобычи в США.
Ситуативный альянс между ОПЕК и Россией в определенной степени можно рассматривать именно в рамках реагирования на стремительную американскую сланцевую революцию. Именно этот мыльный пузырь, как когда-то называли его российские эксперты и чиновники, делает невозможной эпоху с 100-долларовыми ценами за баррель нефти и снижает цены.
Согласно данным Управления энергетической информации США (EIA), Соединенные Штаты в 2018 г. стали крупнейшим производителем сырой нефти в мире, а рост добычи в стране нефти, природного газа и производства возобновляемой энергии делает США мощным мировым производителем энергии в обозримом будущем. Страна, которая с 1953 года была чистым импортером энергоносителей, уже в 2020 году станет нетто энергоэкспортером. То есть, уже в следующем году США будут впервые за почти 70 лет экспортировать больше энергоресурсов, чем импортировать.
В 2008 г. добыча нефти в США находилась на уровне около 5 млн б/д, после чего начался стабильный рост производства черного золота на территории США. Уже через 10 лет, в 2018 г., средняя ежесуточная добыча нефти была на уровне почти 11 млн баррелей. В мае 2019 г. нефтедобыча достигла 12,248 млн баррелей в сутки.
Пока ОПЕК+ занималась сокращенем объемов добычи, Соединенные Штаты увеличили в 2017 г. добычу на 0,5 млн б/д, а в 2018 году – на рекордные 1,6 млн баррелей ежедневно. По прогнозам EIA, в 2019 г. производство американской нефти вырастет на 1,9 млн баррелей в сутки, а в 2020 г. – еще на 0,9 млн б/д. Таким образом, в следующем году США выйдут на уровень добычи 13,3 млн б/д. Прогнозируется, что в 2027 году нефтедобыча в США будет на уровне более 14 млн баррелей в день и такие темпы будут сохраняться до 2040 года.
EIA также прогнозирует, что мировой спрос на нефть в 2019 г. вырастет на 1,2 млн б/д, а в 2020 г. – на 1,4 млн б/д. Что касается цены на черное золото, то статистическое и аналитическое агентство в составе министерства энергетики США в своем июньском отчете предполагает, что в 2019-2020 гг. цена за баррель нефти марки Brent будет 67 долларов.
НЕФТЯНЫЕ АФТЕРШОКИ ПАДЕНИЯ МИРОВОГО РОСТА
Еще один из факторов, который вместе с американским сланцем препятствует росту цен на нефтяных рынках – замедление мировой экономической активности. Хотя, следует отметить, что в значительной степени и здесь присутствует фактор США, а точнее – Трампа: торговая война двух крупнейших мировых экономик негативно влияет на глобальную активность, что, в свою очередь, приводит к снижению спроса на нефть.
После того, как в 2017 г. рост мировой экономики достиг пикового показателя в почти 4%, в апреле 2018 г. МВФ прогнозировал рост в 3,9% в 2018 и 2019 годах, но уже в октябрьском прогнозе уточнил данные в сторону уменьшения до 3,7% для обоих лет. Но и эта цифра была снова пересмотрена: согласно данным, опубликованным в апреле 2019 г. The World Economic Outlook, из-за комплекса факторов рост мировой экономики в прошлом году составил 3,6%. При этом МВФ пересмотрел свой предыдущий прогноз относительно темпов роста мировой экономики в сторону уменьшения: в 2019 г. глобальный рост замедлится до 3,3% (минус 0,4 процентного пункта от прогноза в октябре 2018 г.), а в 2020 году составит 3,6% (минус 0,1 процентного пункта).
Кстати, в том же апрельском прогнозе есть пересмотр для России: в 2018 рост был 2,3%, а в 2019 году будет 1,6%, (что меньше на 0,2%, чем прогнозировалось в октябре 2018 г.). Причина – уменьшение цен на нефть.
В апреле 2019 г. МВФ также делал прогноз, что цена на нефть марки Brent будет оставаться на уровне около $60 в течение следующих пяти лет.
ТРУДНОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЛИЯНИЯ
Нефтяное соглашение ОПЕК+ о сокращении объемов добычи вместе с принудительным сокращением добычи нефти в Канаде, вынужденным сокращением производства в Венесуэле и запретом экспорта на иранскую нефть – очевидно будут влиять на постепенное замедление роста нефтедобычи. С другой стороны, существует вероятность несоблюдения договоренностей отдельными странами-членами ОПЕК+, как и большая, чем прогнозировалась, добыча нефти в США.
Наибольшие влияния все же, как представляется, связаны с высокой политической неопределенностью, что может способствовать росту цен в краткосрочной перспективе – геополитические события на Ближнем Востоке, беспорядки в Венесуэле, обострение противостояния между США и Ираном. Еще один фактор влияния – торговая война США с Китаем, похоже, перешла в режим разрядки, что также может отразиться на показателях глобального роста и ценах на нефть.
При этом политика сокращения добычи (поддержка предыдущего уровня квот) ОПЕК+ уже не имеет того решающего влияния на формирование ценового консенсуса. И когда со временем эта политика потеряет смысл или сработает нежелание отдельных стран терять долю рынка, то одномоментный выход из соглашения ОПЕК+ также будет иметь большое влияние на цены в сторону снижения.
Василий Короткий, Вена