Некачественное сырье из РФ уже прокачивают в Европу. Впрочем, для производства горючего ни Украина, ни Белоруссия ее не используют
Беларусь приостановила экспорт светлых нефтепродуктов в Украину, Польшу и государства Балтии. Причина - ограничение нефтепереработки из-за поступления некачественного сырья из России. В то же время экспорт из Беларуси темных нефтепродуктов (мазуты, битумы, гудроны) сохранен в полном объеме. Проблемная ситуация, напомним, возникла в конце прошлой недели, когда на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе обнаружили серьезные отклонения качества нефти марки Urals, поступающей по трубопроводу Дружба из России. Анализ некоторых проб выявил превышение нормы содержания в сырье хлорорганических соединений почти в 100 раз. В этой связи сразу же после первых тревожных сообщений из Беларуси отечественная государственная компания Укртранснафта усилила контроль российского углеводородного сырья. На предприятии заявили о прекращении переработки и накопления российской нефти, заверив, что оборудованию отечественных НПЗ пока ничто не угрожает. В то же время предупредили: некачественный российский ресурс может повредить нефтепроводы, по которым он поставляется в Европу. Кстати, испорченная нефть уже достигла европейских НПЗ. В частности, в понедельник - немецкого нефтеперерабатывающего предприятия, расположенного на северной ветке трубопровода Дружба, во вторник - венгерского НПЗ группы MOL (южная ветвь нефтепровода, который пролегает через Украину). Чем же вызваны проблемы с качеством сырья и как они могут сказаться на отечественном рынке нефтепродуктов?.. Тем более, что эта ситуация фактически совпала по времени с анонсированным Москвой внедрением (с 1 июня) ограничений поставок сырой нефти и нефтепродуктов в нашу страну...
Технический сбой, халатность, умышленная диверсия? Причины порчи нефти
Российская Транснефть почти сразу же после заявлений белорусской стороны признала: по нефтепроводу Дружба в европейском направлении действительно поступает сырье ненадлежащего качества. Объяснили это техническими сбоями. Какими - не уточнили. И это дало повод для дискуссии о настоящих причинах возникновения чрезвычайной ситуации. По мнению многих энергетических экспертов, учитывая унаследованную россиянами традиционную совковую халатность, полностью отвергать случайное попадание посторонних веществ в нефтепровод нельзя. В частности, по заявлениям российской стороны, источник загрязнения обнаружили в Самаре - за полторы тысячи километров от белорусской границы. В пользу технической версии - то, что жалобы на ненадлежащее качество российской нефти, которую транспортируют Дружбе, периодически поступают уже минимум три года. Одно из объяснений снижения качества российского сырья - заигрывание Москвы с Пекином. Ведь лучшую нефть РФ поставляет на китайский рынок. Остальным же потребителей (в частности, неуступчивой в вопросах антикремлевских санкций Европе) перекачивает сырье худшего качества.
Вместе с тем не стоит отвергать и умышленные действия, за которыми - экономическая и политическая выгода для РФ. Не зря же говорится об упомянутом совпадении во времени чрезвычайной ситуации с качеством российского сырья и обнародования решений Москвы о нефтяном давлении на Украину! Политический заговор против нашей страны в таких условиях, согласитесь, вполне вероятен. Ведь, несмотря на постоянную независимую риторику белорусского президента, Минск всегда прислушивается к Кремлю при принятии магистральных решений. Хотя все же более вероятен вариант, по мнению экспертов, индивидуальная игра РФ и против Украины и против Беларуси. Дело в том, что между Москвой и Минском уже несколько недель продолжается очередной раунд своеобразных вокруг-нефтяных разборок: Беларусь хочет почти на четверть повысить стоимость прокачки по своей территории российской нефти. В Кремле возможность пересмотра транзитных тарифов решительно отвергли. И даже начали давить на Минск, вводя ограничения в отношении белорусских товаров - в частности, частично запретив импорт белорусских продуктов. В ответ Александр Лукашенко пообещал остановить на капитальный ремонт белорусские участки международных нефтепроводов, в том числе и упомянутой уже «Дружбы». Причина - значительный износ труб и оборудования. А российская сторона назвала состояние нефтепроводов удовлетворительным и заявила о согласии только на поэтапный частичный ремонт наиболее изношенных участков - без прекращения транзита. Поэтому, как предполагают эксперты, РФ могла умышленно закачать в нефтепровод консервант, который и испортил значительные объемы нефтяного сырья. При этом белорусов умышленно не предупредили об этом, чтобы как говорится, проучить. Прекращение транспортировки российского сырья через белорусскую территорию хотя и чувствительный удар по российскому нефтяному бизнесу, но не смертельный. Ведь Москва имеет альтернативные направления транзита топлива в Европу. В частности, поставки могут переориентировать на российские порты, расположенные на побережьях нескольких морей.
Грязная нефть угрожает оборудованию НПЗ. Но потребители могут быть спокойны
По словам экспертов, обнаруженные в большом количестве хлорсодержащие соединения имеют высокую коррозионную агрессивность. А это - угроза оборудованию, прежде всего, металлическим деталям. Также переработка некачественной нефти может привести к отравлению установленных на производственных мощностях катализаторных систем (по некоторым данным, часть такого оборудования на Мозырском НПЗ уже пострадала) и порче теплообменного оборудования. Ремонт перерабатывающих мощностей может обойтись в сотни тысяч долларов. Но главное - продлится минимум полгода. А это чревато НПЗ уже миллионными убытками. По некоторым оценкам, общие потери только одного предприятия могут составлять сотни миллионов зеленых. Также многомиллионные убытки может причинить коррозия больших участков трубопроводов.
В то же время потребителям светлых нефтепродуктов бояться не стоит - их автомобилям ничто не угрожает (если они, конечно же, привыкли заправлять их на легальных АЗС). И на белорусских, и на украинских НПЗ заверили: бракованное сырье на качестве готовой продукции не скажется. Как объясняют эксперты, на современных предприятиях отрасли обеспечиваются технологические режимы, исключающие выход некачественной продукции, ведь сырье проходит несколько ступеней очистки. Также на всякий случай на НПЗ увеличили использование реагентов, снижающих риски коррозионного воздействия на трубы и оборудования. И главное: после обнаружения бракованной нефти на белорусских предприятиях прекратили перерабатывать сырье из проблемной ветви нефтепровода. Пока нефть закачивают в отдельные резервуары. Тем временем продолжаются переговоры с российской стороной о возможности возврата испорченного сырья в реверсном режиме - после возобновления поставок качественной нефти. Не накапливают такого сырья и украинские перерабатывающие предприятия. Вся некачественная нефть направляется по украинской территории транзитом. Поэтому единственная для нас возможная технологическая неприятность - повышенный уровень угрозы коррозии украинского участка магистрального трубопровода. В российской компании Транснефть, кстати, утверждают: проблему решат уже во вторник-среду. Работы по откачке нефти с повышенным содержанием хлорида продолжаются.
Спокойствие, турбулентность или дестабилизация? Перспективы украинского рынка нефтепродуктов
Как напоминают эксперты, скорость нефтяного потока в трубопроводах - 6-7 километров в час. Итак, для того, чтобы качественная нефть полностью вытеснила из труб испорченную, понадобится не менее 8-10 дней. Поэтому рассчитывать на возобновление поставок светлых нефтепродуктов из Беларуси в этот период не приходится. К тому же белорусским переработчикам, вероятно, понадобится еще несколько дней для удовлетворения потребностей внутреннего рынка и возобновления поставок горючего на экспорт. Ссправится ли украинский рынок с дефицитом, который может возникнуть в этот период?
В отличие от газового рынка, где вполне реально за несколько ближайших лет вообще избавиться импортозависимости, Украина обеспечивает лишь 20% своих потребностей в нефтепродуктах. И изменить ситуацию в ближайшей и даже среднесрочной перспективе, очевидно, не удастся. Добавляет хлопот, что основными поставщиками нефтепродуктов на наш рынок остаются Россия и Беларусь, которая в свою очередь зависит от поступления на переработку сырой нефти из РФ (доля этих стран в прямых поставках светлых нефтепродуктов в Украине примерно одинакова - по 36-38%). Отечественный бизнес постепенно налаживает альтернативные поставки топлива - из Греции, Италии, Болгарии, Польши, Казахстана и других стран. Задача - до 1 июня, когда РФ планирует ввести ограничения на продажу топлива, максимально диверсифицировать источники поступления бензина и дизельного топлива. Чтобы не зависеть от воли кремлевских «химиков» и от того, будут ли выдавать или не выдавать они спецразрешения на экспорт нефтепродуктов в Украину. Процесс непростой. В частности, и учитывая определенные логистические проблемы, ведь прокачки нефти из России выгодна, прежде всего, удобством и низкой стоимостью - ресурс транспортируется по магистральным трубопроводам. Поэтому альтернативное топливо на первом этапе может стоить украинцам процентов на 10 дороже. Однако в дальнейшем произойдет выравнивание и ситуация нормализуется, - успокаивают эксперты. И сразу же огорчают: стоимость нефти на мировых рынках в ближайшее время, очевидно, будет расти... из-за проблем с Ираном и Венесуэлой.
Дополнительная задача - удержание рынка в период (пока неопределенный) до нормализации ситуации с переработкой нефти на белорусских НПЗ. Поэтому украинскому бизнесу стоит уже сейчас искать дополнительные объемы поставок на май, - отмечает директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн, - ежемесячно мы импортируем в среднем 160 тысяч тонн белорусского дизтоплива. Из-за проблем с российским сырьем максимум импорта из Беларуси, на который можем рассчитывать, - 60-80 тысяч тонн. Да и то - если проблемы удастся быстро решить и в ближайшие дни по нефтепроводу Дружба пойдет чистое сырье. То есть, по оптимистическому сценарию предстоит найти 80-100 тысяч, по пессимистическому - 150-180 тысяч тонн горючего, - говорит эксперт. К счастью, по его словам, в последнюю неделю апреля и в начале мая существенных проблем на рынке не будет: минимизировать последствия сбоя в работе белорусских НПЗ помогут большие запасы дизтоплива, накопленные для посевной кампании. Как будет дальше - зависит от сноровки отечественного бизнеса.
А вот проблем с обеспечением украинцев бензином Сергей Куюн вообще не прогнозирует. Ведь существуют возможности замещения белорусского топлива украинским и литовским. Также активизируются поставки морем из стран Европы и Азии.
«Стоимость нефтепродуктов для украинских потребителей в ближайшее время продолжит расти. Мировая конъюнктура сформировала потенциал повышения розничных цен в размере до 1 гривни за литр. Фактор перехода на альтернативные поставки дизтоплива скажется на ценах в мае и составит также около 1 гривни, - прогнозируют в «Консалтинговой группе А-95». Дальнейшая же ситуация, по мнению экспертов, будет зависеть от того, удастся ли Украине до июня успешно переориентироваться на других поставщиков. А также от поведения РФ, которая, с одной стороны, заинтересована в получении средств от продажи нефтепродуктов, а с другой - делает все, чтобы дестабилизировать ситуацию в нашей стране - как в целом, так и в отдельных сегментах украинского рынка.
В то же время Украина получила шанс полностью избавиться импорта российских нефтепродуктов. О таких перспективах заявил премьер-министр Владимир Гройсман. По его словам, запрет РФ на экспорт нефти и нефтепродуктов в Украину является частью экономической войны. И правительство принимает меры для минимизации негативного влияния такого запрета и отказа от российского нефтяного импорта в ближайшем будущем.
Владислав Обух, Киев