Анализируем снижение Нацбанком ставки рефинансирования, причины недовыполнения бюджета, а также ожидаемые изменения в налоговой сфере.
Вместе со стартом политического сезона в сентябре в Украине, как правило, начинается и новый период деловой активности. Понятно, что особенности нынешней политической осени повлияли и на экономическую жизнь страны. По заключению аналитиков, отечественный бизнес пока не очень активен. Объемы новых капиталовложений невелики - за исключением завершения начатых ранее проектов: в основном, в жилом и коммерческом строительстве, а также в перерабатывающей отрасли. Как и каждый год, в этот период возрастает количество сделок (в том числе и внешнеторговых) в аграрной сфере. Большинство же предпринимателей ждут, внимательно следя за нынешним законодательным галопом в расчете на то, что после попыток реформировать Конституцию и побороть коррупцию новая власть возьмется и за изменения в экономике и финансовой сфере. Поэтому уже в ближайшее время правила игры во многих сегментах экономической жизни могут измениться.
К лучшему это или наоборот? ..
Эксперты судят по-разному. Как неоднозначно оценивают и экономические новости последних дней. К примеру, одни говорят о положительном влиянии на финансовую систему страны и реальную экономику снижения НБУ ставки рефинансирования, другие же называют это решение элементарным очковтирательством на фоне сохранения благоприятных условий для финансовых спекуляций. Кто-то ожидает прорыва от изменений в налоговой сфере, которые готовят советники Владимира Зеленского, а кто-то говорит, что Украина рискует сделать в этой области несколько шагов назад. В то же время, вероятно, все обеспокоены тем, что, несмотря на казалось бы позитивные изменения и сигналы, Государственный бюджет не выполняется. Поэтому вопрос его вероятного секвестра остается на повестке дня. А это может негативно сказаться и на бюджетном процессе-2020 (ведь менее чем за 10 дней правительство должно внести на рассмотрение наших парламентских скорострелов проект Основной финансовой сметы Украины)... Поэтому начнем с плохой новости, а уже потом перейдем к относительно хорошим.
Бюджет в минусе. Почти на 50 миллиардов
С начала года общий фонд Государственного бюджета недосчитался более 46 миллиардов гривен. Причина - недопоступление налога на добавленную стоимость с ввезенных товаров, акцизного налога, а также средств от госзаймов и приватизации. Об этом сообщает Счетная палата. Чтобы было понятнее, в госказну не поступила каждая двадцатая запланированная гривня (4,8% плана).
Уже который месяц подряд констатируем три основные составляющие недопоступлений. За 8 месяцев этого года план доходов не выполнен на 30,8 миллиардов гривень, государственных заимствований - на 17,7 миллиарда, приватизации госимущества - на 6 миллиардов гривень, - уточнил глава Счетной палаты Валерий Пацкан.
При этом план поступлений акцизного налога с произведенных в Украине подакцизных товаров недовыполнили на 21% (потери превысили 10 млрд грн). Еще больше - более 26 млрд - не удалось получить от уплаты НДС с ввезенных на таможенную территорию Украины товаров (для выполнения плана не хватило почти 12,5%). Хотя - с другой стороны - последний показатель может говорить и об определенном позитиве: страна потратила меньше валюты для оплаты импортных товаров, а отечественный бизнес получил больше возможностей для продажи своей продукции на внутреннем рынке, ведь потребительский спрос в Украине продолжает повышаться. Собственно, недопоступление таможенных платежей частично связано с хорошим самочувствием национальной валюты. Поскольку план привлечения средств в госказну, напомним, рассчитан в соответствии с прогнозируемым курсом на конец года 29,4 гривни за доллар. Но уже несколько месяцев подряд американский «зеленый» стоит не выше 26 (в среднем за январь - август курс составлял 26,6 грн/долл, тогда как показатели Госбюджета рассчитывали по курсу 28,2).
Именно за завышенные при формировании бюджета плановые показатели по отдельным налогам Валерий Пацкан и критикует (бывшее уже) правительство. Такого же мнения и экономические эксперты, призывающие Минфин минимизировать подобные риски при подготовке проекта бюджета на следующий год.
В то же время специалисты говорят об искусственном ограничении бюджетных расходов. Что подтверждают и данные Счетной палаты: в январе-августе расходы госбюджета не выполнены на 56,4 миллиарда гривень (на 8,6% плана). Речь идет о результатах низкого качества планирования расходов. А это влечет неэффективное (в отдельных случаях нецелевое) использование бюджетных средств и их постоянное перераспределение течение года, - отметил Валерий Пацкан.
Казалось бы, сама идея сбережения госсредств вроде неплоха. Если бы речь шла, например, о снижении финансирования госаппарата, небоевых силовых структур и т.п. Но ведь на самом деле денег не добавляют на социальные - в том числе, и защищенные - статьи бюджета, - считает экономист Алексей Кущ. Один из примеров скрытого недофинансирования, по его словам, - сокращение субсидий. В первом квартале расходы на них уменьшили на 33,6%. Но это - не столько показатель повышения уровня доходов населения, сколько следствие ужесточения требований к получателям таких выплат. После дополнительных проверок и административных преград их количество сократилось более чем на 40%. Также государство экономит на инфраструктурных проектах. Эксперты говорят и о частичном недофинансировании медицины, продолжении реформы судебной системы, прекращении выплат дотаций аграриям (прежде всего, фермерам). При этом в Минфине какое-либо преднамеренное ограничение бюджетных расходов отрицают. И уверяют: государство и впредь будет соблюдать свои финансовые обязательства перед гражданами.
Снижение учетной ставки НБУ становится необратимым?
С 6 сентября (уже в третий раз в этом году) Национальный банк снизил размер учетной ставки, от которой зависят стоимость денег, предоставляемых регулятором на рефинансирование государственных и коммерческих банков, и цена кредитов и доходность депозитных вкладов предприятий и населения. Снижение, правда, как и в прошлый раз (в июле) небольшое - с 17 до 16,5%. Но то, что тенденция к пересмотру этого показателя в сторону уменьшения становится постоянной, не может не радовать. Тем более, что к таким шагам НБУ прибегает все чаще: например, если между апрельским и июльским снижением ставки прошло почти три месяца (26.04-19.07), то между июльским и сентябрьским - всего полтора (19.07-06.09). До этого в течение двух лет (с мая 2017 года) ставка только росла - от 12,5 до 18% (максимальный показатель держался более полугода, с 6 сентября 2018 года).
По словам председателя правления Нацбанка Якова Смолия, регулятор продолжает цикл смягчения монетарной политики, поскольку видит тенденцию замедления инфляции до цели 5%. Шаг снижения пока незначительный, НБУ действует довольно осторожно. За что его и критикуют некоторые эксперты. Да и в Министерстве финансов намекают: снижение ставки рефинансирования могло бы быть существеннее (учетная ставка, среди прочего, напрямую влияет на стоимость размещения Минфином ОВГЗ в гривне).
Довольно критически оценивает вялые действия Нацбанка директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский: Бессмысленное решение НБУ снизить учетную ставку всего лишь на 0,5%, основано исключительно на желании и дальше потакать финансовым спекуляциям, пренебрегая интересами национальной экономики. Усилия, направленные на законодательное обеспечение независимости Нацбанка, делались не для того, чтобы принимать такие беззубые решения. Эксперт напоминает, что цивилизованная формула расчета учетной ставки - размер инфляции +2%. Поэтому уже в этом году НБУ мог бы снизить ставку рефинансирования до 12%, или, даже перестраховавшись - до 15 Напомним, что на необходимости более быстрого снижения этого показателя настаивает и премьер-министр Алексей Гончарук, который считает одной из главных задач новой власти сделать доступным кредитование реального сектора экономики. Украинский бизнес, по его оценкам, должен иметь возможность взять кредит под 12-13% годовых, а не под 18-22, как сейчас. И такое снижение невозможно без снижения учетной ставки до уровня 8-9%. Собственно, достичь этого уровня планируют и в НБУ. Но такую задачу глава регулятора Яков Смолий обещает выполнить лишь к концу 2021 года. Невозможность же более активного снижения этого показателя уже сейчас в НБУ объясняют рисками, с которыми в ближайшее время может столкнуться Украина. По словам Смолия, говорится, в частности, о:
1. Неопределенности хода судебных процессов, связанных с обжалованием решений государства, направленных на оздоровление банковского сектора;
2. возможном прекращении с 1 января транзита российского газа через украинскую территорию;
3. активизации торговых войн и усилении турбулентности на мировых финансовых рынках, угрозе новой рецессии;
4. эскалации вооруженного противостояния на востоке Украины и новых торговых ограничениях со стороны государства-агрессора.
Финансовый сектор и экономика: в ожидании реформ
Чтобы удешевить кредиты для бизнеса, а также сделать доступным для граждан ипотечное кредитование в Украине, необходимы имплементация законов о защите прав кредиторов и проведения судебной реформы, - считает председатель правления Национального банка Яков Смолий. Кроме того, для снижения кредитных ставок нужны, по его словам, качественные реестры и обеспечение доступа к ним специальных регистраторов - для внесения изменений.
Напомним, президент Владимир Зеленский поручил до 1 октября в рамках улучшения бизнес-климата в Украине создать условия для снижения коммерческими банками кредитных ставок и доступности кредитования для бизнеса и населения. Также по поручению главы государства готовятся изменения в отечественной системы налогообложения. Хотя в экспертной среде единого мнения о глубинности и направлениях реформирования, похоже, нет. В частности, это касается подходов к изменению корпоративного налога за введение налога на выведенный капитал (ННВК).
Пока в Украине существует налог на прибыль предприятий, ситуация, когда бизнесмен может оплатить все сборы и спать спокойно вообще невозможна, - считает старший экономист Центра социально-экономических исследований Кейс-Украина Владимир Дубровский, - потому что даже если человек, как ему кажется, оплатил все налоги, к нему могут прийти налоговики или правоохранительные органы и обязательно к чему-то придраться. Единственный способ - заменить подоходный налог налогом на выведенный капитал. При этом мы закроем огромную дыру, связанную с выводом денег в оффшоры. И тогда можно будет объявить налоговую амнистию, о которой заявляли представители новой власти.
Также введение налога на выведенный капитал повысит инвестиционную привлекательность Украины, способствуя активному реинвестированию полученных средств и выводу экономики из тени. Занижать или скрывать свои доходы, как это массово делают сейчас, не будет смысла, - объясняет Илья Несходовский, - потому что, сколько бы ты ни заработал, никто не потребует платить налог с денег, которые будут вкладывать в развитие собственного производства. Кроме того, такой налог перекроет потоки, идущие на оффшорные счета за границу. И это будет кумулятивный эффект для роста отечественной экономики.
Однако, пойдет ли новая власть на такую реформу - по крайней мере, в ближайшее время, - большой вопрос. Частично ответ на него мы можем получить уже скоро - по итогам визита в Украину миссии Международного валютного фонда, которая, как ожидается, будет находиться в Киеве с 10 до 24 сентября. Ведь раньше в МВФ и Всемирном банке говорили о несвоевременности этого шага. Дело в том, что в первые годы после введения новшества есть риск увеличения дефицита госбюджета: ведь ННВК будут взимать только с распределенной прибыли, и предприятия могут откладывать уплату налогов на последующие годы. К примеру, за первые три года после введения ННВК в Эстонии доходы госбюджета от налогообложения корпораций сократились почти вдвое. Украина же, по подсчетам специалистов, в первый год действия этого налога может недосчитаться как минимум 35 миллиардов гривень (более 1% ВВП). Поэтому рисковать этим процентом правительство, которое на днях пообещало за 5 лет увеличить ВВП страны на 40%, вряд ли решится. Хотя, как говорится, поживем - увидим. Ждать не так уж и долго: до конца сентября Кабмин, напомним, должен обнародовать программу деятельности. Перспективы введения ННВК, по мнению экспертов, будут зависеть и от темпов реформирования земельных отношений. Ведь успешное открытие рынка сельскохозяйственной земли может полностью компенсировать потери от внедрения ПНВК. Тем более, что за два-три года при безошибочном его администрировании поступления от корпоративного налога вернутся на прежний уровень и начнут стремительно расти.
Владислав Обух, Киев