Что общего между Романом Сущенко и тремя польскими интеллигентами
В Варшаве открылась выставка рисунков украинского политзаключенного в России, журналиста, корреспондента Укринформа Романа Сущенко. Мероприятие организовано совместно посольством Украины в Польше и Союзом польских журналистов (SDP).
За время пребывания в СИЗО Москвы Сущенко нарисовал больше 20 рисунков, из увеличенных фотокопий которых и состоит выставка. Ее первая презентация состоялась в Киеве под названием «Искусство из-за решетки». Затем была показана в Брюссельском пресс-клубе.
В открытии выставки в Варшаве принял участие генеральный директор Укринформа Александр Харченко. Выступая перед польской аудиторией, он обратился к историям трех интеллигентов из Польши — журналиста, писателя, художника, которые в разное время находились в ссылке в России, а именно в Вятке, Вятском края – там же, где сейчас за решеткой наш Сущенко.
Считая, что это обращение будет интересным и для украинской аудитории, Укринформ публикует полный текст выступления Александра Харченко.
Уважаемые господа!
Сегодня мы открываем выставку моего коллеги, журналиста Укринформа Романа Сущенко. Эти рисунки, более 20, он сделал во время политически мотивированного российского следствия, находясь в московском СИЗО Лефортово.
Первая презентация выставки состоялась осенью, у нас в Киеве, под названием «Искусство из-за решетки». Затем была показана в Брюссельском пресс-клубе. Сейчас – в польской столице, а дальше, в ближайшее время, эти рисунки будут выставлены во Франции.
Давно отмечено, что люди, вещи, творческие артефакты, которые побывали в тюрьме и носят на себе ее знак, приобретают какой-то особый вес. Тюрьма словно увеличительное стекло выделяет самые важные черты вещей, а еще больше – людей. Несмотря на яростное психологическое давление и обицянки-цяцянки ФСБ, Сущенко не признал вину, не пошел на сотрудничество с обманным следствием. И там, за решеткой, жил и живет напряженной жизнью. Много читает, делает заметки, планируя со временем издать книгу. Поддерживает физическую форму, для чего делает из обычных пластиковых бутылок и воды гантели и штангу.
И – рисует! Когда смотришь на эти рисунки, в глаза бросается их неповторимые цвета. Одновременно сдержанные и выразительные. Из чего они такие? А из того материала, который смог найти наш Роман во время создания того или иного рисунка. Луковая шелуха, сок буряка, чай, шариковая ручка, стиральный порошок. Такие они – жизненные краски, доступные нашему коллеге за решеткой. И из всего этого, а также из тоски по свободе, любви к жизни, художественному таланту, вкусу возникли эти великолепные городские и природные пейзажи.
Несколько слов о самом Романе. Он – собственный корреспондент Укринформа в Париже. Одаренный, трудолюбивый, журналистски придирчивый. Универсальный, как это обычно принято у иностранных корреспондентов. Его арестовали 30 сентября 2016 года, когда Сущенко, взяв несколько дней отпуска, прилетел в Москву к своему брату. Показательно, что Следственное управление ФСБ засекретило дело Сущенко, мотивируя это тяжелой статье «За шпионаж». Российское кривосудие делает так, когда более обычного не уверенно в своей доказательной базе. После двух лет так называемого следствия Роману вынесли приговор – 12 лет лишения свободы. Большой срок. При том, что, как отметил защитник Сущенко Марк Фейгин, вся система доказательств строится на показаниях одного единственного человека – старого приятеля, с которым Роман был знаком почти 30 лет...
Российская пресса пыталась слепить из того какую-то бондиану. В то время, как речь идет о банальной провокации, основанной на человеческой доверчивости. Ведь трудно поверить, что столько лет дружеских отношений ничего не стоят. А спланировать подобную провокацию в такой стопроцентно контролируемой полицейской стране, как современная Россия, как говорят, дело техники.
При этом в российских медиа до сих пор можно найти насквозь лживые заявления, якобы журналиста Сущенко никто не знает и жизнь его неизвестна. Это при том, что профессиональная журналистская деятельность корреспондента Укринформа во Франции всегда была исключительно прозрачной, что могут подтвердить – и подтверждали – журналисты-международники парижского пула. В том числе, кстати, и корреспондент российской «Новой газеты».
Более того. У Романа и его жены Анжелики двое детей. Сын Максим – еще подросток. А вот дочь Юлия (которую вы здесь видите), как это часто бывает у детей, глядя на отца журналиста, сама выбрала именно эту профессию. И давно работает тоже у нас, в Укринформе.
Осенью прошлого года после вынесения приговора,Романа этапировали к месту отбывания наказания – колонии в Кирово-Чепецке, дальнем пригороде областного центра Киров. Недавно дочь Юлия и жена Анжелика впервые побывали там на длительном трехдневном свидании с Романом. Впрочем, об этом еще расскажет сама Юля...
А я тем временем хотел обратить внимание на другое. В августе 2017 года от Национального музея истории Украины к нам пришло прошение. Какое? Предоставить им письмо Романа к коллегам по Укринформу. С тех пор оно там экспонируется на выставке, рассказывает об украинских заключенных в России. После такого особо остро ощущаешь, как наша будничная жизнь становится частью истории. В которой мы – иногда свидетели, иногда создатели.
Я не знаю, насколько красноречив для польской аудитории тот факт, что наш Роман Сущенко отбывает незаконное наказание где-то возле Кирова. Но вспомним старое, дореволюционное название этого города, тех краев – Вятка, Вятский край. Одно из традиционных мрачных мест ссылок польских патриотов, боровшихся за свободу Польши в кровавых соревнованиях с Империей.
Вот, коллеги из фотоотдела распечатали мне такое письмо с четырьмя изображениями. На одном – журналист Укринформа Роман Сущенко. А кто остальные трое? Что объединяет их – всех четырех? Что? То, что все они были сосланы империей, старой Российской, советской или уже этой, новой путинской недоимперией, в Вятку, Вятский край.
Вот, например, Станислав Цивинский, журналист времен второй Речи Посполитой. Уже тогда он пострадал за одну свою статью. Но самое страшное произошло после внедрения пакта Молотова-Риббентропа. Журналиста захватили советские оккупанты и отправили в Вятлаг, Вятский лагерь из большого сталинского ГУЛАГа. В котором он погиб весной 1941 года.
Следовательно – журналист Цивинский. Погиб в Кировской области, бывшем Вятском крае.
А вот Марьян Кароль Дубецкий. Накануне восстания 1863 года он отбывал ссылку в Вятке. А потом во время Январского восстания представлял Русь, т. е. Украину, в Национальном Правительстве, сформированном восставшими. После подавления восстания он единственный из Правительства, кому посчастливилось избежать насильственной смерти, казни. Позже, после первого распада Российской империи, Дубецкий написал в книге воспоминаний «Отголоски Январского восстания» такие горькие строки:
«Россия-победительница, вкусив крови и угнетения, воцарилась варварским способом над побежденным народом, с помощью школы проникая в умы молодых поколений, затирая национальное сознание... Собственные традиции лучших времен уступили место лживой науке русификаторов».
Как точно и жестко сформулировано! Насколько эти мысли русина XIX века созвучны ощущениям украинцев XXI-го.
Итак – русин Марьян Дубецкий. Отбыл ссылку в Вятке в 1861-1862 годах.
И наконец – Михал Эльвиро Андриоли, польский художник, график, известный иллюстратор многих классических произведений, начиная с Мицкевича. Он тоже принимал участие в Январском восстании. Сумел сбежать на Запад. Но вернулся в страну в качестве уполномоченного Польского Национального Комитета оккупированных земель. В 1866 году Михал был арестован и выслан в Вятку, где находился в ссылке до 1871 года.
Итак – художник Михал Андриоли. Пятилетняя ссылка в Вятке.
И еще раз – замыкая круг – Роман Сущенко, украинец, журналист, художник, выставку которого мы открываем. 12 лет колонии строгого режима в Кировской области, бывшем Вятском крае. Актуальный украинский отголосок древней польской истории...
Рассматривая рисунки Романа, почувствуйте его светлую тоску по воле. А также почувствуйте общие черты нашей истории, украинской и польской. Истории непобедимой борьбы за свободу, в которой у нас был и остается один общий противник.
Но, открывая выставку Сущенко, не забывайте и о других украинских политзаключенных в России. Что там далеко ходить – в одной колонии с Романом отбывает наказание Валентин Выговский (опять же, какая громкая фамилия – для тех, кто помнит историю).
Всего на сегодня насчитывается 69 украинских политических заключенных в России, к которым после произвола РФ в Керченском проливе добавились 24 военнопленных моряка. Все это люди, которых Кремль взял в заложники, планируя выторговать за них санкционные или какие-то другие послабления.
Отдельная большая боль – положение на оккупированном Донбассе и в аннексированном Крыму. Трудно представить, но в сегодняшней Европе целый народ, крымские татары, во второй раз за последнее столетие становится жертвой политики имперского укрощения. Это факт, о котором нельзя забывать. Как и о том, какую большую долю среди украинских политзаключенных составляют именно крымские татары.
Как журналист не могу также не упомянуть о захваченных российскими пособниками на оккупированных территориях украинских журналистах. Это Станислав Асеев и Олег Галазюк в оккупированном Донецке; Николай Семена, незаконно осужденный в оккупированном Крыму.
Мы с вами, Европа, мир не можем спокойно наблюдать за беспределом России, такого себе международного хулигана. Это просто опасно для всех стран свободного мира. Кому лучше знать об этом, как не Польше?.. Поэтому демократические страны должны объединиться в своей позиции жесткого неприятия агрессии, нарушения норм международного права, политики захвата заложников. Как показывает опыт, кремлевский режим выпускает кого-то из своих когтей только в тех случаях, когда это становится для него слишком неудобным либо причиной имиджевых или каких-либо других потерь.
Вспомним, кстати, еще одного крымчанина - Олега Сенцова. Российские спецслужбы схватили его во время стремительного творческого взлета. Чтобы снять свой первый фильм, Олег продал свой небольшой бизнес. И та лента, «Гамер», получила приз на Роттердамском фестивале. Сенцов начал работу над второй картиной. И она была приостановлена войной, коварной оккупацией Крыма...
Сегодня Сенцов отбывает наказание в тяжелейших условиях полярного Лабытнанги. И Кремль упорно не хочет выпускать его из-за решетки. Хотя этого требовали и требуют десятки самых известных кинодеятелей мира. В том числе, три польских режиссера: Анджей Вайда, также – Кшиштоф Занусси и Агнешка Холланд...
А несколько дней назад начался Берлинале. Вчера и сегодня на Берлинском кинофестивале проходят премьерные показы польско-украинско-британского фильма Агнешки Холланд «Мистер Джонс». Эта картина – о принципиальном валлийском журналисте Гарете Джонсе, который в 1932-33 годах не поддался на кремлевскую пропаганду и честно рассказывал миру о страшном преступлении Голодомора в Украине. Но не все в том мире хотели услышать Гаррета Джонса. А некоторых Кремль просто купил.
И опять же – насколько современно звучит эта тема сегодня. Снова кремлевские преступления, снова попытка замылить глаза или подкупить политиков и журналистов Запада.
Но сегодня мы сильнее, чем были 85 лет назад. Во-первых, потому что нас больше, чем было тогда, а Московской империи – меньше. Во-вторых, потому что у нас большой опыт, в чем-то грустный, а в чем – удачный. И мы с вами об этих исторических уроках никогда не забудем. Главный из них, что наша сила – в единстве, солидарности. Или, как говорилось в лозунге польских восстаний, который позже переняли советские диссиденты: «За нашу и вашу свободу». (Извините за пафос, в этой ситуации не лишний).
А также – за то, чтобы наша журналистика была честной. Как у смелого британца Гарета Джонса, героя совместной украинско-польской ленты.
Волю Роману Сущенко! Свободу украинским политзаключенным! Руки прочь от Украины!
Александр Харченко, Варшава-Киев