Международные кредиторы требуют усовершенствовать таможенную политику, инвестклимат, финансовый сектор и борьбу с отмыванием “преступных” доходов
Несмотря на скандал с признанием неконституционной статьи об уголовной ответственности чиновников за незаконное обогащение, который теоретически может нарушить договоренности Украины с западным кредиторами, Минфин призывает депутатов как можно быстрее принять пакет других законопроектов, которых в МВФ тоже ждут. И которые будут способствовать приближению нашей страны к европейским стандартам сразу по нескольким направлениям: таможенному, финансовому, небанковскому и антикоррупционному. Интересно, что в перечень “необходимых для сотрудничества с МВФ” документов попали и два двусторонних соглашения с Государством Катар, принятие которых вряд ли может каким-то образом повлиять на сотрудничество с международными финансовыми институтами. Впрочем, в Минфине считают их важными, учитывая перспективы привлечения в украинскую экономику катарских инвестиций (процедура ратификации этих документов по непонятным причинам затянулась – ведь договоры подписали еще почти год назад в рамках официального визита Президента Петра Порошенко в Катара). Поэтому Укринформ внимательно присмотрелся к перечню “технических” требований, их сейчас МВФ выдвигает Украине для продолжения донорской поддержки.
Кредитор всегда прав
Принятие упомянутых законопроектов (см. подробнее – в инфографике) станет существенным шагом Украины на пути к евроинтеграции, откроет доступ к дальнейшей макрофинансовой помощи Евросоюза, позволит продолжить сотрудничество с Международным валютным фондом, поможет наладить финансовое партнерство с государством Катар, станет мощным сигналом для других потенциальных инвесторов и, как следствие, будет способствовать сохранению макроэкономической стабильности в Украине, – говорится в сообщении Министерства финансов.
Стоит отметить, что отношение к продолжению сотрудничества с МВФ в Украине неоднозначное. Особенно этот вопрос поляризует наше общество с приближением выборов. Ведь многие политики активно используют тему сотрудничества с Международным валютным фондом в своих целях – в основном для того, чтобы убедить свой электорат либо в неэффективности освоения заемных средств, либо вообще в нецелесообразности такого сотрудничества.
Частично соглашаясь с такими оценками, большинство независимых экономических экспертов все же считают, что в нынешних условиях отказаться от сотрудничества с мировыми и европейскими финансовыми донорами Украина не может. Ведь ни для кого не секрет, что у страны существенные долговые обязательства (как внешние, так и внутренние). К примеру, в этом году мы, по данным Минфина, должны выплатить кредиторам свыше 14 миллиардов долларов. Почти 9 миллиардов – платежи в иностранной валюте. Половина этой суммы – более $4,5 миллиардов – пойдет на погашение внешнего долга. Без получения новых валютных заимствований “потянуть” такие расходы страна не может (иначе придется потратить львиную долю золотовалютных резервов, что может привести к валютному коллапсу).
“Также сотрудничество с Международным валютным фондом нужно стране и с так сказать “имиджевой” целью, – говорит исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин. – Фонд нужен как маркер для инвесторов, покупающих государственные облигации Украины, когда Министерство финансов выходит на международные рынки для внешних заимствований. То есть, для уменьшения стоимости ресурсов на международных финансовых рынках. Ведь без сотрудничества с МВФ наш Минфин сможет привлекать кредиты разве что под «бешеные» проценты”.
При этом предложенные к рассмотрению в парламенте документы, принятия которых ожидает МВФ, по мнению экспертов, не вызовут никакого общественного диссонанса, а их воплощение не потребует дополнительного финансирования. Единственное, что может помешать их принятию в ближайшее время – это бурные голосования по более “политизированным” документам (например, законопроекту о языке), а также отсутствие кворума на пленарных заседаниях. Ведь из-за того, что немало народных избранников привыкли, зарегистрировавшись в сессионном зале, потом исчезать и не принимать участия в голосованиях, “почили в Бозе” уже немало важных законодательных инициатив. Надеемся, на документах, которые “лоббирует” сейчас Минфин, это не скажется. Кстати, в четверг Верховная Рада уже утвердила за основу проект Закона О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно некоторых вопросов выполнения Главы 5 Раздела IV Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и государствами-членами, с другой стороны (в инфографике – законопроект №7473). Также парламент ратифицировал два соглашения с Катаром.
Поэтому проанализируем, о каких документах идет речь.
Законопроект №7473: “цепочки доверия” для украинского бизнеса
В Европе предусмотренный этим законодательным актом механизм используют почти 15 лет. “Прописанный” статус автоматизированного экономического оператора – это наивысшая степень доверия таможни к предприятию. Как следствие, такое предприятие пользуется максимально возможными льготами и упрощениями таможенных формальностей. Если этот институт будет создан, отечественные операторы смогут принимать участие в формировании так называемых “безопасных цепочек” поставки товаров. Это повысит доверие к нашим таможенным органам в Европе и будет способствовать конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках.
Проект закона №9532: облегчение для экспортеров, перевозчиков и импортеров
Принятие этого документа – один из приоритетов и обязательств нашего правительства, предусмотренных кредитным Меморандумом о взаимопонимании между Украиной и Европейским Союзом. Речь идет о доступе нашей страны к относительно дешевому европейскому финансовому ресурсу и переходе к упрощенным европейским транзитным правилам, который будет способствовать существенному ускорению и удешевлению движения товаров, от чего выигрывают все участники цепи поставки – экспортеры, перевозчики и импортеры.
Проект №9417: внедрение евростандартов борьбы с отмыванием средств
Принятие документа будет способствовать приближению отечественной правовой системы в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма требованиям, которые ЕС традиционно предъявляет к государствам, которые намерены вступить в Евросоюз. В частности, законопроект предусматривает введение ряда требований для платежных систем – например, сопровождать денежные переводы полной информацией о плательщике и получателе перевода, принимать предупредительныхе меры в противодействии манипуляциям с деньгами, полученными преступным путем.
Законопроект №6303-д: нормирование деятельности фондового рынка
Этот документ непосредственно касается выполнения пункта 16 Меморандума между Украиной и МВФ, где говорится о реформировании рынка ценных бумаг. От Украины требуют привести полномочия Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, ее независимость и институциональную способность в соответствие с международной практикой. Пока на пути к этому стоит отсутствие в украинском законодательстве положений о механизме обеспечения сохранения информации, полученной в рамках международного сотрудничества, а также обеспечения ее конфиденциальности. Кроме того, у Комиссии пока недостаточно полномочий для обеспечения международного обмена информацией (в том числе содержащей банковскую тайну) и проведения следственных действий. Восполнить пробел и призван соответствующий законопроект.
Проект закона №7276: свободный доступ НАПК к госреестрам
Необходимость этой нормы вызвана тем, что у детективов Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции до сих пор отсутствует полный инструментарий для сбора информации о потенциальных коррупционерах. К примеру, органы госрегистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований и органы госрегистрации актов гражданского состояния часто отказываются предоставлять НАПК копии документов без разрешения суда. А в НАПК подчеркивают, что получение судейских решений часто приводит к затягиванию расследований и утечке информации об их ходе.
Проект №2413-а: стимулирование развития рынка небанковских финуслуг (сплит)
Цель документа – сокращение количества регуляторных и контролирующих органов на рынках небанковских финансовых услуг. Предлагается разделить функции Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг), между другими государственными органами. В частности, часть полномочий передать Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку – те, которые касаются регулирования и надзора в системе накопительного пенсионного обеспечения и контроля за управлением имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью. Остальные же полномочий Нацкомфинуслуг – а именно регулирование страховой деятельности, – считают целесообразным делегировать НБУ.
Катар: новый стратегический партнер на ближнем Востоке
Конечно же, в Меморандуме о сотрудничестве с МВФ никаких положений о двустороннем сотрудничестве между какими-либо суверенными государствами нет. Впрочем, сотрудничество с Катаром, по мнению чиновников, помимо прочего, означает также открытие доступа к новым финансовым рынкам. Ведь речь идет о возможности одной из самых богатых стран Персидского залива. Углубление межгосударственного сотрудничества будет способствовать расширению рынков сбыта для отечественной продукции и доступа к катарским инвестициям. Также эта страна может стать “плацдармом” для расширения торгово-экономических связей в довольно богатом регионе.
Владислав Обух, Киев