Международный валютный фонд может предложить Украине новую программу сотрудничества, рассчитанную на 3-4 года. Чего ждут взамен от Киева?
В Украине снова гостят представители Международного валютного фонда. До 26 сентября они будут знакомиться с нашими новыми членами правительства и главами других органов власти, изучать финансовые и экономические показатели, и главное - вести переговоры об условиях продолжения сотрудничества. В отличие от мая, когда миссия Фонда последний раз посещала Украину, и когда в окружении нового президента звучали разные мнения насчет перспектив продолжения сотрудничества с международным финансовым институтом, сейчас власть практически единодушна: дальнейшее сотрудничество с МВФ Украине необходимо (хотя будущая программа и может быть - как надеются в правительстве - последней). И как раз настало время серьезно поговорить об условиях такого взаимодействия. Ведь в мае никаких решений принято не было, и о возможных рекомендациях миссии широкой общественности не сообщали. Кроме разве что утешительного заявления главы миссии Рон ван Родена: «Эксперты МВФ пришли к выводу о реалистичности денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики Украины. Но, учитывая процесс смены власти в нашей стране, в Фонде тогда взяли паузу - ни о продлении действия действующей на сегодня 14-месячной программы сотрудничества stand by (принята в декабре 2018-го, объемом $ 3,9 миллиарда, $ 1,4 миллиарда из которых Украина уже получила), ни о возможности начала новой не заявили. Хотя и намекнули: Фонд готов к дальнейшему сотрудничеству, а насколько глубокому - будет зависеть от желания украинской власти и от ее первых шагов.
За неполные четыре месяца в Украине многое изменилось: завершился период избирательной турбулентности, избрана новая Верховная Рада, сформировано правительство, продолжается кадровое обновление на всех ступенях властной вертикали. В конце концов, Киев выполняет важные условия предыдущих меморандумов о сотрудничестве с Фондом, ликвидируя помехи, которые так и не позволили нам получить ни одного из двух запланированных на этот год траншей в $1,3 миллиарда каждый. Речь, в частности, о продлении либерализации газового рынка, запуске Антикоррупционного суда, возвращении ответственности за незаконное обогащение... Впрочем, еще не реализованных реформ, на необходимости которых в разное время настаивали в Фонде, тоже хватает. Какие же из них могут быть определяющими для утверждения новой (а вероятность получения траншей в рамках действующей, похоже, минимальная) программы сотрудничества?
Вероятные условия МВФ и украинские козыри
Перечень рекомендаций Фонда и обязательств, которые Украина брала на себя в рамках десяти (нынешняя stand by - юбилейная) предыдущих программ сотрудничества с МВФ, фактически не меняется - по крайней мере, в последние годы. Это - обеспечение бездефицитности государственного бюджета и бюджета Пенсионного фонда, либерализация газового рынка, очищение банковской сферы, усиление борьбы с коррупцией, отмена моратория на продажу земли. В частности, действующая программа сотрудничества с МВФ предусматривает создание Антикоррупционного суда, предоставление НАБУ расширенного доступа к проверке электронных деклараций и вообще формирование эффективной антикоррупционной системы, реформирование Государственной фискальной службы, реформу небанковского сектора и принятие так называемого закона о сплите. Некоторые из условий сотрудничества выполнены, некоторые - так сказать в процессе, еще какие-то - продолжают кочевать из одной программы в другую. Среди них - норма об открытии рынка земли. В повестке дня переговоров Украина-МВФ она присутствует уже добрый десяток лет. Но пока это требование не было ключевым - находились более важные для Фонда вопросы. Теперь, похоже, пришло время, когда ее вес в общем кейсе переговоров существенно возрастет. Причем, инициировать ее перемещения на первые позиции в перечне обязательств может именно украинская сторона, для которой политическая воля (и конкретные поручения президента) к изменению положения дел в земельной сфере может оказаться большим козырем. И, заодно, маневром, чтобы отвлечь внимание партнеров от пресловутого тарифного вопроса, который был определяющим на переговорах, происходивших в Киеве ровно год назад, в сентябре 2018-го. Еще бы - по прогнозам Всемирного банка, открытие земельного рынка может привести к существенному ускорению темпов экономического роста - от 0,5% (умеренный переход) до 3% (стремительные реформы) в год. В денежном выражении это - более $ 4 миллиарда, что значительно превышает влияние на показатели бюджетного дефицита уже упомянутого вопроса рыночных цен на энергоносители. И это крайне важно для власти, которая обещала избирателям снизить коммунальные тарифы и, в частности, реагируя на ценовую ситуацию на европейском рынке, последовательно давит на НАК Нафтогаз, заставляя его снижать стоимость топлива.
Еще одним «козырем» Киева могут стать успешные расчеты с внешними кредиторами Украины (а на нынешний и предстоящий годы приходится пик этих выплат), и главное - с самим Международным валютным фондом. Ведь на днях Украина полностью рассчиталась с МВФ по программе stand-by 2014 года, выплатив $ 156 миллионов (в эквиваленте).
В “нашу пользу” и недавнее повышение влиятельным рейтинговым агентством Fitch Rating долгосрочного и краткосрочного кредитных рейтингов Украины. И, конечно же, общий фон, на котором все это происходит - единство власти (хотя с точки зрения политики и демократии к этому и есть вопросы, для экономики такое единодушие - то, что надо) и высокий уровень доверия к ней общества...
Возможны камни преткновения в ходе переговоров
О хорошем это - почти все. Далее - о возможных траблах, которые могут испортить впечатление членов оценочной миссии МВФ от визита в приветливый осенний Киев и затянуть переговорный процесс.
1. Уже упомянутый вопрос тарифов.
Наведение порядка в сфере жилищно-коммунальных услуг - одно из традиционных требований МВФ к развивающимся странам. Для Украины этот вопрос особенно болезненный, ведь наше ЖКХ - одно из самых энергоемких в мире... И почему нам не повезло жить в солнечной Африке? А еще лучше - вовремя реформировать эту отрасль, как в соседней Польше. Но это - отдельный разговор (с упоминанием о нашей неготовности к шоковой терапии и о многомиллиардных европейских субвенциях для Варшавы). Нам приходится идти другим путем. На этом пути без установления рыночных тарифов для всех потребителей не обойтись. Вопрос только в том, когда это произойдет. В октябре прошлого года правительство, согласно договоренностям с МВФ, повысило цены на газ для населения почти на четверть. Следующее повышение планировалось на нынешний май - с тем, чтобы до конца года тарифы достигли рыночного уровня. Однако резкое снижение мировых цен на энергоресурс, начавшееся весной, спасло украинцев от роста цифр в коммунальных платежках. Но если цены вырастут? А рано или поздно они вырастут... Власть так и не урегулировала вопрос. Делать это придется новому правительству. И несмотря на то, что премьер Алексей Гончарук уже несколько раз подчеркивал, что Кабмин не должен вмешиваться административными решениями в ценообразование, именно правительству, а не потребителям или поставщикам топлива, придется обсуждать этот вопрос с представителями МВФ. Правда, некоторые эксперты считают: у украинского правительства есть альтернатива. Ведь главное для МВФ - не сделать украинский беднее, заставив власть осчастливить их европейским уровнем оплаты за коммунальные услуги при сохранении далеко не европейских зарплат. Задача - обеспечить стабильность государственных финансов. И если Киев предложит собственный прогрессивный подход к достижению этой цели - МВФ вряд ли будет настаивать на немедленном повышении тарифов. При таких условиях на первый план в энергетическом кейсе могут выйти вопросы дальнейшего реформирования (анбандлинга) компании Нафтогаз Украины. А с этим у нас не так уж и плохо - украинцам пообещали вот-вот представить соответствующую модель. О ее параметрах, вероятно, пойдет разговор и с гостями из МВФ.
2. Риски при формировании бюджета на следующий год.
Также традиционный вопрос переговоров МВФ со странами-кредиторами. Пока Украине почти всегда удавалось убедить представителей Фонда в способности обеспечить необходимые параметры (дефицит бюджета, не превышающий 3%). При этом, если по итогам года, которому предшествовали договоренности, бюджетные показатели и не выполнялись, то недовыполнение не было критическим.
У Украины хороший опыт. В последнее время, за исключением кризисных 2014 и 2015 годов, мы имели неплохие (даже по мировым меркам) показатели дефицита бюджета. Тем более, что МВФ довольно жестко контролирует этот документ на этапе подготовки к окончательному голосованию в парламенте. Ведь речь идет об одном из ключевых индикаторов, который учитывают в Фонде и который Украина, как правило, наиболее последовательно и успешно выполняет, - напоминает президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило.
Кстати, проект бюджета-2020, очевидно, будет одним из первых документов, с которыми ознакомятся представители миссии МВФ, находясь в Киеве. Ведь, по закону, правительство должно представить законопроект на рассмотрение парламента до 15 сентября (учитывая, что 15-е - выходной, ждать первых сведений о макрофинансовых показателях будем уже в начале следующей недели).
3. (Гловное) Проблемы с выполнением бюджета-2019
За 8 месяцев 2019 года Украина недополучила почти двадцатую часть (5%) запланированных средств. С начала года в Госбюджет поступило чуть более 594 миллиардов гривень - вместо 625, как следовало бы. Об этом отчитались в Министерстве финансов. И подчеркнули: речь идет о недовыполнении доходной части сметы почти по всем налогам. Самый большой недобор - по НДС с произведенных в Украине товаров (13,5%), по доходам от рентной платы (15,6%), НДС по импорту (12,4%). Едва ли не главной причиной недовыполнения в Минфине называют высокий курс гривни. Напомним, нынешний бюджет сверстан из расчета среднего обменного курса 28,2 гривни за доллар, а средний курс за январь-август составил 26,6. И, поскольку на днях доллар упал ниже психологической отметки в 25 гривень, этот показатель может еще сократиться. Также, по данным Минфина, на доходы бюджета повлияли низкие цены на газ, запрет на ввоз в Украину угля и нефтепродуктов из России, сокращение отчислений от работы госпредприятий (80% плана).
Правда, в правительстве рассчитывают: в последние месяцы года ситуация с наполнением госказны несколько улучшится. В частности, за счет активизации работы обновленной таможни и Государственной фискальной службы. Но ликвидировать зазор в несколько десятков миллиардов вряд ли удастся. Поэтому, очевидно, темы секвестрирования бюджета при общении с миссией МВФ не избежать. Хотя некоторые эксперты считают, что, так сказать, неофициальный секвестр шел и до этого - еще при Владимире Гройсмане. И частично ликвидировать дефицит средств, снизив его до более-менее приемлемого уровня, пока удается в том числе и за счет сокращения расходов. Денег не добавляют на социальные - в том числе и защищенные - статьи бюджета, - считает экономист Алексей Кущ. - Один из примеров скрытого недофинансирования - сокращение более чем на 40% числа получателей жилищно-коммунальных субсидий. Также государство экономит на инфраструктурных проектах. К примеру, темпы освоения предусмотренных бюджетом 55 миллиардов гривень на дорожное строительство довольно «скромные». И это несмотря на то, что и у Гройсмана, и у Гончарука постоянно говорили и говорят о его приоритетности. Эксперты говорят и о частичном недофинансировании медицины и продолжении реформы судебной системы, а также ограничении дотаций аграриям (прежде всего, фермерам). Пока выплаты притормаживают неофициально. Но не исключено, что в октябре-ноябре правительству придется и в самом деле прибегать к секвестру. А это баллов на переговорах с МВФ, конечно же, не добавляет.
Вместо заключения: на что рассчитываем на выходе
Сделать окончательные выводы о соответствии Украины параметрам новой программы сотрудничества специалисты МВФ смогут только позже - после появления Программы действий правительства, которую Алексей Гончарук должен представить до конца месяца. Поэтому и эксперты, и министры прекрасно понимают: ожидать подписания окончательного соглашения ни в сентябре, ни в октябре не стоит. Речь идет о заключении staff agreement - предварительного соглашения с ключевыми параметрами будущей программы сотрудничества - с последующей доработкой деталей. По прогнозам НБУ, соглашение о новой программе расширенного финансирования с МВФ сроком 3-4 года удастся подписать до конца года. Ожидаемый объем - от $ 5 миллиардов до $ 10 миллиардов. Поэтому уже в начале января 2020 года Украина получит первый транш по этой программе - примерно $ 2 миллиарда.
Также договоренности с Фондом, как правило, положительно влияют на предоставление стране макрофинансовой помощи от ЕС и Всемирного банка. На днях, кстати, вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрий Кулеба по итогам переговоров с вице-президентом Еврокомиссии Валдисом Домбровскисом сообщил: до конца года Украина получит второй транш в рамках программы европейской помощи - 500 миллионов евро.
Еще одним побочным следствием договоренностей с МВФ станет позитивный сигнал для международных финансовых рынков о снижении уровня рисков при кредитовании Украины. Отечественный Минфин будет увереннее чувствовать себя на рынке внешних заимствований и может рассчитывать - увы, на небольшое - снижение процентных ставок по будущим займам. Как напомнил советник президента Олег Устенко, стоимость денег, которые Украина при необходимости могла бы занять на международных финансовых рынках, - 9-10% годовых. Тогда как средняя ставка по кредитам МВФ - примерно 3% годовых. Правда, Устенко уверен: в краткосрочной перспективе Украине удастся удерживать макрофинансовую стабильность и без очередных траншей от МВФ. Но в дальнейшем без стратегического сотрудничества с Фондом не обойтись.
Кроме того, не стоит забывать, что подавляющее большинство реформ, на проведении которых настаивает Международный валютный фонд (даже болезненных для населения) в итоге должны пойти на пользу нашей стране - ее экономике, социальной сфере и политической системе.
Владислав Обух, Киев