В чем суть и чего ждать от новых европейских правил в сфере регулирования гражданских беспилотников
Европейское агентство авиационной безопасности (ЕААБ) обнародовало общие нормы использования дронов, которые скоро станут обязательными для всех стран-членов ЕС. Учитывая стремительное развитие мировой отрасли беспилотников, появление таких норм было лишь вопросом времени. До сих пор беспилотные летательные аппараты оставались без внимания законодателей, не имея даже четко определенного статуса. В поисках ответа на вопрос, насколько серьезными последствиями для в целом для отрасли обернутся новые европейские законы и чего от них ожидать Украине Укринформ обратился к известному авиационному эксперту Богдану Долинце.
Суть новых законов о беспилотниках от Евросоюза
Разговоры о необходимости регулировать стремительно растущую отрасль частных беспилотных летательных аппаратов - более известных в народе как дроны - идут в правительственных структурах мира уже довольно долго. Особенно остро проблема встала после истории, когда в прошлом году шальные дроны неожиданно атаковали территорию британских аэропортов Гатвик и Хитроу, из-за чего на сутки прекратились все полеты, аэропорты понесли многомиллионные убытки. Несколько подобных случаев было и в других странах.
После этого Европейское агентство авиационной безопасности всерьез взялось за дроны и недавно обнародовало результаты своей работы - один из первых в мире комплексов регуляторных актов, на общеевропейском уровне устанавливающих правила и ограничения для частных беспилотников.
По сути, львиную долю правовых норм составляют технические требования, и они коснутся только некоторых из рядовых владельцев и операторов беспилотников. В частности, начиная с июня 2020 года операторы беспилотных самолетов должны зарегистрироваться в стране ЕС, где они проживают или имеют основную работу. Каждый беспилотник также подлежит регистрации, что позволит его отследить в случае необходимости. Это поможет предотвращать случаи, подобным тем, что произошли в британских аэропортах. Также по всему ЕС вводятся универсальные критерии к определению класса, безопасности и требований к беспилотникам.
Как считает авиационный эксперт Богдан Долинце, в целом новые европейские законы несколько упростят жизнь рядовым владельцам дронов: Раньше дроны практически никак не регулировались на международном уровне. Определенные документы, особенно касающиеся технической комплектации, каждая страна так или иначе разрабатывала, но теперь они будут приводить свои документы в соответствие с общими правилами. Появление универсального законодательства сильно упростит жизнь владельцам дронов, которые много путешествуют по странам ЕС, потому что им не нужно будет в каждой отдельной стране изучать правила. Для госструктур появится вызов, ведь нужно будет пересматривать собственные регулирующие акты, а вот с точки зрения частных владельцев все станет проще.
Иного варианта, чем адаптировать европейские нормы, у Украины нет
Украина, несмотря на довольно строгое законодательство в сфере малой авиации, остается вольницей для авиации беспилотной. Первые правовые нормы для дронов были приняты в нашей стране только в 2018 году. На осень 2019 года Госавиаслужба запланировала подготовку и обнародование проекта общих правил эксплуатации беспилотников, а значит работа в этом направлении уже ведется. И учитывая курс Украины на евроинтеграцию и подписанное соглашение об ассоциации с Европейским союзом, нет смысла строить качественно отличные от недавно объявленных Евросоюзом правила. Богдан Долинце отмечает: Украина намерена войти в общее европейское авиапространство. Поэтому наше законодательство должно полностью соответствовать требованиям ЕС. Конечно, какие-то свои особые нормы могут быть, но общие принципы должны полностью совпадать. Поэтому, скорее всего, новые правила, которые собирается опубликовать Госавиаслужба, будут скорректированы и урегулированы в соответствии с новыми европейскими нормами, чтобы потом наша авиационная отрасль не имела проблем, в том числе и ограничений или запретов на полеты.
В конце концов, у Украины есть время, чтобы присмотреться к европейским правилам, где критерии безопасности являются главными, и вполне актуальны для нас тоже.
Закон приняли, а как будут бороться с его нарушителями?
Помимо установления технических требований к беспилотникам и регистрации их владельцев, новое европейское законодательство в общих чертах определяет, где дронам летать можно, а где - нельзя. Но мы знаем, что там, где есть запреты, всегда возникает соблазн их обойти. Поэтому в случае недобросовестных запусков беспилотников, европейцы пытались предусмотрели механизмы защиты.
Над противодействием вездесущим дронам уже давно ломают головы правоохранительные структуры по всему миру. Есть довольно экстравагантные способы - скажем, в Азии используют хищных птиц, в европейских странах разрабатывали дронов-охотников, вооруженных сетками для ловли нарушителей. Впрочем, Богдан Долинце убежден, что есть средства препятствования незаконным полетам беспилотников куда прозаичнее и эффективнее: Сегодня производители беспилотников, программируя свои изделия и закладывая туда карты для полетов, просто должны внести в эти карты ограничения - аэропорты и запретные зоны, и дрон фактически не сможет там летать. Такое программное обеспечение есть даже у беспилотников, которые управляются дистанционно, а не просто летают по заданной программе. Недобросовестные владельцы, конечно, могут взломать программное обеспечение и снять такое ограничение. Поэтому такие модификации европейское законодательство пока запрещает и преследует. Однако параллельно используются и средства, препятствующи полетам дронов над определенной территорией. На сегодняшний день именно европейские аэропорты больше всего вкладываются в оснащение такими системами. В то время как системы физического уничтожения беспилотников больше популярны в восточных странах.
Хотя отрасль малых беспилотных летательных аппаратов сформировалась совсем недавно, угрозы и вызовы от их неправомерного использования уже стали очевидными для многих. Поэтому наработки Европейским Союзом единых правовых норм ее регулирования - своевременный и закономерный шаг. И для присоединения к этим нормам в Украине нет никаких препятствий.
Вячеслав Масный. Киев