Учитывая политизированность “земельной” темы, Укринформ спросил у экспертов, на что делается расчет и почему за 66 дней до президентских выборов?
Минэкономразвития предложило президенту Петру Порошенко применить право вето к закону о продлении моратория на продажу сельскохозяйственной земли до 1 января 2020 года. Соответствующее заключение подписал первый вице-премьер министр – министр экономического развития Степан Кубив, сообщает пресс-служба ведомства.
В частности, в документе говорится, что “мораторий нарушает конституционное право граждан страны владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, что подтвердил Европейский суд по правам человека”. Вместе с тем, МЭРТ акцентирует внимание на экономической составляющей: “По оценкам Всемирного банка, введение рынка земли создало бы возможности для роста ВВП Украины ежегодно на дополнительных 0,6-1,6 процентных пункта и позволило бы привлекать около 1,5 млрд долларов дополнительных инвестиций в год (...) Отсутствие рынка земли побуждает фермера инвестировать преимущественно в однолетние культуры – подсолнечник или рапс, которые больше истощают землю, а от этого он ежегодно теряет около 1 тыс. долларов добавленной стоимости с каждого га (...) ухудшает благосостояние 6,9 млн украинцев-владельцев земельных паев. В условиях ослабленной конкуренции из-за отсутствия рынка земли, владельцы получают за аренду участков плату, которая занижена в 5 раз: 50 долларов за га в год вместо 250 долларов за га, как в Болгарии или Польше”.
Все правильно. Тем не менее, у нас возникло несколько простых вопросов: с чем связано это предложение, то есть, почему именно сейчас, накануне президентских выборов; на что делается расчет, почему предложение идет отдельно от Минэкономразвития, а не от всего правительства и, собственно, какова вероятность наложения вето Президентом?
Сначала Укринформ обратился к советнице министра экономического развития и торговли Украины Роксолане Подласе, которая отметила, что кроме Минэкономразвития, выводы и предложения готовятся также другими министерствами и ведомствами. “Пресс-релиз, опубликованный Минэкономразвития, ссылается на официальный документ – заключение Минэкономразвития к принятому Верховной Радой Закону Украины “О внесении изменений в раздел Х Земельного кодекса” (№2666-VIII от 20.12.2018 года). Закон №2666-VIII продлевает действие моратория на куплю-продажу и отчуждение иным способом земельных участков сельскохозяйственного назначения до 1 января 2020 года. Заключение дано по запросу Секретариата Кабинета Министров Украины от 18 января 2019 года, - сообщила советник министра и добавила: - Администрация президента может обращаться в Кабинет Министров за проведением экспертизы закона, поступившего на подпись Президенту Украины, что они и сделали в случае с Законом №2666-VIII. Согласно регламенту Кабинета Министров, предложения Президенту подаются не позднее 7 дней. Секретариат КМУ собирает предложения центральным органам исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы, регулируемые таким законом, а также Минюсту. Пока выводы и предложения готовятся Минэкономразвития, Минагрополитики, Минфином, Минюстом и Госгеокадастром”.
Впрочем, опрошенные нами эксперты не исключают, что вокруг заполитизированного “земельного” вопроса происходит определенная информационная кампания.
Например, экономист Борис Кушнирук считает, что между правительством и президентом существуют договоренности.
“То есть разыгрывается сценарий, когда на Банковую идет обращение от министерства. И президент на него реагирует – ветирует закон, но требует от правительства, во-первых, обеспечить «непреодоление» вето Верховной Радой, а во-вторых, подать в парламент законопроект об обороте земель. Но есть ли у такого документа шанс на поддержку в Раде? Здесь все будет зависеть от его содержания, насколько он консервативен. Ведь мы прекрасно понимаем, что среди определенных политических сил есть мощное лобби аграрного сектора, где не заинтересованы в снятии моратория, поскольку, и это очень важный момент, закон не позволяет агропредприятиям скупать землю”.
По словам политолога, члена правления международного союза “Институт национальной политики” Марины Багровой, предложение Минекономразвития вызвано тремя причинами.
“Во-первых, решением Европейского суда по правам человека от 22 мая 2018 года в деле «Зеленчук и Цицюра против Украины», установлено, что мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения, введенный в Украине в 2002 году, нарушает права землевладельцев и не обеспечивает необходимого баланса между ограничением права собственника на отчуждение имущества и интересами общества в целом. Сформулированная в данном судебном решении правовая позиция Европейского суда по правам человека, требует от законодателя, – депутатов Верховной Рады отмены закона о продлении моратория на сельскохозяйственные земли до 1 января 2020 года. Однако это требование большинством депутатов Верховной Рады было проигнорировано, закон так и не был отменен. Во-вторых, четкое исполнение решений международных органов, в том числе и Европейского суда по правам человека, служит гарантией дальнейшего финансового сотрудничества Украины и МВФ. Представители МВФ неоднократно обращались к представителям правительства Украины насчет принятия мер как субъекта законодательной инициативы по инициированию отмены моратория на продажу сельскохозяйственных земель через Верховную Раду. Кроме того, невыполнение решения Европейского суда по правам человека путем отмены рассматриваемого моратория, оказывает негативное влияние на инвестиционный климат в Украине.
Госпожа Багрова также добавила, что изложенные обстоятельства не могут не свидетельствовать о том, что это предложение связано с грядущими президентскими выборами.
“В украинском обществе уже существует запрос на отмену моратория на продажу земли. Поэтому как раз накануне выборов, действующий президент его удовлетворит. В нынешних политических условиях, вероятность наложения вето равна ста процентам”, – подытожила она.
В свою очередь, заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии Дмитрий Яблоновский говорит, что вето на продление моратория его не отменит. Ведь в переходных положениях Закона о землю, в которых и говорится о моратории, сказано, что мораторий продолжает действовать до момента пока не будет принят Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Но...
“В случае вето, Президент должен предложить собственное видение открытия рынка земли и подать на рассмотрение парламента законопроект об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Принятие такого законопроекта является юридическим основанием для прекращения действия моратория, – убеждает эксперт. – Поэтому общественная коалиция за отмену моратория призвала президента Петра Порошенко ветировать закон, который продлевает мораторий на куплю-продажу сельскохозяйственных земель до 1 января 2020 года, и подать в Верховную Раду собственный проект закона Об обороте земель с/х назначения как неотложный”.
Управляющий партнер юридической фирмы Pravovest Глеб Сегида соглашается с коллегой, а именно: “вето на закон о продлении моратория де-юре ничего не изменит - мораторий продолжит действовать”. А поэтому считает, что показательные продление моратория в конце года – это “не более чем шоу и желание показать избирателям как депутаты якобы отстаивают интересы крестьян”.
Вместе с тем, господин Сегида высказал свою версию, почему сейчас Минэкономразвития обратилось с просьбой наложить вето. “Возможно, так министерство хочет обратить внимание на популистский характер этого закона и расшевелить Кабмин и Администрацию Президента с целью скорейшей разработки законопроекта об обороте земель сельскохозяйственного назначения, – считает юрист. – Наложит ли вето Президент – зависит от его предвыборной тактики. Как вариант, Президент может наложить вето с одновременным поручением разработки Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.
Опросил Мирослав Лискович. Киев