Схема, по которой работодатели используют труд физических лиц-предпринимателей, с одной стороны наносит ущерб государству, с другой – способствует развитию некоторых “прорывных” сфер.
На сайте Министерства социальной политики обнародован законопроект о запрете использования гражданско-правовых отношений между компанией и физическим лицом–предпринимателем вместо найма такого человека на работу. Авторы документа предлагают дополнить Кодекс законов о труде новой статьей – Признаки наличия трудовых отношений. В частности, предусмотрено 7 критериев, подтверждающих существование трудовых отношений между двумя субъектами (физическими и юридическими лицами). Любых трех из указанных признаков достаточно для юридического признания факта трудовых отношений.
Инициатива Минсоцполитики вызвала неоднозначную реакцию в обществе. В частности, некоторые представители бизнеса и эксперты считают, что предложенный законопроект не учитывает современных реалий ведения бизнеса и новых форм сотрудничества для креативных профессий. А сторонники изменений утверждают, что многие граждане жалуются: работодатели, мол, заставляют их заключать гражданско-правовые договоры, хотя де-факто они работают на условиях трудового договора. Как следствие – люди не получают законный социальный пакет: отпусков, больничных, гарантий по сохранению места работы, должности и средней зарплаты на время выполнения государственных или общественных обязанностей, гарантий по охране материнства и так далее.
Когму предстоят изменения?
Попробуем выяснить. В законопроекте названы, в частности, такие критерии: периодичность оплаты лицу за работу, которая выполняется в интересах другого (в том числе и юридического) лица; личное выполнение работы по поручению и под контролем субъекта, в интересах которого она выполняется; вознаграждение за выполненную работу является единственным источником или составляет 75 и более процентов дохода ФЛП за последние полгода; работа выполняется на определенном работодателем рабочем месте и в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка; ФЛП выполняет работу, подобную той, которую выполняют штатные сотрудники; организация условий труда (в т.ч. предоставление рабочего места) обеспечивается лицом, в интересах которого выполняется работа; “заинтересованное” лицо устанавливает для физлица-предпринимателя продолжительность рабочего времени и времени отдыха.
Авторы законопроекта предусмотрели переходный период (три месяца со дня вступления документа в силу), в течение которого стороны заключенного соглашения о выполнении работ (оказании услуг), имеющего три и более признаков наличия трудовых отношений, обязаны подписать со всеми работниками трудовые договоры об официальном приеме на работу. В дальнейшем же будет действовать норма, согласно которой “работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением работодателя, и информирования об этом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование”. Иначе работодатель заплатит штраф – 30 минимальных зарплат (сейчас это – более 125 тысяч гривен) – за каждого не оформленного (зарегистрированного как СПД) сотрудника.
Работникам и бизнесу – низкие налоги, государству – убытки
Схема, по которой собственники и менеджмент предприятий заставляют часть или почти всех сотрудников регистрироваться как физическое лицо-предприниматель и потом заключать соглашения о якобы предоставлении компании услуг (в действительности же выполняя функции наемных работников), в Украине достаточно распространена. Дело в том, что такой вариант трудовых отношений позволяет компаниям, заключившим гражданско–правовые соглашения с ФЛП, существенно уменьшать свои налоговые обязательства. Ведь такой бизнес освобождается от уплаты 22% единого социального взноса с фонда заработной платы работников.
Экономят и оформленные таким образом сотрудники. Ведь ФЛП третьей группы, который работает на упрощенной системе налогообложения, по закону, платит в бюджет лишь 5% заработанных денег (которые иногда, к тому же, берет на себя работодатель) и минимальный месячный социальный взнос (918 гривен). А не 18% налога на доходы физических лиц + 1,5% военного сбора – как люди, которых нанимают на работу на общих основаниях.
Поэтому понятно, что по принципу “сообщающихся сосудов”, который можно применить и к системе управления государственными ресурсами, когда одни экономят и выигрывают, другие – теряют. Теряет государственная казна, а опосредованно через нее – и все украинцы.
“Эта схема, безусловно, наносит Украине существенные убытки. Речь идет о миллиардах недоначисленных гривен. К примеру, инструкторы в большинстве крупных спортивных центров оформлены как ФЛП, предоставляющие тренерские услуги. Также много оформленных таким образом работников в IT-сфере, СМИ, общественном секторе – всевозможных ГО и фондах. Конечно же, для цивилизованного государства это нехорошо”, – комментирует ситуацию председатель экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук.
При этом он обращает внимание и на обратную сторону “медали”: Украина сейчас переживает довольно опасные времена с точки зрения сохранения своего трудового ресурса. Люди продолжают массово уезжать на работу за границу. И если мы хотим предотвратить это, должны создавать выгодные условия для их трудоустройства или самозанятости здесь в стране. Как пример Кушнирук приводит ситуацию с украинскими IT-шниками, для которых в 2013 году ввели особые условия налогообложения (кстати, самые лояльные в мире) – 5%.
“Не секрет, что большинство представителей этой индустрии оформлены как ФЛП, хотя и выполняют заказы крупных компаний. Но созданные для них государством преференции позволили существенно нарастить объемы IT-услуг. И эта сфера уже стала существенным сегментом отечественной экономики. Распространение же на отрасль новых правил (в случае принятия инициированных Минсоцполитики изменений) нивелирует все достижения, и побудит специалистов массово выезжать за границу”, – считает экономист.
Подтверждением тому – негативная реакция на правительственную инициативу IT-сообщества. Вице-президент крупнейшей в Украине аутсорсинговой компании EPAM Юрий Антонюк в интервью “Экономической правде”, назвал такой шаг непродуманным и несвоевременным: “Нынешняя законодательная активность напоминает очередную попытку наполнить бюджет, на этот раз – за счет IT-индустрии, которая активно развивается. Более того, это происходит накануне выборов, всякий раз заставляющих беспокоиться бизнес и инвесторов”.
Поэтому Борис Кушнирук призывает авторов инициативы парламентариев “не рубить сплеча”. А лучше, прежде чем принять окончательное решение, провести ревизию и четко определить сферы, где схемы привлечения работников со статусом ФЛП неприемлемы (та же, к примеру, торговля или общественное питание), и те, где такие механизмы будут работать на выполнение социальной и даже инвестиционной функций. Ведь стоит учитывать: если некоторые люди, пользуясь упрощенной системой налогообложения и не доплачивая часть налогов, будут оставаться в Украине и косвенно вносить в госказну другие налоговые платежи – НДС, акцизы и так далее. При этом не надо забывать, что НДС и акциз составляют более половины отечественных налоговых поступлений.
При этом, по мнению Кушнирука, Украине не нужно бояться снижать налоговую нагрузку на граждан – особенно в части единого социального взноса и налога на доходы физических лиц. Правда, в украинских условиях такие инициативы, к сожалению, не всегда приносят ожидаемый результат. К примеру, снижение в 2016 году ставки ЕСВ с 38% до 22% объясняли необходимостью снижения нагрузки на работодателей и увеличения возможностей для повышения зарплат работникам. Нагрузку снизили. А вот менять зарплаты бизнес на спешил.
Меньшей ставки в странах с подобной демографической нагрузкой в мире нет. Но 75% частных предприятий в Украине отчитываются о заработной плате до 4 тысяч гривень, – отмечает министр социальной политики Андрей Рева. – По данным Пенсионного фонда, зарплаты на уровне минимальной получают 84 тысячи руководителей предприятий, не говоря уже о “рядовых” сотрудниках. В декабре 2016-го руководителей, которые начисляли себе минимальную заработную плату, было 48 тысяч. То есть, их количество возросло вдвое. Из-за уклонения от уплаты единого социального взноса Пенсионный фонд ежегодно недополучает миллиарды гривень”.
Еще про “относительно честные” методы расчета государства
Вместо этого стоит сосредоточиться на борьбе с другими формами минимизации налогов, которыми сейчас (пользуясь законодательными пробелами) применяет украинский бизнес, в том числе и крупный. Проблема в том, что в действующем законодательстве нет однозначных критериев, которые бы позволили четко разграничить законное уменьшение платежей (налоговую оптимизацию) и уклонение от уплаты налогов. Такая неопределенность и способствует существованию так называемых «серых схем», когда плательщик формально не нарушая ни одной нормы закона, существенно сокращает свои налоговые обязательства по сравнению с другими предпринимателями, которые таких схем не используют. А это – создание неконкурентных условий и недоначисление в бюджет.
Наиболее “ощутимы” для государственной казны всяческие манипуляции с НДС (иногда – вполне законные, иногда – “на грани фола”). Это когда, к примеру, создается много предприятий, которые ради оптимизации “предоставляют услуги” друг другу. На самом же деле они просто «гоняют» НДС по кругу и не платят часть налогов. Такие схемы рано или поздно раскрываются фискальными органами, “предприятия-однодневки” закрывают. Но уже за считанные месяцы или недели схемы, как правило, восстанавливаются.
Также крупные компании, занимающиеся различными видами торговли (в частности, ритейлеры) часто используют метод так называемого “дробления” и структурирования бизнеса, что позволяет уменьшить налоговую нагрузку путем использования возможностей уплаты единого налога. Предприятия дробят бизнес, чтобы каждое подразделение соответствовало определению малого предприятия и платило налоги по упрощенной системе. Также часто холдинги создают сети малых предприятий для выполнения сервисных функций (уборка офисов и производственных помещений, грузо-разгрузочные работы, техническое обслуживание оборудования). А еще предприятия, бывает, реализуют продукцию через своих ФЛП, продавая им товары с минимальной наценкой, чтобы перенести на них налоговую нагрузку.
Также распространена практика снижения отчислений на общеобязательное государственное социальное страхование не через уже упомянутое заключение непосредственных договоров с работниками в статусе ФЛП, а путем так называемого обратного аутстаффинга – когда предприятие выводит персонал в другие организации, работающие на упрощенной системе налогообложения, а потом якобы берет его в аренду.
А еще с целью оптимизации расходов, связанных с наймом и оплатой труда персонала, предприятия заключают со своими сотрудниками договоры аренды у них автомобилей, компьютеров и другого оборудования. Таким образом бизнес сокращает затраты на уплату подоходного налога и социальных взносов. На самом же деле это имущество в производственных целях не используется, а арендная плата, которую якобы платят за него работникам, – ничто иное, как максимально освобожденная от налогообложения часть заработной платы (при минимальной “белой” зарплате).
Будем надеяться, власти в ближайшее время попытаются найти рецепты борьбы с этими схемами, которые также наносят Украине и украинцам существенные убытки.
Владислав Обух, Киев