Укринформ узнавал, что при этом следует учесть, чтобы изменения пошли на пользу и работодателям, и работникам
На днях министр Кабинета министров Дмитрий Дубилет анонсировал, что Кабмин начинает работать над законопроектом и актами правительства, отменяющими обязательность трудовых книжек, о чем написал в Facebоok. Планируется, что граждане при поступлении на работу не будут обязаны предоставлять работодателю свою трудовую книжку, а у работодателей не будет лишней мороки ее проверять и хранить. Дело в том, что в электронных госреестрах данные о трудовом стаже всех украицев с 2000 года и так есть. Для расчета пенсий или других социальных выплат уже используются именно эти данные, - пояснил Дубилет.
Граждане, чтобы предоставить информацию о своем стаже, смогут получить электронный документ с помощью электронной цифровой подписи. По словам министра, проверить подлинность документа работодатели смогут с помощью QR-кода, который будет автоматически присваиваться этим документам. Если у вас есть трудовой стаж до 2000 года, будет возможность занести эту информацию в электронный реестр - самостоятельно или через работодателя. Тогда хранить трудовую книжку как носитель информации вовсе не будет необходимости, - пояснил министр, добавив, что надеется запустить процесс технически в этом году. А Укринформ тем временем исследовал, что должны учесть законодатели, разрабатывая такие изменения.
Почему трудовые книжки уже почти 20 лет как не нужны
С тем, что бумажная трудовая книжка - рудимент бюрократического прошлого, от которого в современном цифровом мире нужно отказаться, похоже, никто не спорит. Раньше она была единственным официальным документом, подтверждающим трудовой опыт для оформления пенсии. Но согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», принятом в 2003 году, основанием для начисления пенсии стал только страховой стаж, а не трудовой. А подтверждает его уплата страховых взносов в Пенсионный фонд, что обычно делает работодатель. Данные об этом хранятся с 2000 года в системе персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования. Поэтому, по сути, для начисления пенсий этот документ уже давно не нужен.
Сейчас трудовая книжка оставалась полезна разве что работодателям, которые не веря на слово работнику, поступавшему на работу, могли проверить, где он работал и как долго задерживался на каждом из рабочих мест. К примеру, о многом могло поведать то, что человек часто перескакивал с места на место или наоборот работал на одну фирму 15-20 лет. Но, как следует из слов министра, эта возможность для работодателей останется, просто немного измененная согласно требованиями цифрового времени.
Больше всего опасений - о соответствии данных до 2000 года
Но при реформировании любой сферы, а тем более такой масштабной, касающейся всего работающего населения (по данным Гоструда на 2018 год - более 16 млн человек) нужно учесть много нюансов. Именно о них Укринформ спросил у специалистов, разбирающихся в трудовом праве.
Почти все эксперты прежде всего подчеркивали: защита и достоверность персональных данных - вопрос №1, включая согласование информации о стаже до 2000 года.
Елена Нечепуренко, специалист по трудовому законодательству HLP Group считает, что новая законодательная база должна:
- обеспечить достоверность зафиксированного стажа работника до 2000 года, определить, кто это должен контролировать, а также ограничить круг лиц / организаций, которые будут вносить данные до 2000 года в реестр;
- ввести механизм решения несоответствий: если реестр будет конфликтовать с трудовой книжкой, что будет считаться правильной информацией?
- минимизировать введение одинаковой информации в электронные документы (реестры, отчеты и т.п.) из различных источников, предусмотреть синхронизацию данных.
Но при этом, по мнению госпожи Нечепуренко, работодатель должен иметь возможность устранения своих ошибок.
По мнению же Анастасии Гурской, адвоката, партнера Адвокатского объединения «Клочков и партнеры» при разработке законопроекта необходимо учитывать и переходный период, связанный с внесением данных о трудовом стаже до 2000 года. Чтобы не было судебных споров в дальнейшем необходимо урегулировать порядок переноса данных с «бумаги» в электронные базы, - считает эксперт.
Марьяна Марчук, советник Международной юридической фирмы Baker McKenzie подчеркивает, что необходимо предусмотреть, кто будет ответственным за перенос информации о трудовых отношениях работника до 2000 года в Электронный реестр трудовых книжек, а также установить конечный срок для этого. А предотвратить ошибки при ручном переносе данных, предлагает так: отсканировать трудовые книжки, чтобы в любом случае была возможность сразу проверить соответствие информации записям в трудовой книжке. Это же, по ее мнению, позволит избежать в будущем возможных манипуляций со стажем.
Госпожа Марчук также добавляет, что следует отказаться от требования указывать код Классификатора профессий при внесении таких данных (за исключением работников на тяжелых и опасных работах), поскольку в трудовых книжках не всегда указан соответствующий код, а на практике названия должностей не всегда соответствуют Классификатору.
Да и в целом, по мнению эксперта, целесообразно будет закрепить в законопроекте, что название должности работодатель устанавливает самостоятельно, за исключением названий должностей на работах с тяжелыми и опасными условиями труда. Ведь хотя сейчас действует требование о соответствии названия должности работника, указанной в трудовой книжке, Классификатору профессий, однако выполнить его на практике бывает сложно. В Классификаторе отсутствуют названия должностей, существующих в современном бизнесе, в частности, очень распространенных (например, офис-менеджер). Легко предположить, что будут быстро возникать новые профессии и должности, а изменения в Классификатор, вероятно, будут вноситься не так часто, - говорит госпожа Марчук.
О необходимости указывать причину увольнения, мнения экспертов разошлись. К примеру, Елена Нечепуренко считает, что нужно отражать причины увольнения при переводе трудовых книжек в электронную форму. А вот Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор» говорит о необходимости отмены регламентации оснований для увольнения, кроме грубых нарушений производственного процесса и трудовой дисциплины.
А что если «расширить» отношения работодатель-работник?
Госпожа Брудницкая поделилась еще несколькими интересными мыслями по поводу отмены трудовых книжек. Она отмечает, что нынешний анахронизм ограничивает де-факто возможности лица как сменить как работу, так и работодателя. У нас появились различные формы трудовых отношений. Вот если бы их узаконить и ввести в трудовой стаж, было бы и поступлений в ПФУ больше, и необходимость в трудовых книжках отпала бы сама собой. Законопроект о трудовых книжках должен учесть:
- расширение форматов сотрудничества для трудового и страхового стажа с распространением на них прав работников по КЗоТ (Кодекс законов о труде Украины);
- привязку позиции в электронном реестре к фиксации образовательных навыков лица (образование, курсы, самостоятельное обучение по заявке лица);
- учет испытательного срока, независимо от формы трудовых отношений, в реестре и, соответственно, в стаже;
- автоматическое резюме на базе данных из реестра, которое лицо-владелец данных может получать в электронном виде и распространять на свое усмотрение;
- согласие лица на доступ к его данным из реестра (в том числе, частичный доступ), если речь идет о потенциальных работодателях.
А что если кто-нибудь захочет «дописать» себе стаж?
Мы также спросили, какова вероятность того, что в электронный реестр, который замит трудовые книжки, можно будет внести правки, чтобы добавить работнику стаж или произвести еще какую-то незаконную манипуляцию? Ведь, например, с появлением реестра недвижимости связывают рост случаев рейдерства.
Лилия Брудницкая считает, что при достаточном централизованном контроле вероятность махинаций будет ниже. Надо выписать предохранители и предусмотреть периодические проверки. С бумажными носителями шансы на злоупотребление больше, поскольку отсутствуют централизованная генерализированная проверка и верификация.
Дмитрий Софина, председатель Винницкой IT-Ассоциации, добавляет, что каких-либо махинаций можно будет избежать благодаря использованию технологии blockchain, не позволяющей изменять историю, а все новые записи будут идентифицировать человека, который их внес, без возможности удалить.
***
Что ж, будем следить, чтобы все эти аспекты будут учтены разработчиками законопроекта.
Юлия Горбань, Киев