Валютная выручка от экспорта агросырья растет. Еще большими были бы доходы от сбыта готовой продукции. Это сложно, но возможно
$7,2 миллиарда – новый рекорд по объемам выручки от продажи украинского зерна на экспорт. Именно такую сумму наши аграрии заработали в прошлом году, – сообщил заместитель директора Национального научного центра Институт аграрной экономики, член-корреспондент НААН Николай Пугачев. Причем, достичь таких показателей удалось не за счет “вала”, а благодаря благоприятной ценовой конъюнктуре на международных рынках. Ведь объемы экспорта в сравнении с 2017 годом несколько сократились (в частности, за счет сокращения продажи пшеницы и ячменя). Зато в прошлом году установлен новый рекорд по объемам экспорта кукурузы – 21,4 миллиона тонн, что на 10% больше показателя 2017-го.
Крупнейшим импортером украинского зерна традиционно (с 2011 года) остается Египет. Его доля в нашем общем экспорте этого вида сельхозпродукции превышает 9% ($666 миллионов). Активно покупают украинское зерно Испания ($643 миллиона), Нидерланды ($556 миллионов), Китай ($552 миллиона), Индонезия ($487 миллионов), Саудовская Аравия ($449 миллионов), Италия ($336 миллионов), Филиппины ($316 миллионов), Тунис ($290 миллионов), Марокко ($263 миллиона) и Ливия ($248 миллионов).
С одной стороны показатели радуют: аграрный сектор наряду с металлургией и IT-сферой остается одним из главных наших “экспортных локомотивов”, обеспечивая значительную долю валютных поступлений. С другой – и некоторые представители экспертной среды, и журналисты критикуют отечественных экспортеров за “захват” торговли сырьем – вместо того, чтобы расширять возможности поставки за рубеж готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. И при этом приводят примеры некоторых африканских стран, которые, покупая украинскую пшеницу, перерабатывают ее на муку и поставляют в южнe. Европe. А там из этого (уже дорогого) сырья производят макаронные изделия, поступающие на европейский, да и на украинский рынки... Такой вот “круговорот зерна в природе”. Резонный вопрос: почему бы не молоть зерно для европейских потребностей в Украине, или – еще лучше – не производить здесь готовую вермишель и макароны? Это выгодно, учитывая более высокую доходность, и с точки зрения логистики, ведь расходы на транспортировку готовой продукции, обычно, меньше. И при этом сбыт готовых продуктов или полуфабрикатов меньше, чем продажа сырья, зависит от ценовых колебаний. Скажем, стоимость той же пшеницы на мировых рынках, в зависимости от конъюнктуры – урожая, спроса, сезона, ситуации у конкурентов – может отличаться в разы. Выше степень переработки – лучшая защита от ценовых “скачков”.
Но, оказывается, не все так просто. Конечно же, мы можем ставить перед собой задачу по существенному увеличению продаж готовой продукции и постепенно приближаться к достижению этой цели. Но сделать это в краткосрочной и очевидно – даже в среднесрочной перспективе не удастся...
Рынки готовых продуктов слишком тесные...
В отличие от высокотехнологичных отраслей, где одно “прорывное” решение может обеспечить преимущество над конкурентами и способствовать быстрому завоеванию ниши для сбыта своей продукции (особенно, если речь идет о принципиально новых технологиях), в пищевой промышленности изобрести свой “велосипед” почти невозможно. Основные рынки уже давно поделены. Поэтому пробиться туда новому игроку – даже, если он хорошо зарекомендовал себя в смежных областях, очень трудно. Тем более, что конкурентность в этой сфере зависит не только от страны происхождения, но и от торговых марок, имидж которых (а, соответственно, и спрос на их продукцию) формируется десятилетиями. Конечно же, никто не говорит, что пробиться на традиционные рынки вообще невозможно. Но делать это надо постепенно, убеждая потребителей, что твоя продукция лучшая. И при этом важно не потерять и те сырьевые рынки, на которых Украина сохраняет статус лидера (подсолнечное масло, мед, пшеница, кукуруза, курятина и т.п.). Ведь такие позиции наши аграрии и трейдеры также завоевывали годами. А, гоняясь “за двумя зайцами”, можно и “дров наломать”.
“Сейчас Украина занимает одно из первых мест в мире по экспорту зерна. Считаю, наши аграрии и трейдеры и в дальнейшем не должны терять завоеванных позиций, – отмечает заместитель директора информационной компании “ПроАгро” Мария Колесник. – Что же касется рынков круп и муки, то это совсем другие, гораздо меньшие объемы и “правила игры”. Требования к качеству уже переработанной продукции здесь намного выше. Скажем, мощностей для производства муки в Украине достаточно. Главное – чтобы продукция соответствовала европейским стандартам и маркетологи этих предприятий не зря получали свои деньги. В ЕС, для примера, на полках присутствует мука более чем 10 видов и типов – в зависимости от назначения. У нас же – в лучшем случае – в магазинах, кроме “универсальной”, можно найти “муку для блинчиков”.
Европейский рынок круп, по словам эксперта, также ограничен, что, в частности, обусловлено культурой потребления. Не способствует высоким прибылям производителей и очень низкая цена самого дешевого предложения. Например, “брендовые” овсяные хлопья в торговой сети Германии продают по цене, не превышающей 1 евро за килограмм.
“Поэтому выходить на рынок ЕС целесообразно только с продукцией высокого качества и с более сложной рецептурой. Речь идет, скажем, про сухие завтраки или мюсли. Также стоит осознавать, что местный рынок высококонкурентен и крайне перенасыщен. Правда, есть свободные ниши для продажи продукции с пометкой «био»”, – рассказывает Мария Колесник. И продолжает:
“Вообще, все, что касается сегмента B to C (прямые продажи для потребителя. – Ред.), требует взвешенного подхода, тщательной подготовки, предварительного исследования конкретного рынка в каждой отдельной стране и поиска контрагентов. Здесь не работает механизм: построили завод, выпустили продукцию, а дальше кто-то ее купит. Месяцы поиска, исследований и переговоров, и лишь затем первые пробные партии могут попасть к потребителю. О поставках вагонами первые годы вообще не говорится”.
Итак, продвижение готовой украинской продукции на заполненные европейские рынки вполне возможно. Но это требует немало усилий – в частности, современных производственных технологий, правильного позиционирования и маркетинга. А это – дело не одного года.
Как пример – активное продвижение Европой украинских производителей куриного мяса и яиц длится с 2013-го. Тогда наши птицеводы получили разрешение на экспорт продукции на рынок Европейского Союза (в связи со вступлением в силу регламента ЕС N88/2013). И только теперь мы можем говорить о том, что соответствующая украинская продукция перестала быть редкостью на полках европейских, азиатских и африканских магазинов. В прошлом году наши аграрии поставили очередной рекорд – Украина экспортировала 329 тысяч тонн мяса птицы. По словам заместителя директора Национального научного центра Институт аграрной экономики Николая Пугачева, усилить экспортные позиции удалось за счет курятины. И это как раз тот вид продукции, который имеет довольно высокий показатель добавленной стоимости. При этом украинцы заработали $646 миллионов. Больше всего отечественной мясопродукции вывезли в страны Евросоюза, Ближнего Востока и СНГ. Популярна украинская птица в Нидерландах (17,9% всего нашего экспорта). Главная причина – строительство в этой стране завода по переработке мяса птицы украинского агрохолдинга МХП. Доля Словакии (там тоже есть “наш” завод) – 9,3%, Саудовской Аравии – 9%, Беларуси – 8,4%, Ираке – 7%, Азербайджана – 6,1%, Германии – 5%.
Ограниченные европейские квоты – проблема, но – не “приговор”
Как отмечают в отраслевой ассоциации, объемы поставок продукции птицеводства в Европу могли бы быть больше, если бы не проблема квотирования – защищая собственных производителей, ЕС устанавливает мизерные квоты на беспошлинный импорт украинской аграрной продукции. По большинству ее видов отечественные экспортеры “перекрывают” годовые квоты за несколько месяцев, а то и недель. К примеру, уже по состоянию на 21 января (!) “Украина полностью исчерпала квоты на беспошлинный экспорт в Европейский Союз меда, виноградного и яблочного сока, а также основную и дополнительную квоты на кукурузу”, – сообщила пресс-служба ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса. А уже по итогам января Украина исчерпала и квоты на беспошлинную поставку в ЕС сахара. Основные европейские потребители нашего сладкого продукта – Румыния (17% общего объема поставок), Италия и Испания (по 9%), Литва, Польша и Швейцария (по 4%). Вне ЕС крупнейшим потребителем украинского сахара остается Азербайджан – 10% общих объемов.
Уже использовано больше половины квот на солод и пшеничную клетчатку. То есть, украинские аграрии достаточно активно поставляют на внешние рынки (в частности, и европейские, продукцию с высокой добавленной стоимостью). Но объемы нашей продукции, которых там “ждут” – незначительны.
“Зато Европейский Союз может увеличить квоты на поставки украинской говядины, свинины и продукции птицеводства”, – сообщил недавно руководитель сектора сельского хозяйства представительства ЕС в Украине Кристиан Бен Хелл.
При этом эксперт по аграрным вопросам Мария Колесник объясняет, что ограниченное квотирование вовсе не означает, что, исчерпав квоты, наши производители не смогут продавать свою продукцию на европейских рынках. Просто уровень их доходов будет ниже (ведь квоты – гарантия беспошлинной поставки). Далее – торговля на общих условиях: со всеми преимуществами и недостатками конкурентной среды.
“Конечно же, Украина должна договариваться об увеличении квот. Потому что пока ситуация в этой сфере напоминает спринтерскую гонку: кто первый приехал на таможню и подал документы, тому и дают разрешение на беспошлинную поставку, следующему в очереди “перепадет” лишь объем, который остался. И так далее. Продали несколько партий товара – и все”.
В целом же внешнеторговый оборот товарами АПК между Украиной и государствами ЕС по результатам 2018 года вырос на 11,4% и превысил $9 миллиардов. Кстати, в агросфере у нас положительное внешнеторговое сальдо: украинский аграрный экспорт – $6,3 миллиарда, импорт продовольствия из ЕС – $2,7 миллиарда.
При этом отечественные экспортеры не забывают и об уже упомянутые рынках Северной Африки и Ближнего Востока – с достаточно высоким спросом и удобными логистическими маршрутами. Перспективен (ввиду постоянного роста численности населения и уровня его благосостояния) для наших аграриев есть и китайский рынок.
“Несмотря на то, что в Китае довольно сложная процедура сертификации, большинство наших “заинтересованных” товаропроизводителей ее прошли. Китайский рынок действительно интересный, но довольно сложный, и работать там надо не исходя из сиюминутных предпочтений, а выстраивая долговременную стратегию”, – отмечает Мария Колесник.
При этом, отвечая на вопрос корреспондента Укринформа о том, сможет ли Украина воспользоваться шансами усилить позиции на рынке КНР в связи с очередным витком “торговой войны” между Китаем и США, эксперт отметила:
“От противостояния между Пекином и Вашингтоном в аграрной сфере больше всего выиграет Бразилия, поскольку именно ее соей замещаются поставки из Соединенных Штатов Америки”.
Ни по объемам выращивания этой культуры, ни по доступности и стоимости маршрутов поставки мы, к сожалению, не можем конкурировать с этой латиноамериканской страной. Зато Украина должна оперативно реагировать на конъюнктурные изменения, которые по тем или иным причинам происходят на более близких к нам географически рынках, где предпочитают те виды продукции, которые выращивают и перерабатывают наши аграрии и промышленники, – отмечают эксперты.
Владислав Обух, Киев