Украина еще собирает урожай, но уже ясно: валовой сбор зерна снова превзойдет прошлогоднее достижение в 70 млн тонн. Вот удастся ли заработать на этом?
Жатва-2019 подходит к концу - аграрии домолачивают поздние зерновые культуры (кукурузу, подсолнечник) и собирают сахарную свеклу. Согласно мониторингу проекта «Урожай онлайн 2019», по состоянию на 4 октября в Украине намолотили уже 49,3 млн т зерновых и зернобобовых культур с площади 11,7 млн га. При средней урожайности 42 ц/га (в прошлом году она составляла 37 ц/га) это составляет 77% прогнозного валового сбора. В частности, основных экспортных культур собрано: пшеницы - 28,2 млн т, кукурузы - 9,5 млн т, подсолнечника - 11,5 млн т. Наибольшие показатели валового сбора на сегодняшний день зафиксированы в хозяйствах Полтавской, Черкасской и Кировоградской областей. По среднему показателю урожайности зерновых и зернобобовых лидируют Черкасская (61 ц/га), Винницкая (57 ц/га), Хмельницкая (56 ц/га) области.
Рекорд за рекордом - уже не просто тенденция?
В этом году, по оценкам аналитического агентства USDA, наша страна снова может собрать рекордный урожай. Прогнозы Министерства аграрной политики Украины, и Министерства сельского хозяйства США говорят об ожидании роста общего урожая от 4,7% (73,4 млн тонн) до 7,0% (75 млн. тонн) соответственно. В частности, департамент сельского хозяйства США прогнозирует, что поскольку украинские аграрии увеличили посевные площади под кукурузу на 9% - до 4,97 млн га., то отечественное производство кукурузы достигнет рекордных 36 млн т, а экспорт составит 30 млн т.
Аналогичная ситуация и с подсолнечником. Руководитель департамента агропроизводственной деятельности компании «Укрлендфарминг» Владислав Тютюнник, учитывая сбор урожая в 11 кластерах компании, утверждает, что урожай этой культуры тоже может стать рекордным за последние пять лет.
Интересно, что и весенние прогнозы объемов урожая полностью оправдались. Период перезимовки был благоприятным для полного сохранения посевов озимых культур. А весенние погодные условия лучше, чем в прошлом году, а именно - раннее восстановление вегетации, умеренные температурные режимы, близкая к норме влагообеспеченность. Поэтому сейчас нет никаких оснований считать, что урожай ранних зерновых культур 2019-го года будет ниже прошлогоднего», - заявлял осенью этого года Владимир Топчий, в то время замминистра аграрной политики и продовольствия Украины.
Напомним, что в 2018-м был собран рекордный урожай зерновых за всю историю Украины - 70 млн тонн, что позволило экспортировать рекордные 50,4 тонн. Учитывая такую урожайную тенденцию, некоторые уже прогнозирует, что в ближайшие годы Украина вполне способна выдать и 100-миллионный урожай.
Большой урожай - большие проблемы
Однако радоваться большим урожаям мешают определенные экономические проблемы и риски. Прежде всего, это логистические трудности, с которыми аграрии и трейдеры постоянно сталкиваются. Ведь рекордный уровень производства и необходимость экспорта больших объемов зерна создает проблему доставки в порты - из-за проблем с железнодорожными перевозками. Хотя руководство Укрзализныци утверждает, что делает все возможное.
Укрзализныця приготовила плацдарм для перевозки в месяц 5-5,2 млн т зерновых, при условии полной маршрутизации и максимального нивелирования сезонности (сейчас максимальный показатель за месяц составлял до 3,7 млн т). Для этого увеличили количество маршрутных станций до 164. Если каждая из них будет отправлять в три дня по одному маршрутному поезду из 54 вагонов, курсирующему по графику 4,5 суток, то при тщательном планировании и графиковых отправлениях УЗ уже сегодня готова везти 60-65 млн т. Дело за консолидацией грузов на маршрутных станциях, ритмично, в течение всего года. Для этого нужны инвестиции в инфраструктуру хранения зерна и адекватное планирование со стороны грузовладельцев. Если мы будем перевозить 60 млн т, учитывая сегодняшнюю пропорцию между видами транспорта, то к урожаю в 100 млн т (именно столько в перспективе прогнозируют зерновики) Укрзализныця готова. Теперь дело за другими участниками процесса - самими зернотрейдерами, портами и т.д., – отмечает директор по развитию Укрзализныци Андрей Рязанцев. По его словам, в алрес Укрзализныци постоянно звучат обвинения в связи с последними решениями ее руководства по оптимизации числа станций по отгрузке зерна в стране. Тут следует отметить, что введенная год назад маршрутизация дала свой эффект в виде роста объема перевозок на 25%. Кроме того, побудила зернотрейдеров к инвестициям для получения статуса маршрутной станции. Своими действиями мы подталкиваем рынок зерновых к повышению эффективности и учету экономических интересов Укрзализныци. Это нормальные партнерские отношения. Следует отметить, что рынок постепенно воспринимает это. и только те, кто хочет без инвестиций, за счет фермеров и Укрзализныци быстро скупить по дешевке урожай и мгновенно вывезти его в порты, не оставив добавленной стоимости в стране, продолжает активно создавать «сопротивление» уничтожению невыгодных для страны схем, - говорит Андрей Рязанцев.
Другая проблема, которая неожиданно возникла перед отечественными агропроизводителями - это значительное укрепление курса украинской гривни с начала этого года, что делает текущие цены на зерно (особенно на кукурузу) крайне неприемлемыми для них. И это при том, что у одного из главных конкурентов Украины на мировом рынке зерна - Аргентины, местная валюта, наоборот, девальвирует, давая аргентинскому зерну конкурентное преимущество. Однако многие украинские производители нуждаются в оборотных средствах и испытывают сложности с хранением урожая. И это подталкивает их к продаже, несмотря на не очень благоприятные рыночные условия.
Например, специалисты отмечают, что один из постоянных наших покупателей - египетский государственный оператор в текущем маркетинговом году более осторожен в закупках украинской пшеницы. На сегодня в тендерах им закуплено на 30% меньше зерна, чем на аналогичную дату прошлого года: сейчас это около 2,5 млн т, а в прошлом году на начало октября эта цифра составляла более 3,3 млн т. Об этом рассказала советник президента Украинской зерновой ассоциации Елена Нероба. Египет – один из ключевых наших рынков. Но, тем не менее, последние два тендера прошли без нас и причина тому в том числе и курс гривни. Гривня укрепилась. А когда локальная валюта становится сильной, товары, ориентированные на экспорт, становятся менее конкурентными», - пояснила специалист. То есть, если бы не гривня, то в этом году украинские аграрии были бы в полном шоколаде, а так радоваться зерновым рекордам им особенно не приходится.
Марина Нечипоренко, Киев