Первая часть этих заметок путешественника посвящена южной жемчужине Скандинавии и ее столице Копенгагену
Путешествовать я люблю с тех пор, как выросла и получила такую возможность. Но до сих пор мои путешествия были или в составе спортивно-туристических групп, или организованы самостоятельно. Воспользоваться услугами туристического агентства побудило желание посетить Скандинавию и, прежде всего Норвегию - страну, осмотреть которую самостоятельно достаточно сложно. Первый опыт поездки, организованной туроператором, помог понять плюсы и минусы таких путешествий и сделать для себя определенные выводы. Но об этом - в конце моих заметок путешественника, а сначала - о самых интересных впечатлениях от тура по Дании, Норвегии и Швеции.
Первую часть этого рассказа посвящаю южной жемчужине Скандинавии - королевству Дания и ее столице Копенгагену.
ЭРЕСУННСКИЙ МОСТ
В Данию я влюбилась, как только увидела ее из иллюминатора самолета. Сразу вспомнились слова из недавнего интервью украинского агрария, Героя Украины с Черниговщины Леонида Яковишина, который сказал, что такой заботы о земле, сохранении плодородия почв и экологии, как в Дании, он не видел больше ни в одной стране мира, хоть объехал их немало. Разговаривая с Яковишиным весной, я понятия не имела, что так скоро эту страну тоже увижу: ни одного клочка неухоженной земли даже на приморском побережье! Везде поля, населенные пункты и совсем небольшие поселения, очевидно, отдельных фермеров. Рациональность и порядок. По словам нашего гида, грамотный подход к земледелию позволяет 5 млн датчан считать, что они могут прокормить 50 млн человек.
Когда самолет уже снижался, пролетая над Эресуннским проливом, который отделяет Данию от Швеции, обратила внимание на странный остров. На него по суше через море был проложен длиннющий мост, который на этом острове обрывался. Мысленно удивилась: что за дорога, кому нужно туда ездить? Вскоре выяснилось, что это - вантовый Эресуннский мост с подводным тоннелем, который соединяет датский остров Зеландия со Скандинавским полуостровом, а именно - Швецией. Мост длиной около 8 км (а весь транспортный переход - 16 км) был построен в 1995-1999 годах. Через него проложены автомагистраль и железнодорожная колея. Остров, где, как мне показалось, мост обрывался, а на самом деле - шел под воду, оказался искусственным, насыпным.
О строительстве в мире подводных туннелей, я, конечно, знала. Но одно дело - когда-то давно услышать об этом в новостях, а другое - увидеть, да еще и проехать по одному из них. Потому что только так можно осознать реальность, казалось бы, невозможных вещей и прийти в восторг от уровня современной инженерии. По этому уникальному мосту наша тургруппа проехала позже по дороге из Дании в Швецию. Гид сказал, что за проезд автобуса было заплачено 250 евро. Пребывание под толщей морской воды мы не почувствовали никак и психологически это не напрягло.
ОСТОРОЖНО - ВЕЛОСИПЕДЫ!
Копенгаген встретил нас приветливо ласковым теплом и солнечной погодой. А еще - сотнями велосипедистов, которые даже в центре города неслись на огромной скорости и ни на кого не обращали внимания. Гид предупредил, что у них - приоритет, а мы должны быть внимательными на местами пустых велодорожках, иначе рискуем быть сбитыми.
Копенгаген - город экологического транспорта, поэтому людей на велосипедах и электросамокатах там очень много. Удивление у меня вызвали велосипеды с черными ящиками-тачками для перевозки небольших грузов и людей. Ну, с грузами понятно, но когда впервые видишь, как в том небольшом и, кажется, малокомфортном ящике парень везет свою возлюбленную, мужчина - жену или маму, молодые родители - кучу детей, невольно завидуешь простоте и неприхотливости датского общества.
Гид объяснил, что Дания живет по морально-этическим принципам протестантской этики, один из которых наставляет: Зарабатывать много - это хорошо, но выставлять напоказ свои доходы - плохо. Отсюда и простота жителей одной из самых богатых стран Европы. Меня лично она просто пленила. Как же надо уважать себя, как понимать свое истинное предназначение на этой земле и ответственность перед последующими поколениями, чтобы вести себя так скромно и непринужденно одновременно. Мудрый народ, что и говорить...
Как и везде, среди датчан есть люди беднее и богаче. У богатых - недвижимости или другого добра на миллионы датских крон, и живут они, конечно, ни в чем себе не отказывая. Но у меня зародилось подозрение, что в быту они не такие ненасытные, как скажем, наши доморощенные богачи, они не строят себе дворцов и удовлетворяются только необходимым. И вот откуда такое предположение. Во время водной прогулки по копенгагенским каналам нам показывали жилье на воде. Его в городе очень много, особенно в кварталах состоятельных датчан. Вдоль набережной там пришвартовано немало старых списанных больших и меньших судов, приспособленных под жилье. Стоят они, бывает, миллионы долларов. Нам, сухопутным жителям, такой дом может показаться не слишком удобным, но для мореплавателей датчан - это крутая фишка, а для кого-то может и мечта.
А вообще, как нам рассказали, плавсредства - катера, яхты, лодки в Копенгагене есть едва ли не у каждой семьи. В выходные или свободное время люди выходят на них на морские прогулки, и это для них - как для нас выезд в лес на шашлыки. Все водоемы Копенгагена хорошо почищены и купаться разрешается везде.
Отель, в котором наша группа отдыхала две ночи, расположен где-то на окраине Копенгагена в месте, где сливаются Балтийское и Северное моря, там есть длиннющий пляж. Вечера были прохладные, градусов 19-20, но закаленные датчане преспокойно купались. На пляже были оборудованы точки для парковки сотен велосипедов. Они давали представление, что тут делается в выходные и теплую погоду.
Приятно было смотреть на расположенные вдали ветровые генераторы, катера и яхты, снующие по морю туда-сюда, людей, которые катались на досках, сидели на пляже, играли с детьми, бегали по асфальтированной дорожке. Хотя уже стемнело, везде ощущалось какое-то движение. Подумалось, что именно такой - подвижной и активной - и должна быть настоящая жизнь. Любуясь окружающей природой, я вышла на край деревянного пирса, который заходил далеко в море, и почувствовала себя, будто в художественном фильме...
Некоторый диссонанс в эту идиллию, правда, внесла слишком громкая музыка, которая звучала километрах в пяти или больше, но с такими децибелами, что ее слышно было на всем побережье. Оказывается, не только в Украине у звукорежиссеров проблемы с профессионализмом, музыкальной культурой и чувством меры...
ГЕРОИНИ ДВУХ СКАЗОК
В первый день в Копенгагене мы увидели городскую ратушу, возле которой на постаменте примостился всемирно известный датский сказочник Ханс Кристиан Андерсен, Мраморную церковь, резиденцию королевской семьи - дворец Амалиенборг, фонтан Гефион, Круглую башню, Королевскую набережную и установленную на ней знаменитую бронзовую скульптуру андерсеновской героини Русалочки. На фоне морского залива последняя (высотой всего 1,25 м) едва заметна, поэтому найти ее можно разве что ориентируясь на толпы туристов. Но несмотря на это, судьбой ей уготовано быть символом Копенгагена и популярным туристическим объектом. Хотя лично меня она не впечатлила. Может потому, что в моем воображении образ Русалочки в свое время сложился иначе, чем у автора этого художественного произведения. Андерсен описывал ее как очень красивую морскую деву, ну, а видение красоты, как известно, у каждого свое.
На округленном камне бронзовая Русалочка обреченно сидит с 1913 года. В последнее десятилетие, говорят, ее частенько обижают, портят вандалы.
Интересным объектом показался мне фонтан Гефион, построенный в конце XIX века. Его центром является скульптура богини плодородия, которая погоняет четырех запряженных быков. Согласно легенде, Гефион - дочь скандинавских богов Асов, которой король Швеции пообещал столько земли, сколько она вспашет за одну ночь. Тогда богиня превратила в быков четырех своих сыновей и вспахала огромную площадь от моря до моря. Так, повествует легенда, появился остров Зеландия и сама Дания.
Фонтан Гефион представляет собой каскад из трех ярусов. Каждый ярус выложен крупными камнями, которые символизируют вспаханную богиней землю. Сфотографировать скульптуру непрофессиональной камерой довольно сложно. Поэтому здесь лучше просто походить, посмотреть, послушать шум воды.
Кстати, любоваться красотой городов без фотоаппарата, по моему мнению, гораздо приятней, чем сквозь его объектив. Мы об этом давно забыли, и когда у меня как-то неожиданно быстро разрядился телефон, я стала совсем по-другому воспринимать увиденное. Смешно сказать, но словно впервые вышла в свет...
ПРЫГНУТЬ С КРЫШИ ОПЕРНОГО ТЕАТРА
Описывать все посещенные достопримечательности или интересные места Копенгагена нет смысла - детальная информация о них есть в интернете. Поэтому обращу внимание лишь на несколько объектов, которые особенно запомнились во время часовой прогулки на катере.
Кататься по городским каналам лично мне очень нравится. Потому что взгляд на город с воды позволяет увидеть его в чистом виде - без толп люей и наземного транспорта. Кроме того, это романтично.
На водную экскурсию по Копенгагену мы ходили с пристани Нюхавн (Новой Гавани) - той самой гавани - с разноцветными старинными домами, которые являются визитной карточкой датской столицы и изображены на большинстве ее туристических буклетов и сувениров.
Мы проплывали под низкими арками мостов, мимо дома со шпилем, в котором в свое время проживал Андерсен, через деловой и фешенебельный районы, удивлялись огромному количеству пришвартованных катеров и яхт, рассматривали современные модерновые здания. Среди последних я бы, в частности, выделила здание Национального оперного театра Дании. Оно возведено на острове Хольмен в центре Копенгагена, однако кажется, что на воде. И когда сказали, что 5 первых его этажей из 14-ти находятся под землей, я представила, что под водой и мысленно ахнула.
Этот театр был открыт в январе 2005 года, на его строительство было потрачено 500 млн долларов США (!). Внимание туристов привлекает удивительно изогнутая крыша. Гид объяснил, что она приспособлена для проведения с нее соревнований по прыжкам в воду - ох и датчане!
Второе чудо Копенгагена - здание мусороперерабатывающего завода с лыжной трассой на крыше - это просто что-то невероятное! Трассу с катера мы не видели, а скошенная крыша и дымовые трубы предприятия хорошо видны даже с Королевской набережной. Что из труб вылетает - неизвестно, но что-то совершенно невидимое и нетоксичное. Считается, что мусороперерабатывающий завод в Копенгагене - самое экологичное предприятие по утилизации отходов в мире. Поэтому на его крышу приглашают отдыхать и заниматься спортом.
Проект ландшафтного дизайна здания завода был реализован осенью 2018 года. Его цель - изменить представление о грязных промышленных объектах. Ландшафт крыши разработан таким образом, чтобы привлекать сюда птиц, пчел и бабочек. Покрытие лыжной трассы сделано из переработанного мусора.
Увиденное и услышанное вызывает не только искреннее восхищение народом Дании, но и заставляет глубоко задуматься. Ведь отношение датчан к сохранению окружающей среды - пример для всего мирового сообщества. А оно в массе своей подражать ему почему-то не спешит. Поэтому стыдно за народы, в том числе и наш, украинский, которые бездумно уничтожают свою планету в то время, как кто-то так старается ее сохранить. Наши власть имущие ездили за опытом в Европу задолго до нас, простых граждан, и похоже, маловато оттуда привезли...
...Мы проплывали также через квартал Християния (государство в государстве), созданный в свое время хиппи (там бы интересно походить, но у нас такой возможности не было), видели с воды форт Три короны, насыпные острова, оригинальное здание-куб Королевской национальной библиотеки из черного мрамора и стекла, названное черным бриллиантом, дом с голубыми окнами, возведенный компанией-изобретателем контейнеров, знаменитую пивоварню начала XVII века короля Кристиана IV, которая является одним из старейших зданий Копенгагена, и многое другое.
НА КРУГЛУЮ БАШНЮ - БЕЗ КОНЯ
После водной прогулки нас, туристов, отпустили погулять пешком по центру города, выпить кофе на набережной, пройтись по самой длинной в мире пешеходной улице Строгет (1,8 км) и купить сувениров. По улице я, конечно, прошлась, но подарки неожиданно приобрела на набережной возле дома Андерсена. А все потому, что из окна подвального помещения мне доброжелательно помахал весь такой беленький датский король - механическая кукла. Когда же я спустилась в магазин, там меня встретил живой, в полный рост, Андерсен. Он сидел, читал книжку, водил согласно головой и руками. В этом магазине я приобрела жестяную коробку с изображением разноцветных домов Новой Гавани с прорезанными окнами. Съев печенье, в нее можно поставить лампадку и, вспоминая о путешествии, любоваться вечерним Копенгагеном.
Кофе на набережной мы с подругой заменили походом в Круглую башню - здание без лестниц высотой почти 35 м. Вообще, это обсерватория в составе комплекса университетских зданий, построенных в середине XVII века. Ее уникальность заключается в том, что наверх башни выводит пологий спиральный пандус общей протяженностью 210 м. Благодаря ему в обсерваторию могли подниматься повозки и всадники на лошадях. Согласно легенде, в 1716 г. такой подъем совершил российский император Петр - в двуколке он поднял на башню свою жену Екатерину I. В 1902 году на вершину Круглой башни впервые заехал автомобиль.
Мы же, простые туристы, дошли туда пешком и со смотровой площадки полюбовались Копенгагеном не хуже царей-королей. Обратили внимание, что в городе нет районов многоэтажной застройки, благодаря чему он не теряет своего архитектурно-исторического облика.
ЗАМОК ГАМЛЕТА
На второй день пребывания в Дании мы побывали в резиденции датских монархов: замках Розенборг в столице и Фредериксборг - в ее окрестностях, Фреденсборг - на берегу озера Эсрум и крепости Кронборг возле города Гельсингер.
Большинство из них мы осмотрели только снаружи, а в Фредериксборг можно было купить билет, что я и сделала. Внутри там, как по мне, все гораздо скромнее, чем в петербургских дворцах или Лувре, но тоже по-королевски.
Замок Кронборг (1585 г.) известен тем, что именно в него выдающийся британец Шекспир поселил своего Гамлета - несмотря на то, что события знаменитой драмы разворачиваются на столетие раньше, чем был построен этот замок. Сам писатель здесь никогда не был и сведений о том, что когда-то здесь жил принц датский, тоже нет. В то же время трагедия Шекспира - не выдумка драматурга, а пересказ средневековой легенды. В пьесе Кронборг назван замком Эльсинор.
Еще одна особенность крепости - то, что она расположена в месте, где пролив Эресунн между Данией и Швецией очень узок - всего 4 км. Во времена, когда эти страны воевали между собой, Кронборг имел важное военно-стратегическое значение. В 2000 году замок был включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, как один из наиболее значимых замков эпохи Возрождения в Северной Европе.
На следующий день наша тургруппа попрощалась с милой и гостеприимной Данией, проезжая по Эресуннскому мосту, с которого я начинала этот рассказ. Наш гид обратил внимание на историчность момента: Сегодня вы завтракали в Дании, обедать будете в Швеции, а ужинать - в Норвегии, - сказал он.
Путь в Осло был долгим - по западному побережью Швеции через Мальме и Гетеборг. С трассы мы ничего не видели, кроме лесов и скалистых обочин, огражденных почти невидимыми сетчатыми заборами. Сотни километров заборов и - полная безопасность. На дорогу ни камень не упадет, ни зверь не выскочит...
Впечатлениям от Норвегии будет посвящена вторая часть моих заметок путешественника.
Наталья Потапчук, Чернигов
Фото автора