В Правительстве говорят и о других облегчениях, которые должны поднять страну в престижном рейтинге Doing Business. Но, понимаем, рейтинг - не самоцель
Правительство утвердило комплексные изменения, призванные облегчить условия ведения бизнеса в Украине и улучшить ее позиции в международном рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business. Речь идет сразу о нескольких новациях, которые, по утверждению чиновников, сделают жизнь отечественных предпринимателей проще. Речь, в частности, об упрощении, вариативности и ускорения процедуры регистрации ООО - обществ с ограниченной ответственностью, облегчении декларирования готовности объектов строительства к эксплуатации, предоставлении банкам доступа к госреестрам с информацией о лицах, обращающихся за кредитами, упрощении порядка присвоения почтовых адресов объектам строительства и объектам недвижимого имущества. Словом, страна медленно продвигается в сторону максимальной минимизации непосредственных контактов между предпринимателями и чиновниками.
Дерегуляция - не самоцель, а стратегия экономического развития
Как отмечают эксперты, теперь главная задача - как можно быстрее воплотить принятые решения в повседневную жизнь. Чтобы нововведения, как это часто бывает, не натыкались еще долго на чиновничьи преграды на местах, которые должностные лица привычно объясняют то технологическими проблемами, то региональными особенностями или элементарным: еще не поступили инструкции сверху...
Также экономисты и предприниматели предостерегают власть от чрезмерного увлечения погоней за рейтингами. Ведь главная цель дерегуляционные реформ - реальное облегчение условий ведения бизнеса с учетом украинской специфики, которая иногда может быть непонятна составителям международных рейтингов, но критически важна для отечественного предпринимательства. А улучшение рейтинговых позиций может быть своеобразным имиджевым бонусом. Причем - с практическими последствиями, связанными с ростом уровня доверия со стороны иностранных инвесторов.
К сожалению, еще очень часто украинские чиновники отчитываются только о шагах, предпринятых для улучшения позиций Украины в рейтинге Doing Business. Такой подход удивляет. Ведь на самом деле главной целью любых реформаторских усилий в этой области должно быть улучшение предпринимательского климата, облегчение ведения бизнеса и преодоление искусственных препятствий, которые в свое время создавали для него всевозможные любители ловить рыбку в мутной воде, - говорит генеральный директор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины Вячеслав Быковец. - И в итоге должны создать нормальные условия для деятельности отечественного и иностранного бизнеса, которые бы работали, развивались, создавали новые рабочие места для наших соотечественников и обеспечивали налоговые поступления в бюджет . Новые решения правительства, по мнению эксперта, действительно могут - по крайней мере в некоторых сферах - приблизить нас к этой цели. Благодаря чему - попробуем разобраться.
1. Экспресс-регистрация бизнес-“детища”
Отныне упрощен процесс приведения уставов ООО (обществ с ограниченной ответственностью) в соответствие с профильным законом, который позволит ускорить процедуру регистрации ООО за фантастические 3 минуты.
Восемь лет назад было принято постановление Кабинета министров об утверждении модельного устава общества с ограниченной ответственностью, - напоминает Вячеслав Быковец, - этим решением учредителей ООО ставили в рамки, требуя использовать этот устав, как говорится, до последней запятой. При этом никак не учитывали специфику деятельности того или иного юридического лица. Поэтому требования, предусмотренные рекомендуемым уставом, не всегда устраивали учредителей. Что приносило множество проблем. Тем более, что со времени утверждения постановления КМУ многое изменилось - и в бизнес-практике и в законодательстве (в частности, принят Закон Украины Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», - рассказывает эксперт. А теперь учредители ООО могут в электронной форме выбрать тот вариант предлагаемого устава, который им больше подходит.
2. Проверки без кипы бумаг, но с пристрастием
Кабинет Министров разрешил банковским учреждениям получать из государственных реестров сведения о лицах, обращающихся к ним за кредитами. Раньше такая возможность отсутствовала. Соответственно, банки не имели полной информации о потенциальных клиентах и не всегда могли по достоинству оценить их способность выполнять кредитные обязательства. К чему это привело - все мы знаем. Из-за накопления проблемных кредитов многие банки в период кризиса обанкротились, другие вынуждены были прибегать к дополнительным мерам по страхованию рисков. И это увеличивает стоимость денег для клиентов. Кроме создания дополнительных предохранителей от возникновения так называемых проблемныхкредитов, облегчит жизнь банкирам, это нововведение должно послужить и клиентам. Ведь сейчас банки ежегодно обновляют свои информационные системы. Поэтому клиенты-физические и юридические лица, в чьих учредительных документах произошли изменения, должны подавать в банки кипы бумаг, это подтверждающих. То есть, также говорится о проблемах, в частности, связанных с затратами времени и лишними бюрократическими процедурами , - пояснил логику правительственного решения Вячеслав Быковец. При этом эксперт согласен с тем, что это действительно удешевит кредиты.
3. ЦПАУ для строительства, или Скорее в эксплуатацию
Строители знают, как сложно до сих было декларировать готовность объектов строительства к эксплуатации. Отныне расширение функционала электронного кабинета на сайте ГАСК, как ожидается, позволит заказчикам строительства активнее использовать возможности электронного управления и сократит личное взаимодействие с соответствующими чиновниками. Это будет что-то вроде центров предоставления административных услуг, через которые граждане и субъекты хозяйствования получают какие-либо разрешения. Представленные через Единое окно документы пересылают на обработку соответствующим органам. А уже готовые решения возвращают в ЦПАУ, где их и получает заказчик, - напоминает Вячеслав Быковец. Таким образом, предприниматель не имеет никаких контактов с теми, кто выдает разрешение, согласовывает лицензии и прочее. И это снижает уровень коррупции, лишая чиновника возможности диктовать бизнесу свои законы и правила.
4. Почтовые адреса без коррупции
Антикоррупционный предохранитель проявляется и во внедрении единого, прозрачного и дружественного для бизнеса порядка присвоения почтовых адресов объектам строительства и недвижимости. Раньше четко определенная процедура предоставления адресов таким объектам отсутствовала, предоставлением почтовых адресов занимались органы местной власти - на свое усмотрение. И это была одна из прибыльных для чиновников коррупционных площадок: без благодарности процедуры присвоения адреса часто искусственно затягивали, создавали лишние преграды при регистрации новых объектов недвижимости. Из-за такого хаоса соответствующие процедуры вместо нескольких часов или дней продолжались месяцами. Поэтому отныне чиновники уже не смогут придумывать что-то свое в процессе присвоения почтовых адресов - одного из обязательных элементов учета недвижимости в стране.
5. Экологические новации и европейский подход к импорту запчастей
Речь идет и о некоторых других облегчениях, касающихся узких предпринимательских сфер. В частности, правительство урегулировало процедуры экологического контроля сброса вод, содержащих загрязняющие вещества, во время пребывания судов во внутренних морских водах или территориальном море. Цель - снижение коррупционных рисков в экологической сфере.
Еще одним решением упрощен импорт автомобильных запчастей. Раньше процесс осложняли требования получить сертификаты типа и качества продукции исключительно от уполномоченных органов в Украине, что противоречило Соглашению об ассоциации с ЕС. Благодаря новациям предприятия-импортеры смогут поставлять в Украину продукцию, сертифицированную в странах ЕС - без необходимости дополнительного подтверждения отечественными сертификационными органами. А это - экономия времени, средств и избежание лишних коррупционных рисков.
Вместо заключения. Рецепт улучшения бизнес-климата и более стремительного роста в “Doing Business”
В рейтинге Doing Business-2019 Украина поднялась на пять позиций: с 76-го на 71-е место, - напоминает старший научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Ирина Федец, - прежде всего, этого роста удалось достичь благодаря улучшению результатов по одной из составляющих рейтинга - легкости ведения внешней торговли. По этому критерию, рассчитываемому на основе времени и средств, которые бизнес тратит при импорте и экспорте товаров, и который традиционно был одним из самых слабых показателей Украины, наше государство поднялось со 119-го на 78-е место. По заключению эксперта, такой прогресс стал возможен благодаря ряду законодательных, нормативных и практических изменений. Речь идет о принятии Закона О применении принципа единого окна на таможне и правительственном постановлении об упрощении торговли автозапчастями, которой такую продукцию исключили из перечня товаров военного назначения.
Подобные скачки вполне возможны и по другим показателям, которые учитывают составители рейтинга Doing Business, - считает Вячеслав Быковец. Есть еще много проблем, касающихся различных сфер предпринимательской деятельности. Это и налоговая сфера, где постоянно возникают траблы с администрированием НДС и регистрацией налоговых накладных. И разрешительная система, которая, по-прежнему, порождает множество преград. Есть вопросы к сферам лицензирования, государственного надзора и контроля... Кардинальные изменения по этим направлениям существенно улучшат предпринимательский и инвестиционный климат в нашей стране. Главное, чтобы должностные лица, которые предлагают изменения и по-настоящему хотят что-то реформировать, больше советовались с бизнесом, в частности, с бизнес-ассоциациями, привлекая их к принятию соответствующих решений, - заключает генеральный директор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины.
Владислав Обух, Киев