Украина достигла 64-го места в рейтинге инвестиционной привлекательности, добавив за последние пять лет 48 позиций. В условиях войны. Но этого мало
Вышел новый рейтинг Doing Business – 2020 от Всемирного банка. Украина поднялась на 7 позиций, с 71-го на 64-е среди 190 стран мира. За год улучшились показатели в 5 из 10 индикаторов, но в трех категориях они не изменились, а ситуация с налогами и банкротствами даже ухудшилась. Хотя рейтинг и называется 2020, следует понимать, что все показатели, зафиксированные им - по состоянию на весну текущего года. Даже если принять во внимание, что в этом году парламент принял кучу разных полезных законов, то свое влияние на рейтинг они покажут уже в следующий раз. Поэтому старой власти надо отдать должное, а новой - будет полезно записать их в качестве отправной точки для своих достижений, где четко видно, над чем следует упорно поработать.
В любом соревновании не важно, как бежишь ты, а то, как бегут конкуренты
Итак, сейчас Украина заняла 64 место и расположилась в рейтинге между Индией и Пуэрто-Рико. Наши соседи также улучшили свои позиции. В частности, Россия в рейтинге поднялась на 28 место, впервые войдя в топ-30 стран по легкости ведения бизнеса. Грузия заняла 7 место, Эстония - 18, Словакия - 45, Беларусь - 49, Молдова - 48, Польша - 40, Румыния - 55.
Лучшие позиции - 20-е место - Украина заняла в рейтинге по легкости получения разрешений на строительство. 37-е место среди 190 стран Украина занимает по легкости получения кредитов, 45-е - по защищенности прав собственности миноритарных инвесторов.
Наихудшие позиции Украины занимает в решении вопроса неплатежеспособности заемщика - 146-е место из 190 возможных. При этом за последний год Украина ухудшила свое положение в этой области. 128-е место Украина занимает по легкости подключения к электросетям. Несмотря на реформы, которые произошли в этой сфере, во Всемирном банке не считают, что их достаточно для того, чтобы войти хотя бы в ТОП-100 стран по этому показателю.
Также за последний год Украина ухудшила свои позиции в легкости уплаты налогов - суммарный балл в этой сфере снизился на 1,3, что позволило Украине занять лишь 65 место из 190 возможных.
Рейтинг Doing Business – ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности 190 стран мира, составляемый Всемирным банком.
Отчет Doing Business составляется по итогам комплексного исследования состояния реформ в каждой стране по 10 ключевым индикаторам, которые используются для анализа экономических результатов и выявления успешных реформ и оценки их эффективности. Индекс легкости ведения бизнеса Doing Business служит важным маркером для инвесторов при принятии решения об инвестициях в ту или иную страну мира.
Правда, на сайте Всемирного банка разъясняются некоторые ошибочные представления о рейтинге. Авторы методики подчеркивают, что он не измеряет все аспекты бизнес-среды, имеющие значение для фирм или инвесторов, или все факторы, влияющие на конкурентоспособность. Например, безопасность, макроэкономическую стабильность, коррупцию, производительность труда или прочность финансовой системы. А сосредоточен на измерении исключительно регуляторных норм и уровня бюрократии, сопровождающих предпринимательскую деятельность в той или иной стране. И поэтому ошибочно считать, что направленность исключительно на рост рейтинга Doing Business гарантированно приводит к улучшению общей бизнес-среды и конкурентной экономики страны в целом.
Лавры - предшественникам, а преемникам - вызовы
Справедливости ради: заслуг новой власти в росте рейтинга пока нет, потому что данные для него отбираются еще весной. Это общее достижение многих людей, часть которых есть и в нынешнем правительстве, и в парламенте. Поэтому нужно отдать должное предыдущей Верховной Раде XIII созыва, пятому президенту Петру Порошенко и правительству Владимира Гройсмана.
«Сбор данных для рейтинга Doing Business завершается концом апреля. Символично. Благодарен нашей команде за достойный результат. За 5 лет в этом рейтинге мы поднялись на 48 позиций. Искренне желаю нашим преемникам сделать лучше», – написал на своей странице в Facebook Петр Порошенко.
Для объективности следует отметить, что, по оценке авторов рейтинга, в прошлом году Украина не попала в двадцатку стран, которые провели наиболее масштабные реформы.
Пункт первый. Этот результат точно не говорит ничего о правления самого Гончарука. Поскольку в должности он неполных два месяца. Об успехах Гончарука мы поговорим через год, если ему удастся остаться на этом посту. Позиция Украины в Doing Business-2020 говорит лишь о том, какой получили Украину Гончарук с Зеленским.
Пункт второй. Последнее время Украина поднимается в этом рейтинге ежегодно. И наиболее показательными были подъемные прыжки как раз в первые годы российско-украинской войны, когда страна лежала в разобранном состоянии и была вынуждена как могла сдерживать наступление россиян. Несмотря на это, ситуацию стабилизировали, была заложена основа для дальнейшего пусть медленного, но роста. Даже критически настроенные эксперты отмечают, что прорывные реформы Украины 2014-2019 годов происходили именно в первые два года, в период активных боевых действий», – комментирует политолог Михаил Басараб.
Догнать и перегнать Беларусь надо, но другим образом
Для того, чтобы позиции страны в рейтинге Doing Business постоянно улучшались, нужно целенаправленно формировать законодательное поле, благоприятное, прежде всего, для малого бизнеса, который является основой современной экономики, считают экономисты.
У нас же такие попытки в основном хаотичны. Да еще и непоследовательны. Власть меняется, но, как правило, продолжает пренебрегать интересами этого сегмента предпринимательства - то в угоду крупному бизнесу, или просто, преследуя какую-то известную только инициаторам законодательных новаций, цель. Поэтому и прогресс Украины в рейтинге, как правило, незначителен. Более того, в анализе, который лег в основу последнего рейтинга, не учтены опасные тенденции, связанные с наступлением на малый бизнес, свидетелями которых мы стали в последние недели. Если бы составители рейтинга учли, к примеру, вероятный эффект от внесения законодательных изменений для регистраторов расчетных операций, так называемый кэшбек, инициативы по повышению арендной платы и акцизов, то, думаю, мы вряд ли бы вообще были в первой сотне Doing Business. К сожалению, несмотря на предвыборные обещания, предпринимательская среда только ухудшается, - утверждает в комментарии Укринформу генеральный директор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины Вячеслав Быковец.
В то же время успех Грузии, Казахстана, Молдовы, Беларуси и других постсоветских стран, которые находятся выше нас в рейтинге, по его словам, связан именно с созданием более благоприятных условий для малого бизнеса. В то время как относительно крупного - например, в той же Беларуси, может, и существуют определенные ограничения. Владельцы монополий и крупный бизнес там не имеют никакой возможности диктовать свои требования власти, как это происходит у нас, - отметил эксперт.
Старший экономист Центра социально-экономических исследований Кейс-Украина Владимир Дубровский обращает внимание на то, что сам по себе рейтинг Doing Business несовершенен. Он учитывает какие-то довольно формальные и специфические - важные с точки зрения какой-то модельной компании - вещи. Не беря в расчет при этом особенностей каждого региона или отдельной страны. Свидетельством тому - довольно высокая позиция Беларуси. Причина такой переоценки, думаю, именно в том, что составители рейтинга не обращают никакого внимания на чисто белорусские особенности давления на бизнес и присущие авторитарной системе ограничения деловой инициативы, - отметил Владимир Дубровский.
Но то, что Украина в целом имеет далеко не лучший деловой климат и отстает от многих постсоветских стран, - это факт. Связано это, в первую очередь, с нашей бюрократией, имеющей большое влияние на формирование правил игры, по которым сама же и должна играть. То есть, условия формируются не для того, чтобы облегчить ведение бизнеса, способствовать притоку инвестиций, а так сказать - для собственного удобства. И в этом плане ситуация у нас гораздо хуже, чем в Казахстане или в России. Кроме того, из-за отсутствия единого центра принятия решений в Украине процветает лоббизм интересов различных группировок, пытающихся перетягивать одеяло на себя. при этом в высококоррупционных странах для предприятия иногда лучше работать там, где есть кто-то один, с кем можно договориться и быть уверенным, что тебя уже никто не побеспокоит, чем там, где много различных структур и ведомств, каждое из которых действует само по себе. И, соответственно, наезжает когда и на кого захочет, более того - утверждает или лоббирует утверждение для себя таких правил, чтобы было как наехать , - объясняет Владимир Дубровский.
В краткосрочной перспективе такая стратегия может и эффективна, но не в долгосрочной. Там же, где есть один человек, с которым можно договориться (например, бацька или Назарбаев), проблемы решаются довольно быстро. Но далеко такая экономика не продвинется, потому что для бизнеса просто нет смысла бороться за лучшие правила, тем более при отсутствии демократических инструментов для этого. В Украине такая борьба, к счастью, ведется. И довольно успешно. Так что, как говорится, еще не все потеряно, - резюмирует Владимир Дубровский.
Владислав Обух, Оксана Полищук, Киев