Шансы на воплощение мечты о полной газовой независимости Украины достаточно высоки. Впрочем, достижение этой цели, похоже, откладывается.
Одним из условий подписания нового контракта с председателем правления НАК Нафтогаз Украины Андреем Коболевым наряду со снижением зарплат топ-менеджменту госхолдинга и завершением до 1 января 2020-го ключевой реформы по передаче отечественной ГТС в управление независимому оператору (анбандлингу), является увеличение ежегодного газодобычи дочерней структурой НАК - компанией Укргаздобыча - с нынешних 15,5 до 18 миллиардов кубометров. Наш ключевой вопрос: насколько это реально?
Также речь идет о создании условий для наращивания добычи украинского голубого топлива другими субъектами хозяйствования... Именно о существенном росте объемов добычи газа до уровня, который будет удовлетворять все потребности государства, уже несколько лет говорят как о главном условии достижения стратегической цели - полной энергетической независимости Украины в газовой сфере. И если успех анбандлинга Нафтогаза в большей степени обусловлен чисто субъективными факторами - желанием завершить реформу - то вопрос наращивания газодобычи связан как с субъективными, так и с рядом объективных факторов. Попробуем выяснить, с какими.
Вы ставите непосильные задачи...?!
Увеличение объемов государственной добычи газа на целых 2,5 миллиарда кубов (то есть, на 16%), на первый взгляд, действительно кажется довольно амбициозной задачей. Это если забыть историю вопроса. На самом деле превысить показатель в 18 млрд кубов Укргаздобыча должна была уже по итогам нынешнего года, а не 2020-го, на что, похоже, рассчитывают в правительстве. Это предусмотрено Концепцией развития газодобывающей отрасли Украины-2020, утвержденной постановлением Кабинета Министров в декабре 2016 года.
Прогнозные объемы добычи природного газа (млрд. куб. м)
Таким образом, документ содержит довольно смелые планы по росту общей добычи природного газа в следующем году - до 27,6 млрд кубометров. В частности, ПАО Укргаздобыча в 2020-м должна выдать на-гора 20,1 млрд кубо. Это же, кстати, предусмотрено и собственной программой Укргаздобычи 20/20 (20 млрд кубов топлива в 2020 году). В рамках этой программы планируется освоить 4 млрд долларов инвестиций, три четверти из которых предназначены для реализации проектов по увеличению добычи газа за счет бурения новых скважин, переоснащения бурового флота компании и улучшения инфраструктуры для проведения буровых работ. Пока освоено чуть больше четверти этой суммы. Поставленная Правительством задача по увеличению добычи государственного газа, по мнению экспертов, должна ускорить освоение этих средств. И это - одна из предпосылок достижения определенной цели. В частности, Укргаздобыча сразу на нескольких газоконденсатных площадях воплощает программы технического переоснащения и капремонта скважин, что должно повысить их производительность. Примером может быть активное инвестирование в увеличение объемов добычи газа на втором по величине месторождении, принадлежащем государственной компании - Яблуневском (Полтавская область). В прошлом году благодаря капремонту действующих мощностей там удалось нарастить добычу почти на 25 млн кубометров. Такой же прирост дало бурение новых скважин.
И именно активное бурение, по мнению экспертов, должно стать залогом успеха для Укргаздобычи. В частности, значительного прироста добычи следует ожидать в первые месяцы следующего года. Ведь до конца 2019 года компания планирует пробурить более 130 новых скважин. В прошлом году введено в эксплуатацию почти 90 таких объектов. Это при том, что еще недавно нормальным среднегодовым показателем считалось бурение 55 скважин. Как говорится: почувствуйте разницу... А все потому, что компания располагает и соответствующим инвестиционным ресурсом, и постоянно улучшает собственный буровой флот, и успешно привлекает к сотрудничеству зарубежные компании, которые помогают с современным оборудованием и обладают новейшими технологиями. К примеру, недавно Укргаздобыче удалось привлечь к сотрудничеству несколько буровых подрядчиков, в частности хорватскую Crosco, китайские Xinjiang Beiken Energy Engineering и Zhongman Petroleum and Natural Gas, а также сервисные компании Tacrom (Румыния) и Беларусьнефть для проведения работ по гидроразрыву пласта. Правда, в компании жалуются: реализации планов по привлечению внешних буровых подрядчиков, приобретению новых установок, модернизации части собственного (уже устаревшего) оборудования иногда мешает сложная система закупок. С одной стороны, это якобы гарантирует прозрачность тендеров, с другой - существенно затягивает необходимые процедуры: почти все крупные тендеры по закупке буровых установок и услуг по бурению по несколько раз переносили. Эксперты надеются, что ситуация улучшится, и государство не будет создавать для госкомпании дополнительных преград. Кстати, немало палок в колеса газодобытчикам вставляют и на региональном и местном уровнях...
Сопротивление чиновников, местных князьков, бизнесменов на сене и другие субъективные преграды
Одной из задач, выполнение которой должно способствовать достижению стратегической цели по увеличению объемов добычи природного газа, является введение в эксплуатацию новых скважин, кроме упомянутой уже проблемы капиталовложений, требует отвода земельных участков. Но система получения разрешительных документов сложна и затратна, что связано с отсутствием унификации и неактуальностью действующих требований и большим количеством разрешений и согласований, которые необходимо получать добытчикам. Кроме того, землевладельцы и органы местного самоуправления тормозят процедуры согласования вопроса газового производства на соответствующей территории, - говорится в Концепции развития газодобывающей отрасли.
И через два года после принятия документа в этой сфере, к сожалению, мало что изменилось. Вместо ожидаемых 60 лицензий на разработку новых месторождений компания Укргаздобыча за 2016-2018 годы получила лишь 17 лицензий. Государственная служба геологии и недр фактически блокировала процесс выдачи разрешений. Блокируют процесс и областные советы. В частности, Полтавский облсовет за три года отказался предоставить компании 63 участка, - напоминает политический эксперт Алексей Минаков. Такую ситуацию в Госслужбе по геологии и недрам Украины объясняют введением с 2015 года открытых аукционов по продаже специальных разрешений. И это убрало местную и региональную власть из цепочки - к ней перестали обращаться за содействием. Конечно же, сожалея об этом, местные чиновники не говорят о личном интересе, прикрываясь интересами общества: мол, главным их требованием для согласования специальных разрешений были социальные обязательства инвестора - рекультивация земель, ремонт дорог и тому подобное.
Между тем эксперты имеют немало нареканий и на работу самой Госслужбы по геологии и недр. Ведомство, в частности, критикуют за неравные условия для частных и государственных компаний при получении спецразрешений. Причем, в отличие от многих других сфер, говорится о чрезмерных преференциях именно для частного бизнеса. Как раз частные компании получают львиную долю лицензий на разработку недр. А в результате большинство из них, похоже, и не собиралась добывать газ или нефть, надеясь перепродать нечестно полученные лицензии потенциальным инвесторам, - отмечает эксперт по энергетическим вопросам Наталья Прудка.
По заключению специалистов, некоторые бизнесмены, по сути, коллекционируют полученные лицензии на разработку привлекательных углеводородных месторождений, тормозя развитие отрасли. Спецразрешения на пользование недрами - для геологического изучения или добычи углеводородов - имеют более 100 компаний. Реально же добывают газ только половина из них!
Несколько слов о внутренних тормозах и о перспективе газового независимости
В экспертной среде высказывают и претензии к самой компании Укргаздобыча. В частности, учитывая предыдущий опыт, специалисты предостерегают от возможных манипуляций с искусственным нагнетанием объемов добычи - так сказать под конкретную задачу. Так, например, было в предыдущие годы: для того, чтобы обеспечить максимальные объемы добычи и обеспечить выполнение правительственной Концепции, газодобытчики (в частности, на Полтавщине) нарушали технологические режимы эксплуатации скважин. Это приносит разовый эффект, отражается в отчетах, но отнимает перспективу. Ведь месторождения преждевременно истощаются, и хозяйственники теряют доступ к части имеющихся на этих площадях запасов. Впрочем, в Укргаздобыче утверждают: после проведенных в 2017 году проверок, которые и обнаружили случаи нарушения технологических требований, такую практику прекратили.
А Алексей Минаков обращает внимание еще вот на что: некоторые из чиновников Укргаздобычи не против нечестного заработка, от чего страдает компания и страдает государство. К сожалению, некоторые сотрудники сидят на откатах: создают искусственные условия для победы нужных компаний на тендерах. Во-первых, на такие мысли наводят публичные отзывы участников тендеров. Во-вторых, об этом время от времени информируют правоохранительные органы. К примеру, в 2018 году Генпрокуратура, при участии СБУ и САП задержала двух должностных лиц Укргаздобычи, которые наладили схему получения 10% отката за госзаказ, - напоминает эксперт.
Свои проблемы и у другой (условно государственной) компании Укрнафта (контрольный пакет - 50% + 1 акция - принадлежит государству, 42% - структурам Игоря Коломойского, 8% - кипрским компаниям). В последние годы она сокращала объемы газодобычи. Это связывают с проблемами с продлением срока действия лицензий. Также компания страдает от перманентной проблемы многомиллиардной налоговой задолженности.
В комплексе все упомянутые проблемы мешают полноценному развитию отечественной газодобывающей сферы - как государственного ее сегмента, так и частного.
Впрочем, по мнению экспертов, это скажется больше на среднесрочной перспективе, чем на краткосрочной. Возможности достичь ежегодной добычи структурами ОАО Ургаздобычи 18 миллиардов кубометров газа есть. Но есть и большой риск, что на достижение этой цели будут использованы существенные резервы. И это задержит дальнейшее развитие отрасли. Поэтому большинство экспертов - за поступательное движение, а не активизацию усилий под какие-либо события и даты. А для этого нужно решить хотя бы основные из упомянутых проблем. При таких условиях и при надлежащем финансировании Украины вполне по силам в ближайшие 10 лет избавиться импортозависимости в газовой сфере, - убежден эксперт по энергетике Сергей Дяченко. - Для этого нужно увеличить объемы добычи «голубого топлива» в примерно 30 миллиардов кубов. Этого топлива стране хватит - даже при условии стремительного развития промышленного производства. Конечно, если параллельно внедрять эффективные программы энергозамещения и энергоэффективности», - заключает эксперт.
Владислав Обух, Киев