Firefly International Rocketry Event – 2019 в небе над Техасом
Белый микроавтобус “Форд” съезжает с бетонного хайвея на проселочную грунтовку. С обеих сторон – частные участки и поля, на которых пасутся техасские коровы, которые на вид ничем не отличаются от украинских.
СОЛНЦЕ, ОРУЖИЕ, ПЫЛЬ, РАКЕТЫ
Вот только переступать черту этих полей ни при каких условиях не рекомендуется. В этом штате – свободное владение оружием, и полагаться на гуманизм владельца не стоит.
На въезде на один из участков микроавтобус встречают припаркованный в степной пыли “Форд Мустанг” и двое вооруженных охранников в черной униформе.
- Привет, ребята, как поживаете? Мы – участники соревнований, – говорит с переднего сиденья Ульяна Бирюкова, партнер по развитию бизнеса частного аэрокосмического предприятия Firefly Aerospace.
Охранник улыбается и делает жест, приглашающий заезжать на территорию.
Здесь, в техасской степи, расположено производство Firefly и его тестовые площадки. И именно здесь проходит международное соревнование по ракетомодельному спорту между сборными командами Украины и США F. I. R. E. 2019 (“Firefly International Rocketry Event” – Международное соревнование по ракетомодельному спорту Firefly – ред.).
Форд проезжает мимо нескольких масштабных ангаров слева и металлической конструкции поодаль с установленной на ней второй ступенью космической ракеты. Черный металлический цилиндр сверкает на солнце, и даже издали в нем чувствуется что-то величественное.
Автобус останавливается и из него выходят члены украинской команды в черных спортивных костюмах с надписями Firefly, Noosphere, Федерація ракетомодельного спорту України, National Association of Rocketry. Это преимущественно очень молодые люди: Денис и Ольга Хмели, Александр Радченко из Нежина, Валерий Бидовский из Херсона. Вместе с ними – и один мужчина чуть старше – Сергей Сердюков из Мариуполя. Команду сопровождает энергичный мужчина в фуражке Firefly – днепровец Михаил Рябоконь, первый вице-президент Федерации ракетомодельного спорта Украины, руководитель общественной организации “Ассоциация Ноосфера”, которая занимается развитием и популяризацией космоса в Украине.
Они заносят серые ящики в большой белый шатр посреди поля. Корреспондент интересуется – как довезли ракеты из Украины в Техас.
- Ну да, согласен, это подозрительно, когда на сканере в аэропорту проходит ракета, – шутит Михаил. – Но пограничники знают, кто мы и куда едем.
- Вообще, в Штатах спокойно пропускают. Ну ракета и ракета. Я бы сказал, что на соревнованиях в Европе пограничники удивляются больше, – добавляет Денис Хмель.
Из ящиков на столах начинают появляться многочисленные детали и корпуса ракетных моделей. Принадлежностей так много, что трудно разобраться, что здесь к чему. Какие-то нитки, винтики, пленки, парашюты, скотч, пластиковые корпуса и даже детская присыпка.
Вскоре к команде присоединяется Скотт Веллз, инженер по охране окружающей среды и безопасности Firefly Aerospace. Он проводит участникам краткий инструктаж.
- Вы должны быть в курсе, что здесь водятся некоторые опасные существа. В частности, ядовитые змеи и пауки, такие как Черная вдова. Очень маловероятно, что вы их встретите, потому что обычно они выползают, когда теплее. Но вы должны быть в курсе, – объясняет он.
В техасской степи дует сильный ветер и пахнет сырой землей и ранневесенним полем. Этот запах напоминает что-то из детства, из долгих летних вечеров где-то в пригороде Киева. На ветру развеваются флаги: американский, украинский, флаг “Ноосферы”, Firefly Aerospace, Федерации ракетомодельного спорта Украины.
Вскоре прибывает и американская команда. Они съезжаются к палатке на автомобилях, среди которых – такие типичные для Техаса гигантские джипы-пикапы.
Возраст американской команды заметно старше. Кто-то отсюда, кто-то приехал из Мэриленда, из Калифорнии, из Огайо. В состав американской команды входят Крис Фланиган, Майк Новак, Стив Кристал, Вольфрам Кипарски, Дэйв о'Брайян, Герб Виньярд, Тони Рейнольдс, Джеймс Даффи, Марк МакРейнолдз, Дэвид Белгорн, Ли Джеймс.
Дэйв показывает нам свою шляпу, усеянную значками. Это такая профессиональная традиция у американцев – носить на одежде значки на память о прошлых событиях. Среди них обнаруживаются настоящие раритеты, в частности, значок с соревнований в Киеве 1990-го года и два значка на празднование независимости Украины. Дэйв объясняет, что горд тем, что находился в странах Балтии, когда разваливался Советский Союз и мог собственными глазами увидеть историю.
- А как тогда относились члены советской команды к тому, что происходило, помните? – спрашивает у него журналист Укринформа.
- Насколько я помню, все относились одобрительно, все хотели, чтобы Союза уже не было, – отвечает он.
ПЯТЬ, ЧЕТЫРЕ, ТРИ, ДВА, ОДИН
Все провода подсоединены, нитки парашютов опрятно заправлены в корпуса, из ящика, который принесли американцы, появляются коробки с двигателями–цилиндрами с пороховыми зарядами для запуска моделей в небо. Впечатляющее зрелище: одинаковый детский блеск азарта в глазах людей разного возраста, разных культур, одно нетерпеливое ожидание, когда модели наконец взметнутся в небо.
- Спортсмены готовы? Таймеры готовы? – спрашивает молодой парень с рацией, который координирует соревнования.
Спортсмены с нетерпением смотрят на готовую к старту ракету. Палец участника, чья ракета вот-вот взлетит, уже на кнопке “пуск”.
- Пять, четыре, три, два, один...
Пш-ш-ш-ш-ш – в облаке порохового дыма пластиковое тельце модели стремительно поднимается вверх под давлением двух ньютонов двигателя – легкой конструкции много энергии не надо. Вместе с движением ракеты вверх выгибаются, словно знак вопроса, и спортсмены, и зрители, сопровождая точку в небо над Техасом.
Падает на спину с камерой в руках ваш покорный слуга, пытаясь поймать на фото момент ракеты в полете. Несколько таки удается:
Время от времени, правда, бывают и разочарования, когда после отсчета и нажатия кнопки пуск... не происходит ничего. Ракета непреклонно с наглым видом продолжает стоять на месте: видимо, контакт отошел, или что-то не сработало.
- О, нет, – огорченно констатирует один из спортсменов.
- Ошибка огня, – докладывает по рации координатор.
Следствием такого события становятся штрафные баллы. Как и за парашют, который не раскрылся, или недостаточное время полета.
На старт выходит Сергей Сидоренко. Ему шестьдесят шесть, но он ловко нивелирует разницу в возрасте с другими, очень молодыми членами команды тем, что рассказывает время от времени очень остроумные и смешные анекдоты – с частотой примерно два в час.
Сергей – сегодня единственный ракетный авиамоделист Донецкой области и жалеет, что не может тестировать модели дома, в регионе, где продолжаются боевые действия, и ввиду безопасности военным совсем не до ракетного моделирования. Он занимается этим спортом еще с 1960-х годов. В предыдущие годы также занимался разным бизнесом, от производства свечей до изготовления рекламных конструкций. Три года назад не стало его жены, и Сергей признается, что ракетное авиамоделирование, страсть его жизни, – это “единственное, что держит на плаву”.
Очень показательно, как за столом с деталями моделей Сергей обучает молодых людей тонкостям и секретам дела. Видно, что его опыт в этом спорте действительно колоссальный.
- Пять, четыре, три, два, один, – отсчитывает координатор.
Ракета Сергея поднимается в небо, хорошо и долго набирает высоту, раскрывает тормозную серебристую ленту и начинает снижение. Зрители с восхищением следят за ее полетом, но до земли модели не суждено добраться. Ракета повисает на проводах вблизи горизонтальной тестовой площадки Firefly.
- Это ж надо – проехать десять тысяч километров, перелететь через океан, чтобы повесить модель на проволоку, – вздыхает Сергей.
Правда, уже на следующий день американский участник, Джеймс Даффи, отплатил «долг» Сергею и тоже приземлил часть своей ракеты на провода.
- Мне нужна винтовка. У кого есть ружье сбить это безобразие? – в отчаянии спросил он, не веря своим глазам. Два красных парашютика болтались на проводах в двухстах метрах.
- Дружище, вызовешь электриков, они снимут, – советует кто-то из коллег.
- Ага, и снимут с моего кошелька лишний вес, – с грустью добавляет он.
- Да нет, они же такое, вроде бы, должны бесплатно делать, – предполагает кто-то третий.
АМЕРИКАНСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВКУСЫ: СИНЕЕ МЯСО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТАКОС
Приходит время обеда и на столах в палатке появляются завернутые в фольгу такос: кукурузные лепешки испано-мексиканского происхождения со всевозможными начинками. Их здесь несчетное количество видов: пожалуй, не меньше, чем видов галушек на Полтавщине или видов вареников у украинской хозяйки.
Надписи на обертках демонстрируют, что между американцами и украинцами есть что-то очень похожее, а именно политизация и поляризация общества относительно политических симпатий. Различные виды такос подписаны: “Демократ” (“Democrat”), “Независимый” (“Independent”), “Еще не определился” (“Crossroads”). Техас – традиционно “красный”, то есть республиканский, штат.
Это тебе не “голубой”, лево-демократический Нью-Йорк, думает себе корреспондент Укринформа.
- У нас говорят так: если мясо синее – оно не съедобное, – шутя комментирует заинтересованность журналиста одна из сотрудниц Firefly, которая стоит рядом.
Однако сказать, что все здесь поддерживают Дональда Трампа, нельзя. Кто-то признает его заслуги в экономике, но выражает недовольство шагами президента в миграционной политике, в частности, разделением семей мигрантов на границе. Кстати, та граница с Мексикой, на котором Трамп хочет построить стену, – в каких-то трех-четырех часах езды отсюда. На вопрос, действительно ли там есть “чрезвычайное положение”, из-за которого надо срочно строить стену, никто из присутствующих не отвечает однозначно утвердительно. Большинство из них говорят, что телевизор не смотрят и сильно не заморачиваются политикой. Кстати, такос “Еще не определился” подходит лучше всего, по скромному мнению журналиста Укринформа.
За поеданием такосов американцы признают, что такой поляризации, которая сейчас существует в американском обществе по политическим вопросам, на своем веку не помнят. Один из старших участников, правда, вспоминает, что во времена Вьетнамской войны атмосфера в обществе была похожей по уровню электризации и столкновения взглядов.
В КОСМОСЕ ХОРОШО НЕ ЗАВИСЕТЬ ОТ РОССИЯН
Наиболее насыщенный событиями последний день соревнований начинается с запуска моделей с аварийной системой спуска. Это означает, что модель ракеты-носителя содержит сырое куриное яйцо, которое должно вернуться из полета целым и невредимым. Как это удается – точно неизвестно, но яйца все-таки возвращаются на землю такими, какими вылетали из нее.
- А потом можно устроить завтрак победителя, – шутит один из американцев.
Параллельно со зрелищными запусками ракет-носителей яиц и уменьшенных моделей настоящих космических аппаратов, в этот день проходит и тест двигателя настоящей ракеты – “Альфы” производства Firefly, которая должна уже в декабре 2019 года отправиться в космос. На событие съезжаются представители техасского правительства, члены палаты представителей штата, а также дети из местных школ – для юниорского соревнования в запусках ракет.
Где представители власти – там и телекамеры: вокруг трех местных депутатов, которые входят в группы поддержки и развития аэрокосмической отрасли (а Техас, в котором расположен знаменитый Хьюстон, по праву называет себя “космическим штатом”) собираются журналисты Fox news и других местных СМИ.
Вокруг с заметным волнением ходит гендиректор Firefly Том Маркьюзик. Черноволосый высокий мужчина с по-детски восторженным взглядом ходит в наушниках и с рацией, отдавая последние команды перед тестовым запуском двигателя. Он – одна из “легенд” авиакосмического строительства, вместе с Илоном Маском создавал SpaceX, специалист по реактивной тяге и на удивление очень простой в общении человек.
Тест проходит успешно, после того, как огонь гаснет, в небо над Техасом поднимаются облака пара и пыли, а также – щедрые овации зрителей. Техасские чиновники во главе с лидером группы поддержки сельской местности в местном техасском совете, Чарльзом “Доком” Андерсом, дают комментарий журналисту Укринформа. Подчеркивают важность сотрудничества Украины и США, заслуженно расхваливают штат Техас, который, по их мнению, должен стать лидером в освоении космоса.
- На днях SpaceX запустили космический корабль на МКС. Вас вдохновляет то, что уже вскоре США смогут запускать астронавтов на станцию на собственных ракетах-носителях, с американской территории, то есть без участия россиян? – спрашивает журналист.
- Я думаю, мы, американцы, так же как и вы, украинцы, прекрасно понимаем, что не зависеть от россиян – это очень классно, – резюмирует один из местных конгрессменов-членов делегации.
Он добавляет, что, по его мнению, между украинцами и американцами действительно много общего: “Вы, как и мы, – мечтатели. Как и мы – вы знаете, что такое свобода”.
Напоследок в небо поднимаются самые зрелищные модели, уменьшенные копии настоящих ракет, которые даже осуществляют те же стадии полета, что и их оригинальные прототипы – отделяют ступени, спускают на землю капсулу и т.д. Корреспондент Укринформа не отрывается от видоискателя камеры.
СМЕШНЫЕ, ДЕТСКИЕ МОДЕЛЬКИ РАКЕТ?
На финальном ужине в типичном техасском пригородном ресторане-барбекю подводились итоги соревнований. В командном зачете первенство за командой США, однако украинцы взяли ряд индивидуальных наград. Ольга Хмель взяла второе место, а Сергей Сердюков — третье в индивидуальном зачете в классе S2 (модели ракет на высоту полета с грузом). Первое место завоевал Крис Флэниган из США. Валерий Бидовский занял первое место в классе S6A/P (продолжительность полета с лентой), который впервые проводился на международных соревнованиях. В классе S7, где спортсмены запускали уменьшенные копии известных в истории космонавтики ракет, третье место занял Александр Радченко. «Золото» и «серебро» выиграли американские спортсмены Крис Флэниган и Джеймс Даффи. В классе S8E/P (планеры) пьедестал возглавил американец Дэйв О'Брайян, в классе S12 – Герб Виньярд (сборная США).
На ужине от американцев прозвучало много теплых слов в адрес Украины и было высказано много надежд и планов относительно дальнейшего сотрудничества. Гендиректор Firefly Том Маркьюзик, выходец из штата Огайо, рассказал, что уже одиннадцать раз бывал в нашей стране, и испытывает к ней почти родные чувства. С особым теплом участники вспоминали чемпионат мира во Львове в 2016-м году, который, по их мнению, был непревзойденным по уровню организации. Кстати, эти признания вполне искренние, потому что журналисту Укринформа пришлось услышать их несколько раз от разных людей в течение трех дней пребывания в Техасе.
Однако никто, вероятно, не высказал причины своего увлечения этим спортом так человечно и точно, как в частном разговоре с журналистом Укринформа уже на прощальном ужине участник американской команды Дэйв О'Брайян.
- Эти, казалось бы, смешные, детские модельки ракет, которыми я занимаюсь. Всего лишь модельки ракет. Но благодаря им я объездил весь мир и познакомился с таким количеством интересных людей во всех его уголках, людей, которые теперь являются моими друзьями, что вы себе и представить не можете, – рассказал Дэйв. – Ради этого все и делается, – подытожил он.
Михаил Рябоконь в разговоре с журналистом Укринформа рассказывает, что хоть F. I. R. E. 2019 прошел впервые, в дальнейшем “Ноосфера” и Firefly планируют организовывать мероприятие на регулярной основе и привлекать больше стран. “Планируем в 2022 году организовать здесь чемпионат мира”, – сообщает он. Учитывая высококачественную организацию нынешнего события, в эти слова верится.
Георгий Тихий, Остин–Нью-Йорк