В Совете НБУ назвали потенциальные драйверы для экономического развития Украины. Эксперты советуют не забывать и о том, что нас тормозит
Аграрный сектор и развитие транспортно-логистической инфраструктуры могут стать дополнительными драйверами экономического роста нашей страны, - считает глава Совета Национального банка Богдан Данилишин. Он напомнил, что отечественная экономика три года подряд демонстрирует прирост, однако констатировал: происходит это в основном благодаря внутреннему спросу - потребительскому и инвестиционному. При этом, по оценкам Данилишина, речь идет о временных и довольно нестабильных факторах. Поэтому украинцам необходимо искать новые возможности для обеспечения устойчивого развития. Частично это можно сделать, воспользовавшись традиционно высоким спросом в мире на нашу сельхозпродукцию. Также толчком для роста, по словам экономиста, может стать развитие логистической сферы. Поэтому Богдан Данилишин надеется, что его предложения начнут дискуссию, результатом которой станет определение приоритетов экономического развития страны с последующим выработкой плана конкретных мер.
Укринформ решил устроить первый раунд такой дискуссии, привлекая к оценкам драйверных предложений руководителя Совета Нацбанка других экономистов.
Эксперты - о драйверных возможностях АПК...
Говоря об аграрных перспективах Украины, Богдан Данилишин советует не гнаться за валом, пытаясь продать за рубеж как можно больше сырьевой продукции, а сосредоточиться на мультипликационных возможностях развития АПК. Речь идет, во-первых, о наращивании мощностей перерабатывающей промышленности, что обеспечит рост экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Во-вторых, - о стимулировании роста таких смежных отраслей как сельскохозяйственное машиностроение и логистика. С этим согласны и эксперты, которых опросил Укринформ.
Украинские аграрии традиционно направляют львиную долю полученной прибыли на улучшение технического и технологического обеспечения своих предприятий - закупают продуктивную технику, более качественные удобрения, вкладывают средства в научные исследования по повышению урожайности и использования почв, - напоминает директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский. - Также значительные средства идут на создание сопутствующей инфраструктуры - строительство элеваторов, овощехранилищ и перерабатывающих мощностей. То есть, агросектор начинает тянуть за собой ряд смежных отраслей: он является заказчиком для многих индустриальных и инновационных сфер.
А вот президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило считает, что без решения проблемы сырьевого характера украинского агроэкспорта на положительный результат нам нечего и надеяться. Хотя прямые иностранные инвестиции в Украину в последнее время выросли, их объемы все еще остаются незначительными. Поэтому наши предприятия в основном инвестируют в производство собственный капитал. И поскольку перетекания денег из отрасли в отрасль не происходит, весь финансовый эффект от экспортных поставок концентрируется только на предприятиях-экспортерах. Такая экспортная структура просто не способна обеспечить динамичный рост даже тем секторам экономики, которые ориентированы на внешние рынки, - отмечает Жалило. Поэтому эксперты снова напоминают о рыночной аксиоме: должный эффект от работы любой экспортоориентированной отрасли возможен только при условии переориентации на продажу продукции с высокой добавленной стоимостью. Исключение - разве что работа добывающей промышленности некоторых богатых углеводородами стран.
Илья Несходовский соглашается, что возможное мультипликационное влияние работы украинского АПК на другие сферы ослабляет все еще значительную импортозависимость Украины - например, в сельскохозяйственном машиностроении и в химической промышленности (многие полученные от продажи нашей агропродукции на зарубежных рынках средства возвращаются за границу - для покупки техники и удобрений ). По его мнению, ситуация с удобрениями действительно сложная: из-за высокой стоимости основного сырья для азотного производства - природного газа - продукция наших предприятий не может конкурировать с зарубежными (прежде всего - российскими) аналогами. А вот в сфере сельскохозяйственного машиностроения в последнее время многое изменилось: в Украине уже производят практически весь ассортиментный ряд малой сельхозтехники и оборудования. Все больше предприятий начинают изготавливать сложную технику для агропроизводства. К примеру, Харьковский тракторный завод выпускает довольно конкурентную продукцию, пользующуюся большим спросом у украинских крестьян, - приводит пример эксперт. - Также хорошую технику начали делать в Николаеве. Все эти машины и агрегаты привлекательны для внутреннего потребителя - прежде всего, учитывая соотношение цена-качество. Ведь далеко не каждому фермеру по карману выложить несколько сот тысяч долларов за американский или немецкий комбайн... Кроме того, импортную технику необходимо обслуживать. Поэтому в Украине создаются новые сервисные центры, на развитие которых привлекают в том числе и иностранные инвестиции, - напоминает Несходовский.
В целом же повышение качества и расширение ассортимента продукции сельхозмашиностроения - одна из гарантий ослабления нашей импортозависимости в этой сфере. Следовательно, импорт съедать все меньше заработанных украинскими крестьянами и трейдерами средств. Зато все больший ресурс будет работать на развитие отечественной экономики. Самое главное, - отмечают эксперты, - создать благоприятные условия для отечественной продукции. И как о негативном факторе экономисты вспоминают о льготах по уплате НДС при импорте сельхозтехники. При том, что отечественная продукция таких преференций не имеет.
За 5 лет в Украине так и не смогли утвердить (даже написать) Программу развития промышленности с акцентами на то же массовое производство сельскохозяйственной техники, авиастроение, другие отрасли, которые производят сложную продукцию с высокой добавленной стоимостью, - констатирует исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин. - Как раз в такой программе и должны быть предусмотрены все драйверные сферы, определены задачи, стоящие перед ними, и перечень условий, которые должны способствовать достижению цели. Благодаря этим конкретным мерам Правительство должно было бы создать равные (и достойные) условия работы для всех участников рынка. Но ни одного шага для этого не сделано. И даже на уровне разговоров о движении в направлении к индустриализации руководство Кабинета Министров начало говорить не конкретно в переломном 2016 году, когда началось экономическое возрождение страны, не в 2017-м или 2018-м, а только сейчас. При этом Олег Пендзин считает именно акцент на развитии крупных высокотехнологичных и инновационных предприятий залогом создания достаточного количества новых рабочих мест с высокой заработной платой - с тем, чтобы вернуть домой миллионы работников, которые сейчас вынуждены поддерживать своим трудом экономики других стран - в том числе, и государства-агрессора. Без этого, убежден эксперт, мы и дальше будем вынуждены мириться с алогичной ситуацией, когда из 19 миллионов украинцев трудоспособного возраста только 10 млн платят социальные взносы. Остальные - либо трудовые мигранты, либо участники теневых схем.
...Транспортной сферы...
Что касается транспортно-логистической отрасли, то, по словам главы Совета НБУ Богдана Данилишина, речь идет, в частности, о создании альтернативы фактически заблокированным Россией портам на Азове, снижении затрат на перевалку зерновых и сокращении доли соответствующих перевозок в общей структуре логистических затрат. (Ведь в Украине 18% транспортных расходов связаны с доставкой зерна, тогда как во Франции и Германии этот показатель - всего 8%, в США - 6%. Зато там выше доля пассажирских перевозок и транспортировки высокотехнологичной продукции).
Украина действительно имеет значительные перспективы в транспортной сфере. Но сполна воспользоваться преимуществами своего географического расположения она, к сожалению, не может. Потому что с двух сторон - на севере и востоке - страна граничит с государством-агрессором, любое транспортное сообщение с которым мы, естественно, ограничиваем. И этим сейчас довольно умело пользуется соседняя Беларусь, - объясняет экономист Илья Несходовский. - Для нас же такая ситуация - шанс сосредоточиться на более качественном обеспечении внутреннего спроса. Прежде всего, это касается авиасферы, которая за счет создания конкурентных условий демонстрирует неплохой рост. Этого же можно достичь и в других секторах - обеспечив конкурентные условия для всех участников рынка. По мнению экспертов, внутренние авиаперевозки - как раз та сфера, развитие которой тесно связано с ростом потребительского спроса: чем выше будет покупательная способность украинцев, тем чаще они будут отдавать предпочтение авиаперелетам. То же касается и пользования другими видами транспорта. Ведь - не в последнюю очередь из-за ограниченности доходов - значительная часть украинцев остается немобильной. Три четверти украинский никогда не покидали пределы страны. К примеру, по данным одного из исследований Киевского международного института социологии, более 70% украинцев ни разу не были за границей. А наших соотечественников, побывавших дальше России, Египта и Турции - менее 20% (исключение - разве что посещение территорий европейских соседей с целью трудоустройства). Более того, более 30% украинский не выезжали за пределы своего региона. При этом, по данным Eurostat, ежегодно за рубежом бывают 76% бельгийцев, 53% голландцев, 40% словаков. Кроме того, в Германии, Австрии, Словакии, Чехии 90% молодежи хотя бы раз побывали за границей. Тогда как этот показатель для украинцев не дотягивает и до 22%.
...Высокотехнологичных отраслей...
Что касается других возможных драйверов для украинской экономики, то среди основных Илья Несходовский называет военно-промышленный комплекс. Даже, несмотря на последние скандалы, он остается одним из главных источников валютных поступлений для нашей страны. Война вызвала активные исследования в этой сфере. Как результат - Украина, кроме качественного военного железа, начала выпускать и довольно конкурентную высокотехнологичную продукцию. Причем, именно российская агрессия способствует заключению выгодных контрактов и увеличению объемов реализации этой продукции за рубеж. Ведь потенциальные покупатели охотнее покупают продукцию, которая хорошо зарекомендовала себя в боевых условиях, показав, что может достойно противостоять лучшим образцам российского вооружения.
Также Несходовский делает упор на изрядном потенциале отечественной авиакосмической отрасли: Даже Маск признал, что украинская ракета - одна из лучших в мире. И этим, безусловно, стоит воспользоваться. Прежде всего, считаю необходимым привлечь к работе в этой сфере профессиональных иностранных менеджеров. И, наверное, самое главное: обеспечить отрасль финансовыми ресурсами. Для этого было бы неплохо, чтобы в Украину пришли мировые инвесторы - вроде уже упомянутого Маска. При этом, учитывая наши «мозги» и технологии, даже сравнительно незначительные капиталовложения могут стать неплохим толчком для стремительного развития этой и смежных сфер, - убежден эксперт.
О развитии высокотехнологичных отраслей, которые могут расшевелить отечественную экономику, говорит и Богдан Данилишин: «Украине придется признать, что без перехода на высокотехнологичные виды производства и повышение производительности труда достичь прежних высоких темпов роста экономики уже не удастся. Поэтому не стоит критиковать нынешние слабые темпы роста, боюсь, что совсем скоро они не будут казаться такими уж слабыми. Выход - в решительной технологической модернизации нашей экономики».
Но для такой модернизации нужны не только идеи и технологии, но и средства. Речь идет о миллиардах долларов, которые работали на экономику страны. Часть их можно привлечь за счет прямых иностранных инвестиций. Но для этого нужно повышать уровень доверия к нашей стране в мире, менять ее международные кредитные рейтинги, обеспечивать прозрачность отношений внутри государства, повышать гарантии неприкосновенности частной собственности. Другой путь - кредитование отечественного бизнеса. И работы здесь, как говорится, - непочатый край. Прежде всего, учитывая высокую стоимость денег в Украине - беря займы под такие, как у нас проценты, вероятно, ни один честный бизнес в мире не может быть конкурентным. К тому же, отечественные финансовые учреждения фактически не предлагают долгосрочных кредитных программ. Тем более - целевых. Как считает доктор экономических наук Ярослав Жалило, нарастить объемы проектно-ориентированного кредитования можно, например, за счет специализации банков и финансовых учреждений, которые будут предоставлять займы отдельным секторам экономики - тому же АПК, промышленности, малому бизнесу, а также кредитовать проекты регионального развития.
Владислав Обух, Киев