Отечественная экономика “раскачивается” гораздо медленнее, чем в прошлом году. А вот возврат НДС бьет рекорды. За бизнес радуемся, за державу – обидно?
2019 год Украина начала с недовыполнения доходной части Государственного бюджета. По результатам января “не добрали” более 6,5 миллиардов гривень (почти 11% запланированного). При этом финансовые результаты первого месяца года оказались на 700 миллионов гривень хуже, чем в прошлом году (и это – несмотря на почти 10% инфляции)!
Правда, налоговые поступления на 13,2% превысили показатели января 2018-го. То есть, в бюджет аккумулировали почти 40 миллиардов гривен. Казалось бы, неплохо. Но, оказывается, фактически половину этой суммы вернули в рамках государственных обязательств по возмещению НДС. Объемы соответствующих отчислений выросли более чем на 64% – до рекордных 19,71 миллиарда.
Негативно повлияло на сальдо налоговых поступлений и сокращение таможенных платежей: в январе Украина получила от работы таможни на 10% меньше, чем за первый месяц прошлого года. Поэтому в целом январский план бюджетных поступлений от работы ГФС недовыполнили на 20,1%!
В чем же причина? И насколько обоснованы опасения за дальнейшее “торможение” экономических процессов, учитывая приближение выборов и не совсем благоприятную (по прогнозам) внешнюю конъюнктуру? А может, зря волнуемся – “доходный потенциал” февраля и марта с лихвой компенсирует суммы, недополученные в течение первого месяца года – с его многочисленными выходными и особенностями “адаптационного периода”?
Замедление экономических процессов: это вам не шутка
Экономический эксперт Алексей Кущ связывает ситуацию с общим замедлением экономических процессов в Украине. Что объясняется воздействием как внутренних, так и внешних факторов. Причем, “на негатив” иногда “играют” и, казалось бы вполне позитивные вещи. Например, стабильность и даже некоторое укрепление национальной валюты.
“Дело в том, что бюджетообразующий налог в Украине – это НДС, который начисляется на импортные товары. И чем дороже стоит такая продукция в пересчете на гривни, тем выше номинальная сумма налогов, поступающая в бюджет. То же касается и пошлин и акцизных платежей, которые пополняют государственную казну за работу таможни, – объясняет Алексей Кущ, – укрепление гривни приводит к бюджетным “потерям”.
К сожалению, такая “инфляционно-девальвационная” модель наполнения госказны действует в Украине уже не один год, – напоминают эксперты. В результате получаем парадоксальную ситуацию: при достаточно низких инфляционных показателях (к примеру, менее 10% по итогам 2018-го) и довольно вялых темпах экономического роста, предусмотренный бюджетным законодательством номинальный уровень ВВП и номинальные (опять же) доходы страны растут из года в год на 15-17%! То есть, правительства априори формируют бюджет с расчетом, что рост потребительских цен и девальвация национальной валюты принесут дополнительные миллиарды. Иногда такая тактика дает сбой – как, например, сейчас, когда макрофинансовая стабильность в Украине, достигнутая благодаря жесткой монетарной политике НБУ, привела к тому, что ожидаемых “инфляционно-девальвационных” доходов мы не получили. Если так будет несколько месяцев подряд, высокой станет вероятность существенного недовыполнения плана поступлений и по итогам года. А это может даже привести к возникновению крайне непопулярного (особенно в год выборов) вопроса секвестирования бюджета.
“И это – лишь, так сказать, ”тактические” ошибки, – отмечает Алексей Кущ. – Стратегические риски связаны с ожиданием некоторого “охлаждения” на базовых сырьевых рынках, от которых очень зависит украинская экономика. Прежде всего, это касается рынков металла и железной руды. Не совсем понятна ситуация и с ценами на зерно. А потому бизнес предпочитает придерживать часть доходов на зарубежных счетах – в частности, в оффшорах. Относительное замораживание предпринимательской активности связано и с новыми политическими циклами, которые начинаются в Украине”.
Возмещение НДС: кому-то благо, а государству – двойные потери
Тенденции к росту объемов возмещения налога на добавленную стоимость эксперты считают достаточно опасными. И не только учитывая уже упомянутое негативное влияние на сальдо налоговых поступлений. Но и из более “глобальных” соображений, связанных с тем, что в стране годами формируется “вредная” налоговая модель, которая стимулирует экспорт сырья. Причем, со значительными потерями для бюджета, которые, с одной стороны, связаны с недопоступлением средств от изготовления продукции с высокой степенью добавленной стоимости, а с другой – с прямыми отчислениями из госказны.
“Зато, если оценить модели, которые делали другие страны успешными, убедимся, что там наоборот – стимулировали экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью. А вывоз сырья, если и не ограничивали, то определенным образом дополнительно облагали, – рассказывает Алексей Кущ, – К примеру, успешные страны Персидского залива и некоторые другие ресурсные государства формировали за счет специальных экспортных пошлин национальные фонды, благодаря которым затем проводили структурную перестройку внутренней экономики – в том числе, создавали новое индустриальное ядро своих экономических систем и стимулировали развитие производств с высоким уровнем добавленной стоимости.
То же самое, по мнению эксперта, уже давно следовало бы сделать и в Украине. К примеру, облагать дополнительной пошлиной экспорт аграрного сырья. Ведь в стране есть все возможности, чтобы наладить глубокую переработку фактически всего выращенного. Но... отечественная налоговая система вместо того, чтобы получать и аккумулировать в спецфонде дополнительные доходы, еще и возмещает предприятиям-экспортерам 20% НДС, таким образом стимулируя сырьевой характер своей экономики и вывоз всего сырья за границу. А это создает препятствия для развития внутреннего производства. Потому что экспортеры сырья не заинтересованы в его продаже на внутреннем рынке. Ведь в этом случае теряют не только за счет низкой внутренней цены, но и не получают “бонусную” компенсации в виде возмещения НДС.
“Вот и имеем ситуацию, когда по итогам прошлого года Украина потратила более 120 миллиардов гривен на “стимулирование” преимущественно сырьевых отраслей экономики, – приводит примеры Алексей Кущ. – И это привело к ненужным дисбалансам, которых можно было бы легко избежать. К примеру, экспортерам семечек вернули почти 30 миллиардов гривень. Тогда как отраслевые предприятия, работающие на внутреннем рынке, оплатили всего 16 миллиардов гривень НДС – то есть, государство выплатило этой области вдвое больше средств, чем получила от ее работы на внутреннем рынке! Всего ГФС оценила потери от применения механизма возврата НДС только по операциям экспорта подсолнечника почти в 50 миллиардов гривен за несколько последних лет”.
Добавим, что по данным Государственной фискальной службы, по итогам прошлого года крупнейшие (многомиллиардные) суммы НДС государство возместило Мариупольскому металлургическому комбинату имени Ильича (собственность Рината Ахметова), агрохолдингам Кернел-Трейд (“детище” Андрея Веревского), АДМ Трейдинг Украина (подконтрольный нидерландской группе АДМ ИНТЕРНЕШЕНАЛ САРЛ), Нибулон (владелец – Алексей Вадатурский) и комбинату “Азовсталь” (также актив Ахметова).
Рецепт есть. Но “лечение” длительное
Анализируя данные фискалов, известный экономист, народный депутат от БПП Виктор Пинзеник в своем блоге констатировал: “Доходная динамика не укладывается в плановую. Пока это не такое значительное отставание. Но оно может стать проблемой, если не будет адекватной реакции”.
А реакция, по мнению экономиста Алексея Куща, – очевидна: речь о формировании новой государственной политики в экономической сфере. Нужно отказаться от беспощадной эксплуатации сырьевой модели развития экономики, которая зависит исключительно от внешних факторов роста. А когда эти факторы в виде высоких цен на наше сырье исчезают, исчезают и факторы, обеспечивающие рост украинской экономики.
“Поэтому нам, прежде всего, необходимо начать формирование новой фундаментальной экономической модели внутреннего эндогенного роста, о которой говорят выдающиеся экономисты современности (в частности, прошлогодний лауреат Нобелевской премии по экономике Пал Ромер). Это не дело одного дня. Наверстать упущенное за несколько месяцев, как бы нам того ни хотелось, не удастся. Но чем больше мы будем откладывать, тем больше будем терять и тем отставать от других. Ведь время при нынешних условиях в большом дефиците. И играет оно против Украины”, – убежден Алексей Кущ.
Владислав Обух. Киев