Уже с 2020 года школы будут проверять, насколько комфортно там учиться и учить. Но уже с сентября 2019-му систему будут тестировать
Помнится, как от слова аттестация у директоров школ и всего педагогического коллектива начиналось чуть ли не предынфарктное состояние - нервы, подготовка открытых уроков без права на ошибку, озабоченное и напряженное выражение лица у всех в ожидании проверяющих. Тогда только нам, ученикам 10 класса, это нравилось, потому что вместо уроков нас, одетых традиционно для таких мероприятий в белый верх, черный низ» построили на входе в школу для встречи комиссии. Чем все закончилось, трудно вспомнить и мы как школьники об этом не задумывались, но судя по рассказам учителей, такие комиссии никогда не приносили добра - только выговоры (или даже штрафы), дополнительную бумажную волокиту и демотивацию. Министерство образования взялось превратить такие дискредитированные проверки в инструмент для поддержки учреждений и мотивации становиться лучше. Соответствующий приказ уже вступил в силу, и с 2020 года школы уже будут проверять по новому механизму, который еще в сентябре 2019-го испытают в двенадцати школах по всей Украине.
Укринформ выяснял, почему школам отныне должно стать лучше работать и учить.
Проверка будет проводиться по четырем направлениям
По словам министра образования и науки Лилии Гриневич, институциональный аудит будет проводить Государственная служба качества образования (ГСКО) и ее территориальные органы раз в 10 лет (при продолжительности не более 10 дней). Работу заведения будет оценивать отдельно созданная экспертная группа - педагоги, проработавшие в школе не менее пяти лет, имеющие высшее педагогическое образование или высшую квалификационную категорию, а также прошедшие специальное обучение. В экспертной группе будет не более 12-ти, но не менее 3-х человек, причем с представителями общественности. Важно, что при оценке заведения будут учитывать с помощью опроса мнение участников образовательного процесса - учащихся и учителей, а также родителей.
Институциональный аудит будет вестись по четырем направлениям: образовательная среда учреждения, система оценки учащихся, педагогическая деятельность педработников, управленческие процессы.
Ожидается, что образовательная среда должна создавать комфортные и безопасные условия для учебы и труда, быть свободна от любых форм насилия и дискриминации и мотивировать к обучению. Система оценивания должна быть прозрачной и понятной для учащихся, формировать у них ответственность за результаты обучения и делать акцент на учебные достижения. Учителя должны использовать современные образовательные технологии, постоянно совершенствоваться и налаживать партнерские отношения с учениками и родителями. А дирекция - иметь эффективную стратегию развития школы, создавать атмосферу доверия, прозрачности, строить образовательный процесс на основе человеко- и «ребенкоцентризма» и так далее.
Результаты аудита должны отражать достижения заведения и его потребности, а также определять уровень качества образовательной деятельности: первый - высокий, второй - достаточный, третий - требует улучшения, четвертый - низкий. Если Госслужба качества образования выявит нарушения, то даст школе рекомендации, как их исправить, а школа будет иметь на это время до одного года. Если замечания аудита не будут учтены, то ГСКО может рекомендовать сменить руководителя школы или реорганизовать учреждение.
Также предполагается и проведение внепланового аудита. Для этого учредитель, руководитель учреждения, коллегиальный орган, наблюдательный (попечительский) совет или орган самоуправления должны обратиться в территориальный орган ГСКО и обосновать необходимость проведения оценки. Кроме того, внепланово аудит может проводиться, если у учебного заведения низкое качество образовательной деятельности, и это подтверждено независимым внешним мониторингом (но не чаще одного раза в два года и не ранее чем через один год после планового).
Главный риск - непонимание новых идей и нежелание меняться
Одной из ключевых отличий нового механизма проверки школ считается то, что в ходе аудита не только фиксировать проблемы, но и помогать их решить. Оцениваться будет качество образовательной деятельности учреждения, а члены экспертной группы дадут рекомендации по каждой из проблем и проконтролируют, прислушалось ли к ним учебное заведение. Раньше аттестация (ее с 2011 года проводила Государственная инспекция учебных заведений Украины) просто проверяла, соответствуют ли образовательные услуги школы госстандартам.
Сергей Горбачев, директор киевской специализированной школы №148 и член Коллегии Министерства образования и науки Украины, участвовавший в разработке порядка проведения аудита, говорит, что преимущество новой системы еще и в том, что она побуждает школу выстроить собственную внутреннюю систему оценки своей работы. Качество образовательной деятельности и качество образования - это связанные вещи, но не идентичны. Качество образования - это результат, который мы получаем в результате качественной образовательной деятельности. То есть образовательная деятельность - это инструмент, чтобы достичь качества образования. Институциональный аудит, как форма наблюдения и контроля со стороны государства за тем, что происходит в образовании, должен строиться именно на основе самооценки заведения. Многое из того, что будет проверяться, школа должна изучить самостоятельно - не для проверки, а прежде всего для себя.
Специалисты по вопросам образования отмечают: важно, что при оценке образовательной деятельности школы один из акцентов будет сделан на образовательную среду.
На школьную среду раньше не обращали достаточного внимания. Теперь же появляется новый параметр - понимание того, что образовательная среда должна быть не только безопасной, но и комфортной для обучения и труда. К примеру, предполагается, что в школе будут применять подходы для адаптации учащихся 1-2 и 5-6 классов к учебному процессу. Отдельно прописано, что школы должны быть обеспечены Интернетом, что тоже является одним из критериев оценки. Появляется акцент на соблюдении этических норм, уважении и достоинства - достойно ли ведет себя директор с учениками и коллективом, какое отношение завучей к учителям, а учителей - к ученикам? Еще один важный критерий - насколько образовательная среда мотивирует соискателей образования к развитию, владение ключевыми компетенциями? Такие критерии действительно позволяют воспринимать школу как среду, поощряют обучение, - говорит Николай Скиба, эксперт образовательного направления Института будущего.
В свою очередь Сергей Горбачев говорит, что важна такжепроверка системы оценивания в школе: Дети должны знать, за что они получают оценки еще до того, как их начали оценивать. Эти критерии должны быть понятны для детей. Школьникам должны объяснять: как будут оцениваться учителем результаты определенной работы, за что баллы будут сниматься, а что нужно сделать, чтобы получить еще более высокий балл. И оценивание должно проводиться только по озвученной системе. Здесь можно применять опрос школьников с вопросом: Насколько учителя справедливо вас оценивают?». И мы сразу выясним один из параметров - справедливость. Это связано с ожиданиями ребенка, что его будут оценивать именно так. Даже если речь идет о низкой оценке, но она должна быть мотивирована».
Что касается рисков нового механизма проверки в школах, то специалисты однозначно отмечают: основным камнем преткновения может стать нежелание как школ, так и специалистов, которые будут осуществлять аудит, понять основную идею изменений.
Возможно непонимание задач, идеологии и механизмов работы этих процессов. Институт школьного образования очень инерционный, сдвинуть его чрезвычайно трудно. И образование в целом объединяет две диалектически противоположные вещи: с одной стороны оно должно быть консервативным, ведь передает культурный код нации, но с другой стороны должно соответствовать требованиям общества и мира, постоянно меняться. Поэтому всегда есть бурные дискуссии об образовании. Поэтому можно ожидать сознательного сопротивления тех людей, которые привыкли работать так, как раньше, и не желают меняться, - говорит Сергей Горбачев.
Самый большой риск - это люди, которые придут с проверками. Будут ли они внимательно читать все критерии и руководствоваться ими, а не прецедентами или указаниями сверху? Следует учитывать, что это преимущественно будут люди, которые работали ранее в Государственной инспекции учебных заведений, а значит были заточены на выявление нарушений и наказания. А инерцию человеческую никуда не деть. Конечно, есть возможность набрать новых людей, общественных активистов, которые понимают и букву, и дух положений. Но пока, по моему опыту, процентное соотношение не в пользу людей. Остается надеяться, что эти люди будут настолько идейны, что начнут влиять на других, - заключает Николай Скиба.
Юлия Горбань, Киев