Лояльность к мелких нарушителей в спецпрокуратуре объясняют важностью данных ими показаний для других расследований
Бывший глава Захаровской райгосадминистрации Одесской области, который, злоупотребляя служебным положением, безосновательно выписал себе надбавку (якобы за интенсивность труда) более 65 тысяч гривен, приговорили к 3 годам заключения. Обвиняемого также обязали вернуть государству присвоенные средства и компенсировать судебные издержки. О таком приговоре Киевского райсуда Одессы сообщает пресс-служба Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Оказывается, именно это дело стало первой успешной ласточкой (с реальным приговором) для созданной еще в конце 2015 антикоррупционной структуры. На первый взгляд, это может показаться странным. Ведь за это время спецпрокуроры (а их почти 40) сопровождали сотни производств общей стоимостью в десятки миллиардов гривен! Однако, в ведомстве просят не делать поспешных выводов. И объясняют: пока большинство направленных в суды производств завершились заключением сделок со следствием. Но именно благодаря таким сделкам с мелкими нарушителями удалось получить важные доказательства, необходимые для наказания крупных коррупционеров - в том числе, и так называемых неприкасаемых. Так что резонансные приговоры уже близятся...
Курочка по зернышку... В САП рассчитывают на разоблачительный эффект мелких дел
НАБУ под процессуальным руководством САП уже направило в суд более 170 дел, - рассказывает эксперт Центра политико-правовых реформ Антон Марчук. - В отношении примерно 30 человек уже есть обвинительные приговоры. Но речь идет, в основном, о фактическом утверждении судами соглашений о признании фигурантами своей вины в обмен на смягчение наказания. (То есть, реальных сроков для коррупционеров до последнего времени действительно не было. - Ред.). Преимущественно, фигурантами таких дел были второстепенные участники коррупционных сделок, которые, скажем, давали обличительные показания на других злоумышленников. Поэтому, несмотря на отсутствие реально наказанных, эти дела можно считать важным элементом в формировании доказательной базы в рамках более резонансных производств, - объясняет эксперт.
А вот ситуация с преследованием по-настоящему влиятельных коррупционеров не так оптимистична. Часто дела, возбуждение которых имеет эффект информационной бомбы, которые активно обсуждают в СМИ и соцсетях, закрываются - как объясняют: либо в связи с отсутствием состава преступления, либо ввиду недостаточности доказательств. Хотя общественные активисты подозревают, что прекращение ряда резонансных производств связано не только с этим, но и со злым умыслом: спецпрокуроры по тем или иным причинам закрывающей глаза на некоторые масштабные нарушения. Специалисты Центра противодействия коррупции даже создали новый Интернет-ресурс – реестр “слитых” дел САП – для отслеживания возможных злоупотреблений. В частности, общественные активисты обвиняют САП в умышленном затягивании расследований или необоснованном закрытии по меньшей мере 17 возбужденных антикоррупционными органами дел. Среди них, например, рюкзаки Авакова, черная бухгалтерия Охендовского, недостоверные сведения в декларации экс-главы НАПК Натальи Корчак...
Реестр слитых дел САП - это наша аргументированная позиция по нескольким уголовным производств, по которым есть доказательства, что именно Специализированная прокуратура их безосновательно закрыла, - пояснила в комментарии Укринформу исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарина Каленюк.
В целом же довольно слабую работу Специализированной антикоррупционной прокуратуры Каленюк связывает не с, например, недостатками в нормативно-правовом обеспечении ее деятельности, из-за чего прокурорам не хватает полномочий, чтобы прижать влиятельных соотечественников, а с так называемым кадровым фактором. Общественные активисты считают, что и появление перечня слитых дел, и обнародование в прошлом году так называемых аквариумных записей в кабинете руководителя САП Назара Холодницкого должны были привести к его отставке.
В цивилизованных странах прокуроры пишут соответствующие заявления уже в день обнародования подобных разоблачений. У нас же все заинтересованные стороны их просто проглотили. Исправить эту ошибку, по мнению представителей более 20 общественных организаций, которые поставили себе целью сменить руководство САП, должны сразу же после выборов Президента и парламента, - считает Дарина Каленюк, и продолжает: При этом в САП немало хороших прокуроров, благодаря которым в сотрудничестве с НАБУ удалось довести до суда ряд важных уголовных производств против неприкасаемых украинцев. Это, в частности, производство по Роману Насирову, Николаю Мартыненко, Геннадию Труханову. Эти дела уже слушают в судах. И общественность активно следит за ходом этих процессов. И, как видим, по крайней мере по двум делам - против Мартыненко и Насирова - прокуроры САП представляют гособвинение на достаточно высоком уровне. Правда, к делу против Труханова у нас, так сказать, есть вопросы ...
Простые служители Фемиды боятся коррупционеров. Надежды - на специализированный суд
Немало вопросов у общественных активистов и экспертов, как и у самих работников антикоррупционных органов, к отечественной судебной системе.
«Она просто не готова в разумные сроки рассматривать производства, переданы САП после расследований НАБУ», - констатирует Антон Марчук. Первая причина этого, по его словам, - недостаточное количество уполномоченных судей. Их всего чуть более 4 с половиной тысяч. Рассматривать же ежегодно им приходится до трех миллионов дел. То есть наши судебные инстанции общей юрисдикции крайне перегружены (к сожалению, вывод не нов. - Ред.).
В местных судах очень трудно сформировать коллегию из трех судей - кто-то ушел в отпуск, кто-то на больничном и так далее... Поэтому заседание каждый раз откладывают... Некоторые вообще длятся меньше получаса. При таких обстоятельствах рассмотрение дел затягивается на месяцы или даже годы, - отмечает Антон Марчук. - Еще одна причина торможения - личностная: судьи не хотят выносить приговоры в коррупционных делах, боясь давления со стороны влиятельных фигурантов. Об этой проблеме говорили еще в 2016 году, сразу после создания НАБУ и САП. И очень обидно, что затянули с созданием нормативно-правовой базы, необходимой для деятельности Высшего антикоррупционного суда, работа которого значительно ускорит и улучшит рассмотрение этой категории дел.
Эксперт напомнил, что сейчас создание специализированного антикоррупционного суда - на завершающей стадии. На днях Высший совет правосудия передал Президенту список из 35 кандидатов на назначение в состав новой судебной инстанции. Сразу после того, как глава государства подпишет соответствующий указ, эти специалисты пройдут обучение и начнут работу. Причем, первых приговоров от этой судебной инстанции, по прогнозам Марчука, можно ожидать довольно быстро. Особенно, когда речь идет о несложных производствах - например, по единичным эпизодам получения неправомерной выгоды. Специализированный суд может рассмотреть их гораздо быстрее, чем суды общей юрисдикции. Поэтому, по мнению эксперта, первые приговоры по делам о присвоении миллионов или десятков миллионов гривень могут появиться уже в этом году.
Тогда многим критикам САП, вероятно, придется забрать назад слова о неэффективной работе ведомства и извиниться за предвзятое отношение к его руководству. Но, по большому счету, - это не важно. Важно только, чтобы дело сокрушения коррупционной скалы в Украине наконец сдвинулось с места...
Владислав Обух, Киев