После Революции Достоинства отсутствие независимой судебной системы было признано одной из наибольших угроз для украинской государственности.
Поэтому реформа судебной ветви власти была определена приоритетом в деятельности новоизбранных органов власти. Ее целью стало создание действительно независимой системы судов - с новым уровнем ответственности и подотчетности судей. Именно за эту реформу сейчас нещадно критикуют Президента Украины Петра Порошенко, а советники одного из кандидатов на пост главы государства недавно заявили о том, что реформа на самом деле «имитировалась», поэтому существует необходимость осуществления ее «перезапуска». В то же время, международные эксперты, которые принимали непосредственное участие в проведении реформаторских изменений, очень высоко оценивают проведенную работу и полученный результат. Мы предлагаем нашему читателю рассмотреть ряд фактов реализации реформы и самостоятельно сделать выводы.
1. Украина получила неэффективную систему правосудия в наследство СССР и первых десятилетий независимости
В советское время суды были частью государственной карательной системы и фактически подчинены государственным и партийным органам. Презумпция невиновности и другие ключевые права и гарантии существовали преимущественно на бумаге.
С получением Украиной независимости к «советским» проблемам судебной системы добавились новые. Суды превращались в центры коррупции. Эта тенденция достигла апогея при президентстве Виктора Януковича. Право в государстве деградировало, а образ судьи получил глубокое негативную окраску в обществе, которую придется исправлять годами.
2. Становление верховенства права — один из самых важных вызовов
Без преувеличения, от этого зависит достойная жизнь граждан и развитие страны. Наша общая цель — правосудие в Украине по европейским стандартам, основанное на верховенстве права.
3. Реформа системы правосудия проходит в соответствии с четкой стратегией, которую поддержали ЕС и Совет Европы
Разработанная Советом по вопросам судебной реформы и утвержденная Указом Президента Украины стратегия определяет шаги, необходимые для создания современной европейской системы правосудия в Украине. В состав разработчиков вошли международные эксперты, юристы-практики, ученые, депутаты, представители общественных организаций, судьи.
Советом была «утверждена Стратегия реформирования системы судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015-2020, а вместе с ней и четкий план действий для реализации реформ. Более того, Совет созывается ежегодно и определяет годовой план с более конкретными процедурными действиями. Уровень организации реформ в секторе правосудия действительно впечатляет», — отметил Довидас Виткаускас, руководитель Проекта Европейского Союза «Поддержка реформ по развитию верховенства права в Украине (ПРАВО)».
Стратегия предусматривает три составляющие реформы:
-
Приведение законодательства к европейским стандартам.
-
Создание новых и переформатирование существующих институтов системы правосудия.
-
Кадровая перезагрузка.
Законодательная составляющая реформы близка к завершению. Всего с 2014 года принято 10 основных законов, которые приводят систему правосудия в Украине в соответствие с европейскими стандартами.
Благодаря изменениям к Конституции и новому законодательству о судоустройстве, были созданы условия для независимой и ответственной работы судов в Украине. Создано новое процессуальное законодательство, которое должно сделать судебный процесс более эффективным и быстрым.
Новое законодательство о судоустройстве предусматривает оценивание каждого действующего судьи по критериям компетентности, добропорядочности и этики, а также проведение прозрачных конкурсов на судейские должности.
Это законодательство было разработано в сотрудничестве с европейскими экспертами и получило высокие оценки:
«Принятие парламентом в окончательном чтении конституционных изменений относительно правосудия является решающим шагом для усиления судебной системы, повышения ее эффективности, обеспечения независимости и беспристрастности, а также борьбы с коррупцией», — говорится в совместном заявлении верховного представителя ЕС по внешним делам и политики безопасности Федерики Могерини и еврокомиссара по вопросам расширения Йоханнеса Хана.
Специальный советник Генерального секретаря Совета Европы в Украине Режи Брийя, член Совета по вопросам судебной реформы: «После Революции Достоинства в Украине произошли существенные изменения в судебной системе. Это включает внесение изменений к Конституции, принятие Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», внесение изменений в основные процессуальные законодательные акты Украины <...>. Эти события являются примером того, как можно проводить изменения, если есть необходимая политическая воля».
По состоянию на начало 2019 года осталось принять новый закон об адвокатуре и законодательство о юридическом образовании.
Проект закона об адвокатуре согласован с международными экспертами, которые предоставили положительное заключение, и находится на рассмотрении в Верховной Раде.
«Судебная реформа остается незавершенной без долгожданного закона о реформировании адвокатуры. <...> Закон является шагом вперед по сравнению с нынешним законом об адвокатуре от 2012 года. И я призываю украинское руководство оставаться преданными этой реформе», — сказал Генсек ОБСЕ Томас Гремінгер.
Законодательные изменения о юридическом образовании сейчас разрабатывает рабочая группа на основании принятой концепции.
Сравнивая с первыми 23 годами независимости, в Украине появилась независимая судебная ветвь власти, новые законы о деятельности суда, высокие зарплаты судей, новый уровень ответственности и подотчетности судей.
Согласно новому законодательству, политические институты были лишены влияния на назначение и увольнение судей, введены инструменты обеспечения независимости судей, повышены как требования к судьям, так и судейское вознаграждение.
С другой стороны, усовершенствована система дисциплинарной ответственности судей. Впервые в истории неподтверждение легальности доходов является конституционным основанием для увольнения судьи с должности. Новая система санкций позволяет адекватно реагировать на нарушения в деятельности судей.
«Созданы серьезные рычаги, чтобы противостоять коррупционным решениям. Один из таких рычагов – это то, что уже нет одного лица или организации, принимающих решение о назначении судей. Процесс сейчас сложнее. Им руководит Высшая квалификационная комиссия судей, которая сама состоит из 16 человек. Им помогает Общественный совет добропорядочности, который сейчас менее активен, но в прошлом году очень активно предоставлял материалы о добропорядочности кандидатов в судьи. В процессе отбора судей принимают участие также правоохранительные и налоговые органы. Кроме того, Высшая квалификационная комиссия может только рекомендовать того или иного кандидата на основании результатов оценки. А после нее кандидатов проверяет Высший совет правосудия, и только после него указ о назначении судьи подписывает Президент», — отметил Довидас Виткаускас, руководитель Проекта Европейского Союза «Поддержка реформ по развитию верховенства права в Украине (ПРАВО)».
По состоянию на апрель 2019 года полностью обновлено кассационное звено — создан новый Верховный Суд, который является высшим судом в системе судоустройства Украины, что обеспечивает единство судебной практики; частично обновлены суды апелляционной инстанции и начато обновление судов первой инстанции.
Новый Верховный Суд заработал 15 декабря 2017 года. Из 1436 претендентов по результатам прозрачного конкурса, который проводился впервые, было назначено 118 новых судей. Ими стали не только бывшие судьи, но и адвокаты и ученые. Председателем Верховного Суда стала Валентина Данишевская. Верховный Суд обеспечивает правильность применения норм права всеми судами и единство судебной практики.
Качество конкурса в Верховный Суд подтверждено положительными выводами европейских экспертов, которые отметили, что процедура конкурса «прозрачная и заслуживает доверия на всех ее этапах, обусловлена высоким общественным интересом и важностью процесса».
Высшая квалификационная комиссия судей проводит оценивание судей на предмет их соответствия критериям компетентности, добропорядочности и этики, а также конкурсы для заполнения вакансий в судах первой и апелляционной инстанций. Начиная с 2014 года почти 30% от общего количества судей подали в отставку, не дожидаясь проведения квалификационного оценивания. В процессе оценивания действующих судей, примерно 20% были уволены или уволились по собственному желанию. На их должности могут претендовать не только судьи, которые успешно прошли тестирование, но и практикующие адвокаты и юристы-ученые, которые отвечают профессиональным и этическим критериям.
Вместе с этим, кадровая составляющая реформы еще достаточно далека от завершения: должно быть завершено не только оценивание всех (а это - тысячи) судей в судах первой и апелляционной инстанции, но и проведены конкурсы на все вакансии судей в этих судах - как на существующие на данный момент, так и те, которые откроются по результатам оценивания.
7. Созданы новые специализированные суды по интеллектуальной собственности и антикоррупционный Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности будет рассматривать дела, касающиеся прав на изобретение, полезную модель, промышленный образец, торговую марку, коммерческое наименование, а также относительно авторского права. Его создание критически важно для усиления инвестиционной привлекательности Украины. Около 90 стран мира успешно применяют практику рассмотрения дел по интеллектуальной собственности специализированными судами. Сейчас продолжается конкурс на заполнение вакантных должностей судей этого суда.
Высший антикоррупционный суд будет рассматривать уголовные производства, связанные с совершением правонарушений, которые содержат коррупционную составляющую. Конкурс на 39 вакантных должностей судей Высшего антикоррупционного суд проходил при участии Общественного совета международных экспертов (в состав которого вошли высококвалифицированные специалисты из Британии, Канады, Дании, Литвы, Македонии) и получил высокие оценки со стороны международных партнеров и доноров.
11 апреля 2019 года Президент Украины Петр Порошенко подписал Указ, согласно которому назначено 38 судей Высшего антикоррупционного суда.
«...То, что мы сделали с ВККСУ во время отбора судей в Антикоррупционный суд, — невероятно. Украина разработала уникальные процедуры отбора судей и может этим гордиться. Еще ни одна страна не приглашала международных экспертов, и иметь большей поддержки, чем мы получили со стороны комиссии в этом процессе, просто невозможно», — сказал председатель Общественного совета международных экспертов сэр Энтони Хупер.
Новые процессуальные кодексы предусмотрели создание электронного суда — системы, которая позволяет пользоваться рядом услуг суда просто со смартфона или стационарного компьютера. Благодаря этому суд станет удобным сервисом для гражданина.
9. В реформе правосудия у каждого своя сфера ответственности. Однако справедливость в стране в целом — совместная ответственность государства и общества
Отношение к судебной реформе в обществе, кроме исторических моментов, зависит от ожиданий и понимания нами ролей. Суд должен обеспечивать верховенство права, опираясь на действующее законодательство, адвокатура — качественную защиту и юридическую помощь, прокуратура — профессионально и объективно представлять обвинение в суде, органы досудебного расследования — собрать доказательства обстоятельств дела и вины подозреваемых, органы исполнения судебных решений — обеспечивать их реальное выполнение.
Задача Совета по вопросам судебной реформы - разработать и координировать стратегию и законодательную основу для обновления судебной системы, что и было успешно сделано в течение 4 лет его работы.
Президент вносит на рассмотрение Верховной Рады, а последняя принимает законы и отвечает за их окончательный смысл. Парламент, Правительство и Президент также отвечают за создание новых институтов — судов, органов судейского самоуправления (Высший совет правосудия, Высшая квалификационная комиссия судей, Государственная судебная администрация и др).
Высший совет юстиции и Высшая квалификационная комиссия отвечают за наполнение судов качественными кадрами, проведение конкурсов, оценку судей.
Специальные антикоррупционные органы — Национальное антикоррупционное бюро, Специализированная антикоррупционная прокуратура, Национальное агентство предотвращения коррупции — за выявление и предупреждение случаев коррупции в системе правосудия.
Не менее важна и роль граждан — ответственно использовать свои права и свободы, знать и соблюдать закон в повседневной жизни.
Роль общества такая же определяющая, как и роль государства. Как отметил Председатель Венецианской комиссии Джанни Букиккио: «...сложно сделать революцию в законодательной сфере. За два года судебной реформы вы успели сделать очень большой шаг. Разработана нормативно-правовая основа для изменений, но также надо изменить менталитет общественности и судей для того, чтобы украинское общество получило то, чего оно заслуживает».
10. За пять лет реформы доверие к судебной власти возросло в 4 раза
Международные эксперты одобряют шаги, к которым прибегла Украина на пути реформирования системы правосудия. «В большинстве стран такой подход по своему объему и степени еще никогда не применялся к государственному сектору в целом, не говоря уже о судебной системе. Отдельного внимания заслуживает полномасштабное психологическое тестирование судей и кандидатов, во время которого проверяются общие знания и навыки (IQ), этика и добропорядочность, социальные компетенции», — указано в отчете экспертов Проекта ЕС «Право-Justice».
«Украинское общество сделало выбор на пути становления Украины, в которой действует верховенство права. Украинское общество сделало выбор реформировать судебную систему как отправную точку реального прогресса в ближайшем будущем. Это не просто. Но это было сделано. Были внесены изменения к Конституции Украины. Впервые этот процесс состоялся без политического влияния как со стороны Президента, так и со стороны Верховной Рады. Это можно сравнить с революцией Николы Коперника», — такую оценку судебной реформе дал Председатель Венецианской комиссии Джанни Букиккио.
Положительно оценивает реформу и украинское юридическое сообщество. Согласно исследованию USAID, около 70% юристов положительно оценивают влияние реформы на независимость судей, стабильность судебной системы Украины и повышение уровня доверия граждан к судебной власти. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
Согласно исследованию USAID, еще в 2015 году судам доверяло только 5% населения. Уже первые шаги судебной реформы изменили положение вещей — на сегодня почти 20% украинцев положительно оценивают результаты внедренных изменений. Однако окончательный успех судебной реформы и возвращения доверия граждан зависит от того, как быстро в систему придут компетентные и добропорядочные люди, для которых верховенство права будет безусловным профессиональным приоритетом.
Судебная реформа