Несет ли сентябрьское председательство РФ в Совете Безопасности ООН риски для Украины?
В конце августа в новостной ленте замерцал заголовок, который мог насторожить украинского читателя: в сентябре председательство в Совете Безопасности ООН переходит к России.
Насколько оправдано беспокойство? Какие рычаги дает президентство делегации РФ? Чего ждать Украине? Какие инициативы планирует продвигать Россия?
В этой статье мы попробуем дать исчерпывающие ответы на эти и другие вопросы.
В СОВБЕЗЕ ТОЖЕ «ВСЕ ПРЕЗИДЕНТЫ». ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ.
Ротация председательства государств-членов на высшей дипломатической площадке мира происходит согласно чисто техническому принципу.
В Совет Безопасности входят пятнадцать государств-членов. Пять постоянных – США, Франция, Великобритания, Китай и Россия. Десять непостоянных, которые избираются на двухлетний срок. Сейчас это Бельгия, Кот д'Ивуар, Доминиканская Республика, Экваториальная Гвинея, Германия, Индонезия, Кувейт, Перу, Польша и Южная Африка.
Председательство переходит от одного государства к другому в соответствии с латинским алфавитным порядком. Если в августе председательствовала Польша (англ. Poland), то в сентябре, соответственно, Россия (англ. Russia). В октябре президентство перейдет к ПАР (англ. South African Republi), в ноябре – к Великобритании (англ. United Kingdom), в декабре – к США (англ. United States). Каждое из них возглавляет Совет Безопасности в течение одного календарного месяца.
Что главенствующее место за столом-подковой дает такому государству? Прежде всего дополнительные обязанности. Созывать заседания и консультации Совета Безопасности, организовывать мероприятия, информировать другие делегации и прессу, в конце концов – непосредственно вести заседание и модерировать дискуссии.
Наиболее существенный рычаг влияния, который получает председательствующая делегация в Совбезе, это, конечно, созыв заседаний. Кроме плановых обсуждений в течение месяца могут происходить события, которые то или иное государство хочет обсудить на самом высоком уровне. Страны из-вне круга членов Совета Безопасности также могут просить дружественные делегации инициировать определенное заседание. Решающее слово – созвать обсуждение или нет – у председательствующего государства.
ГОРЯЧИЙ ООНОВСКИЙ СЕНТЯБРЬ
По стечению обстоятельств, председательство России выпало на самую важную, но и самую загруженную ооновскую неделю в году. 17 сентября начнется 74-я сессия Генеральной ассамблеи ООН. Традиционно в это время в Нью-Йорк прибывают лидеры государств, которые, в частности, обращаются к аудитории 193 наций мира с речами. В этом году дебаты начнутся 24 сентября, а уже утром 25-го числа на них выступит и президент Украины Владимир Зеленский.
Таким образом, председательство России в Совете Безопасности выпадает, с одной стороны, на время, когда в Нью-Йорке присутствуют высокопоставленные гости, а с другой – на период, когда делегации заняты встречами, дебатами Генассамблеи, подготовкой выступлений и т.д. Следовательно, обычно государства, которые председательствуют в это время в СБ, не ставят на повестку дня Совбеза очень много мероприятий.
Так произошло и с «российским» сентябрем. Программу Совета Безопасности на этот месяц презентовал во вторник, 3-го числа, постоянный представитель России при ООН Василий Небензя. Как и предполагалось, в ней не было никаких «сюрпризов». 90 процентов мероприятий – плановые продолжения резолюций Совбеза в отношении Афганистана, Ливии, плановые обсуждения ситуации в Гвинее Бисау, на Ближнем Востоке и др. Такие плановые обсуждения необходимы потому, что решения Совбеза принимаются на определенный срок, и когда он подходит к концу, их надо продолжить или пересмотреть. Это касается мандатов операций по поддержанию мира, санкций и тому подобное. Поэтому львиная доля работы СБ посвящена именно таким плановым «обновлениям» предыдущих решений.
РОССИЯ – СИЛЬНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛИДЕР?
Каждая делегация во время своего председательства в Совбезе стремится провести и определенные «авторские» заседания. Так, Польша устраивала обсуждения Совета Безопасности относительно судьбы детей в вооруженных конфликтах и специальные дебаты относительно международного гуманитарного права в годовщину принятия Женевских конвенций.
Делегация РФ решила тоже провести два таких мероприятия – как раз в дни выступлений лидеров на Генеральной ассамблее.
25 сентября утром запланированы дебаты Совета Безопасности «Сотрудничество ООН с региональными и субрегиональными организациями для поддержания международных мира и безопасности: роль Шанхайской организации сотрудничества, стран СНГ и ОДКБ в борьбе с терроризмом».
Стоит напомнить, что в конце июля Генеральная ассамблея уже планово «обновляла» техническим голосованием резолюцию ГА ООН о сотрудничестве ООН и ОДКБ. Документ призывает «продолжать работать» и т.д. Поскольку подобные документы обновляются техническим голосованием, Украина тогда специально выразила свое несогласие с резолюцией (о каких международных мире и безопасности от ОДКБ идет речь, если ее члены даже не удосужились осудить агрессию России против соседних государств региона?) и официально отозвала голос с консенсусного голосования.
На следующий день, 26-го сентября, Россия созывает заседание Совбеза на тему: «Мир и безопасность в Африке: партнерство ради сохранения регионального мира и безопасности». Ожидается, что в нем примет участие ряд африканских лидеров.
Оба обсуждения относятся к таким, по результатам которых принятие решений не ожидается. Скорее, оба направлены на то, чтобы подчеркнуть региональную роль России. В первом случае – в «безопасностных» форматах, во втором – отметить растущее влияние России в Африке.
Как тут не вспомнить слова бывшего президента США Барака Обамы сразу после аннексии Крыма в марте 2014 года? Тогда американский лидер, стремясь осудить действия России, но и подчеркнуть ее важную роль, назвал ее «сильным региональным лидером, который действует исходя из собственной слабости». Ряд обозревателей до сих пор убеждены, что худшего оскорбления президенту РФ, который претендует на соперничество с США, не наносил никто и никогда. Реакция России тогда была крайне раздраженной. «Как это региональный? Как он посмел?»
Похоже, пять лет спустя мероприятия в СБ, организованные Россией, как раз и подчеркивают сильную региональную роль и влияние Кремля.
ДОСТИГНЕТ ЛИ РФ КАКИХ-ТО РЕЗУЛЬТАТОВ?
Украинские дипломаты, с которыми пообщался корреспондент Укринформа, убеждены, что оба российских события не будут иметь особого влияния. С одной стороны, присутствие в Нью-Йорке лидеров государств позволит немного повысить уровень представительства на российских заседаниях. Так, участие в них могут принять лидеры стран СНГ и Африки. Василий Небензя также анонсировал прибытие в Нью-Йорк главы российской дипломатии Сергея Лаврова. Обычно страны приглашают к выступлениям глав МИД и их заместителей тогда, когда хотят подчеркнуть важность события.
В то же время, оба мероприятия не имеют глобального характера, и вряд ли заинтересуют широкую ооновскую общественность. Для сравнения, организованный Польшей в прошлом месяце Совбез относительно насилия против детей в вооруженных конфликтах и заседание относительно проблем международного гуманитарного права имели поистине глобальный масштаб и соответствующий вес и заинтересованность других государств-членов. С российскими сентябрьскими заседаниями картина несколько иная – влиятельные мировые силы четко осознают, что цель этих мероприятий – только в том, чтобы Россия подчеркнула свое влияние в регионах СНГ, Средней Азии и Африки.
Украинские медиа тоже вряд ли уделят этим заседаниям много внимания. Дело в том, что первое из них совпадает по времени с выступлением на дебатах Генассамблеи президента Украины. Запланировано, что Владимир Зеленский начнет свое выступление в 9 утра 25 сентября, а российское заседание начнется в 10 утра того же дня. Почти параллельно, а значит – в тени внимания.
Поэтому председательство России в Совете Безопасности ООН в течение сентября не вызывает слишком глубокого беспокойства. Дипломатические источники Укринформа подтверждают только одно существенное преимущество, которое будет у России в этот период: последнее слово при назначении внеочередных заседаний Совбеза. Грубо говоря, если произойдет что-то экстраординарное, делегация РФ гипотетически может использовать свои полномочия президентства в СБ, чтобы отказать в созыве обсуждения, например, в отношении Украины. Вместе с тем, даже при таком сценарии, давление других членов Совбеза, вероятно, не даст России просто так игнорировать необходимость назначения заседания.
Проще говоря, не так страшны заголовки о председательстве России в Совбезе ООН, как их рисуют.
Георгий Тихий, Нью-Йорк