Как провалилась попытка Москвы обсудить в ООН украинский “языковой закон”
У журналистов есть одно поверье: самым неприятным новостям свойственно появляться в пятницу вечером. Именно таким был день 17 мая. На мобильном собкора Укринформа высветилось сообщение от источника: “Сейчас будет срочная новость. Россия инициирует созыв Совбеза относительно языкового закона”.
Работая журналистом, привыкаешь ко всякому, но некоторые сообщения все равно заставляют “подвиснуть” на несколько секунд в попытке понять их абсурдность.
Российские дипломаты обратились к делегации Индонезии, которая председательствует в Совете Безопасности ООН в мае, с просьбой созвать заседание относительно защиты в Украине украинского языка. Ну, из их уст это звучало, конечно, не совсем так. С точки зрения Москвы, закон Украины “Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного” требовал обсуждения на высшей дипломатической площадке мира в контексте Минских договоренностей.
Вынесение таких вопросов на обсуждение Совета Безопасности – редкое явление. Совет, состоящий из 5 постоянных и 10 непостоянных членов, призван поддерживать международную безопасность и мир. Даже вопросы массовых нарушений прав человека вынесены на отдельную площадку – Совет ООН по правам человека в Женеве. Именно поэтому попытка России поговорить за знаменитым столом-подковой о вопросах украинской внутренней гуманитарной политики выглядел более чем неуместно. Однако Россия – один из мощных пяти постоянных членов Совета Безопасности, и ожидать, что ее запрос останется без рассмотрения, не приходилось.
РАБОЧИЙ УИКЕНД УКРАИНСКОЙ ДИПЛОМАТИИ
На выходных и в понедельник было запланировано много событий и в Украине, и в Нью-Йорке. Чествование памяти жертв депортации крымскотатарского народа в субботу, День политических репрессий в воскресенье, одно из крупнейших событий украинской общины Нью-Йорка, трехдневный украинский фестиваль на 7-й улице, в конце концов, инаугурация нового Президента Украины Владимира Зеленского в понедельник.
Украинским дипломатам при ООН было не до них. Нужно было в очень короткий срок убедить партнеров, что российская инициатива – манипулятивная, а украинский “языковой закон” не касается ни Минских договоренностей, ни российско-украинской войны на Донбассе. Сам закон, конечно, в основном никто не читал (даже в Украине далеко не все смогли, что уж говорить об иностранных дипломатах), и учитывая недавнее принятие, пока не хватало даже переводов его основных позиций на английский язык.
Видимо, именно на это и рассчитывала Россия. Что, учитывая неосведомленность мирового сообщества в целом и иностранных дипломатов в частности в нюансах сложного юридического документа на почти 50 страниц, ей удастся вложить собственные манипулятивные интерпретации в сознание иностранцев, и таким образом нарисовать картину наступления на русский язык в Украине, о чем в самом законе, конечно же, речь не идет.
По данным источников Укринформа, для того, чтобы развеять российские мифы, украинские дипломаты подготовили подробный, но лаконичный анализ закона на английском языке и передали его членам Совета Безопасности. Параллельно с этими усилиями группа из трех добровольцев в Украине также забыла о выходных и составляла инфографику на английском языке относительно закона с развенчанием российских “фейков”. Они отправили свои материалы в Нью-Йорк, где дипломаты добавили к ним также историю дискриминации украинского языка Кремлем. Лаконичную. Но начиная с XVIII столетия. Таким образом они стремились подвести под нынешние события исторический контекст. Позже и волонтерскую работу передали членам СБ.
ЗАСЕДАНИЕ СОВБЕЗА ООН: ПРОВЕСТИ НЕЛЬЗЯ ОТМЕНИТЬ
Если один из членов Совбеза ООН обращается с просьбой созвать заседание (особенно один из постоянных членов), процедура обычно носит достаточно технический характер. Способов отказать в такой просьбе почти нет. Поэтому, ожидаемо, заседание было назначено на понедельник, 20 мая, 3 часа дня по Нью-Йорку.
По словам постпредов Франции и Германии, они пытались донести до России, что считают манипулятивным обсуждение украинских законов в день инаугурации нового Президента Украины Владимира Зеленского. Они предлагали перенести его на другое время. Однако Россия требовала только эту дату: понедельник, 20 мая. Что также красноречиво свидетельствует об истинных намерениях Москвы. Затем был запущен “План Б”.
По свидетельству дипломатических источников Укринформа, инициаторами идеи о возможности заблокировать заседание процедурно – во время принятия решения о повестке дня в самом его начале – стали именно Франция и Германия. Символично, что сопротивление российским манипуляциям возглавили эти две страны, которые входят в Нормандскую четверку. Однако только двух голосов для реализации плана было мало. Для принятия повестки дня и начала заседания России нужно было девять голосов “за”. Соответственно, по меньшей мере семь членов Совбеза должны были или проголосовать “против”, или “воздержаться”.
Пока в Украине проводили инаугурацию и обсуждали впечатления от нее, в Нью-Йорке тоже “было весело”: продолжалась напряженная дипломатическая работа и неформальные консультации членов Совета Безопасности.
СОВБЕЗ ДАЕТ РОССИИ ПРОЦЕДУРНОГО ГАРБУЗА
Перед самым началом заседания Постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко встретился с украинскими журналистами для краткого комментария и общения. За стеклом пресс-зоны возле дверей Совета Безопасности продолжали заходить в зал делегаты. Ельченко рассказал, что предложенный Россией вопрос не имеет абсолютно никакого отношения к функциональным обязанностям Совета Безопасности ООН, а такие темы можно обсуждать в Венецианской комиссии, ПАСЕ, ОБСЕ. Он убеждал, что партнеры Украины разделяют это мнение.
Довольно неожиданно он выразил сомнение, состоится ли заседание вообще.
“На протяжении выходных велись активные консультации между членами Совета Безопасности – проводить это заседание, или не проводить. Кстати, до сих пор до конца не понятно, состоится ли заседание”, – объяснил он.
Украинский дипломат добавил, что заседание также может не начаться ровно в 3 часа, поскольку, мол, консультации продолжаются до сих пор. “Если заседание не начнется вовремя, это будет индикатором, что, возможно, оно вообще не состоится”, – намекнул он.
Действительно, когда включились камеры в Совбезе и началась прямая трансляция, первые десять минут зрители наблюдали за делегатами, которые до сих пор не сели за стол, а продолжали общаться рядом с ним, разбившись на группки.
Наконец событие началось. Председательствующий постпред Индонезии объявил о его начале и стукнул по столу знаменитым совбезовским молотком. После этого он сразу передал слово представителю Франции Франсуа Делатру.
“Мы протестуем против проведения этого заседания и призываем других членов проголосовать против принятия его повестки дня”, – начал он с главного.
Делатр объяснил, что принятый 25 апреля закон не может ставиться на одну ступень с тяжелой гуманитарной ситуацией на Донбассе. Он заявил, что Россия специально инициировала это заседание в день инаугурации нового Президента Украины Владимира Зеленского, чтобы использовать Совет Безопасности в своих манипулятивных целях.
Далее слово для комментария было предоставлено также представителям других государств-членов. Немец Кристоф Хойзген сказал, что полностью поддерживает мнение французского коллеги и добавил, что России предлагалось перенести обсуждение “языкового закона” на другое время, но россияне настаивали именно на дате 20 мая, которая является неприемлемой. С их словами согласились также заместитель постоянного представителя США при ООН Джонатан Коэн и постоянная представительница Польши Джоанна Вронецкая.
Затем слово дали и российскому представителю Василию Небензе. Российский дипломат стал произносить довольно длинную и эмоциональную речь (даже переводчик на английский начал повышать голос, переводя его эмоциональные сентенции) о том, что Совет Безопасности демонстрирует двойные стандарты, и убеждать, что вопрос “языкового закона” напрямую касается Минских договоренностей. Небензя назвал закон “драконовским”, настаивал, что документ представляет “опасность”, поскольку именно языковые вопросы, по мнению российского представителя, спровоцировали конфликт в 2014 году.
Когда комментарии были завершены, председательствующий поставил на голосование повестку дня заседания. “Кто за, прошу поднять руки”, – сказал он. В трансляции было видно, как поднялись несколько рук. “Кто против?” – тоже поднимаются руки. “Воздержались?” – опять некоторые делегаты выражают позицию. Председательствующему передают листок с результатами голосования. “Против повестки дня заседания высказались шесть государств-членов, за – пять, четыре – воздержались. Повестка дня не принята”, – заключает он и становится понятно, что заседание сорвано.
ПРОВАЛ НЕ ОСТАНОВИЛ РОССИЙСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
Против проведения заседания проголосовали Бельгия, Германия, Франция, Польша, Великобритания и США. За обсуждение украинского языка на Совбезе выступили Россия, Южная Африка, Экваториальная Гвинея, Доминиканская республика, Китай. Воздержались Индонезия, Кот-д'Ивуар, Кувейт и Перу.
Далее слово было предоставлено для комментариев. Предполагалось, что в этих выступлениях делегаты лишь выразят кратко свою мотивацию относительно голосования. Однако российский представитель, похоже, решил использовать комментарий для произнесения всей речи, которую он подготовил для заседания. Он просто начал читать, и читать, и читать бесконечные обвинения в адрес Украины и ее языка, пересказывать которые здесь нет смысла. В какой-то момент эта ситуация взбесила представителя Великобритании Джонатана Аллена. Он просто прервал выступление Небензи, обратив внимание присутствующих на грубое пренебрежение процедурами Совета Безопасности и использование российским дипломатом комментария для произнесения речи, хотя Совбез отказался проводить заседание.
“Представитель России не дает разъяснения по теме голосования, а выступает достаточно подробно по теме заседания, которое не происходит. Это проявление неуважения к Совету и к Вашему решению. Прошу Вас обеспечить, чтобы российский представитель выполнял правила Совета Безопасности и ограничил свои замечания касательно разъяснения мотива голосования, которое не происходит сейчас”, – возмутился Аллен.
Такое прерывание выступления - крайне редкое явление для Совбеза ООН и демонстрирует крайнюю степень конфронтации и недовольства.
После завершения выступления британца, председательствующий разрешил Небензе продолжать его выступление. После еще одного довольно длительного спитча о “языковой инквизиции в Украине”, британец Аллен не выдержал во второй раз – и снова указал на недопустимость действий россиянина.
Наконец, заседание завершилось. Небензя давал еще гневные комментарии журналистам на выходе из зала заседаний, обвинив Совбез в двойных стандартах и лицемерии. Но, как говорил великий футбольный тренер Валерий Лобановский, “Счет – на табло”.
ПОЧЕМУ РАССЛАБЛЯТЬСЯ РАНО
Несмотря распространенное среди украинских комментаторов представление о том, что заседание было отменено “с преимуществом лишь в один голос”, на самом деле России не хватило целых четыре голоса, чтобы оно состоялось, ведь для принятия решения требовалось девять голосов, а не простое большинство.
Тем не менее, голосование выявило несколько неожиданностей, минимум – одну приятную и одну неприятную. Положительным сюрпризом стало воздержание Перу. Напомним, именно ее представитель еще на прошлом заседании относительно “паспортизации” Донбасса 25 апреля в своем выступлении вдруг выразил обеспокоенность “языковым законом”, который, мол, не способствует внедрению Минских договоренностей. Однако сейчас он не стал голосовать с Россией.
А вот плохой неожиданностью стало голосование “за” Китая. Несмотря на ожидания, что Пекин традиционно воздержится от голосования, постпред Ма Чжаосюй поднял руку, сделав шаг в российском фарватере. Он настаивал, что Россия созвала Совбез в соответствии с процедурой, и подчеркнул, что Китай всегда занимал объективную позицию. Такое решение Китая представляется довольно странным, учитывая наличие большого количества проблемных вопросов с национальными меньшинствами в самой Поднебесной.
Общий итог заседания, которое так и не состоялось, – в том, что расслабляться точно рано. В своем выступлении представитель Германии Кристоф Хойзген отметил, что для обсуждения украинского языка на Совбезе был выбрано неудачное время. Эти слова сразу же подхватил россиянин Василий Небензя, заявив, что “оставляет за собой право вернуться к обсуждению этого вопроса, когда придет время. Возможно, это будет после того, как закон вступит в силу”. Представители Франции и Германии в совместном заявлении после окончания мероприятия, которое длилось всего 39 минут, подчеркнули недопустимость попыток России вытащить на заседание Совета внутренние вопросы другого суверенного государства-члена. Однако на вопрос корреспондента Укринформа – готова ли Германия вернуться к рассмотрению “языкового закона” позже – Кристоф Хойзген лишь повторил свои слова о неудачном ходе сегодняшнего заседания.
Поэтому можно предвидеть, что Россия не оставит попыток “обсудить” украинский язык на площадке, которая занимается вопросами международного мира и безопасности. Возможно, ожидая более подходящего времени в июле, после того, как 16 числа закон вступит в силу.
С другой стороны, 20 мая был создан серьезный прецедент, когда на такие попытки Россия уже получила процедурного гарбуза, и это не будет играть в ее пользу и во время следующих попытках. И хотя сегодня Украина одержала безоговорочную победу в ООН, еще раз сорвав российские попытки манипуляций ООН, а “счет”, несмотря на различные сюрпризы, “на табло”, – расслабляться точно рано.
Георгий Тихий, Нью-Йорк
Фото автора