Через месяц украинские моряки могут выйти на свободу по решению настоящего суда, а не изображаемого московского
Заявление российского МИД ввиду перспективы РФ предстать перед международным трибуналом за нападение в Керченском проливе на украинские корабли и за удержание уже на протяжении 5 месяцев украинских военных моряков в плену - получилось каким-то нервным. Словно у человека, который точно знает, что его поймают и привлекут к ответственности, но пытается сделать вид, будто не понимает о чем речь.
Напомним, что 1 апреля 2019 года, после всех усилий, направленных на освобождение своих судов и 24 членов их экипажей Украина уведомила Россию, что она начинает обязательное арбитражное производство в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. Украина также обратилась в Международный трибунал по морскому праву (ITLOS) с просьбой немедленного применения в рамках производства неотложные меры, а именно - освободить ее военно-морские корабли и моряков.
Несмотря на это 17 апреля Лефортовский райсуд Москвы продлил до 24 июля срок содержания в СИЗО украинским морякам, захваченным 25 ноября 2018 года у берегов аннексированного Крыму.
Проявлением цинизма российской власти стало то, что новость о намерении продлить арест морякам поступила одновременно с нотой РФ о готовности к консультациям с нами в рамках основного спора относительно украинских моряков и кораблей, который мы начали месяц назад, - отметила в своем комментарии в Facebook заместитель министра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль.
Украина ожидает решения Международного трибунала уже через месяц, написал в своем Twitter министр иностранных дел Украины Павел Климкин.
Чекаємо на рішення за місяць. Міжнародне право ніхто не має ігнорувати. Українські моряки мають бути звільнені негайно – це наша вимога до Міжнародного трибуналу у Гамбурзі. #FreeUkranianPows #LetMyPeopleGo
— Pavlo Klimkin (@PavloKlimkin) 16 апреля 2019 г.
В ответ из России заявили, что ITLOS не имеет юрисдикции для рассмотрения дела о захвате украинских моряков в Керченском проливе.
...Российская сторона исходит из того, что Международный трибунал по морскому праву не обладает юрисдикцией для рассмотрения керченского инцидента, в частности, в силу сделанных Российской Федерацией, и Украиной оговорок о неприменимости предусмотренных Конвенцией 1982 года процедур в отношении отдельных категорий споров, - говорится в заявлении МИД РФ.
И еще такое: Процессуальные права украинских моряков неукоснительно соблюдаются, они пользуются услугами адвокатов, получают медицинскую помощь. То есть незаконное заключение становится законным от присутствия адвоката и медика. Бог даст, им повторят эти слова, когда сами будут сидеть. «Виделся с врачом и юристом - значит все в порядке».
Попытались схитрить и с другой стороны: Тот факт, что Украина в течение почти пяти месяцев не торопилась с обращением в Трибунал, также свидетельствует об отсутствии срочности... Не упоминая о том, что все эти месяцев сами отвергали все дипломатические усилия со стороны как Украины, так и международных организаций, направленные на освобождение 24 украинских моряков. Одна только резолюция ПАСЕ с требованием обращаться с ними, как с военнопленными, согласно Женевской конвенции, должна была подсказать правильные дальнейшие действия. Поэтому в Трибунал, считайте, «пришли сами» - надо было думать вовремя.
О чем российскому МИД лучше не знать, чтобы не расстраиваться
Источник Укринформа в МИД сообщил детали, которых еще не было в прессе. О том, что, кроме нынешнего срочного заседания о судьбе моряков, будет и основное рассмотрение всех обстоятельств Керченского нападения - и для него приготовлен 300-страничный иск со всем, что может помочь судьям по делу, вплоть до точных координат кораблей во время атаки на них и записей переговоров в эфире и в командных рубках судов. Учтены сотни специфических нюансов именно Морского трибунала - в частности, здесь нельзя добавлять или удалять материалы дела: один раз подал - все! Поэтому и нужно было время, чтобы документ подготовить безупречно. Учтены даже личные симпатии к России некоторых из 21-го судей, входящих в состав ITLOS. Огромная и незаметная простому глазу работа. И это только один иск. А Министерство ведет таких три, а международные суды не работают второпях. В июне этого года будет рассматриваться иск по ситуации в Азовском море, который Украина подала еще в 2016 году.
Важно и то, что речь идет не просто об освобождении украинских моряков из тюремных условий (скажем, на «домашний арест»), а об освобождении и возвращении на родину.
Решение авторитетного суда является также значимым для стран, которые ввели или намерены продлять (расширять, вводить) санкции против России. Приговор ей послужит весомым аргументом в пользу санкций и повлечет дальнейшие негативные для нее решения почти автоматически.
И главное (хотя здесь все главное), почему Россия предпочла бы избежать этого суда. Потому что она прибегла к аргументу, что гражданский суд не может рассматривать дело о военных. Сами себя загнали в тупик - ведь процедура предусматривает, что для отказа от рассмотрения в Морском трибунале страна должна подать письменное обоснование. Но тогда Россия документально, под роспись, назовет наших моряков военнопленными. В свою очередь наличие военнопленных означает признание военного конфликта с Украиной - и это важно для Совета Безопасности ООН: страна - участник конфликта не может голосовать при решениях о себе самой.
Дело Арктик Санрайз в 2013 году
Международный трибунал по морскому праву (International Tribunal for the Law of the Sea, ITSOL) начал работать в 1996 году. За это время состоялось 25 рассмотрений, и Россия была фигурантом четырех из них. В 2002 году она выиграла дело, освободив свое рыболовное судно и экипаж, задержанные в Австралии. Остальные - проиграла, все иски были против нее: дважды в 2007 году истцом выступала Япония, а в 2013-м - Нидерланды. Последний случай для нас особенно интересен.
19 сентября 2013 активисты-экологи на корабле «Arctic Sunrise» под голландским флагом пытались провести на русской нефтедобывающей платформе акцию протеста против добычи нефти в Арктике. Всех участников похода, включая кока корабля, задержали, дав автоматные очереди над головами. Судно было захвачено и отправлено в Мурманск.
Нидерланды подали иск, и 22 ноября Международный трибунал ООН по морскому праву объявил решение: «Российская Федерация должна немедленно освободить судно Arctic Sunrise и всех людей, которые были арестованы». В ответ официальные представители РФ заявили, что Россия намерена «никак не реагировать» на решение. Но арестованных начали выпускать - сначала под залог. Через месяц закрыли и само дело. Корабль продержали еще полгода, а потом вернули и его, украв предварительно все электронное оборудование.
Самое интересное, что еще в ожидании подачи Нидерландами иска в Морской трибунал российский МИД «как дважды два» объяснил, что суд ООН здесь ни при чем, его компетенция не распространяется. 23 октября 2013 года МИД РФ сделал заявление, что не примет процедуру арбитража по делу судна «Арктик Санрайз», а также отказывается от участия в рассмотрении по данному делу в Международном трибунале по морскому праву в Гамбурге. В качестве причины было указано то, что когда Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву в 1997 году, она исключила для себя использование международной судебной процедуры в спорах об осуществлении суверенных прав и юрисдикции.
Вот загадка для сообразительных: откуда МИД России списало свое нынешнее заявление? Вторая загадка: понимают ли в РФ, если уход в отказ не подействовал в 2013-м, то не подействует и сейчас? Особенно, когда речь идет о лишении свободы людей. Даже если с возвращением кораблей возможно углубление в тонкости юриспруденции и толкований, то нарушения прав человека международный суд не потерпит.
Может ли нынешний российский режим наплевать на суд? Ведь такой опыт уже есть. Россия - единственная страна Совета Европы, где с 2015 года законодательно установлено право власти не выполнять решения Европейского суда по правам человека. Ответ - нынешний российский режим может все (от слова «абсолютно»): плевать на международные суды и имитировать свои, аннексировать территории, бомбить города, засылать наемных убийц, врать лидерам государств, подкупать европейцев целыми политическими партиями, грабить своих граждан, на крайний случай может уничтожить планету. А может в удачный день, когда «крыша» немного вернется обратно, подумать, что без Международного морского трибунала российские корабли во всем мире тоже сможет захватывать кто захочет - и самим не будет куда пожаловаться.
Александр Волынский, Киев