Как наши моряки осваивают навыки управления новыми патрульными катерами и перенимают опыт США и НАТО
Середина августа. На восточном побережье США жарко. Корреспондент Укринформа прибывает на контрольно-пропускной пункт в пригороде Балтимора, крупнейшего города штата Мэриленд, в 50 километрах от Вашингтона. Здесь находится база Береговой охраны США, где готовятся к отправке в Украину переданные в прошлом году США два патрульных катера типа «Island».
КОМАНДНАЯ РАБОТА УКРАИНСКИХ МОРЯКОВ И АМЕРИКАНСКИХ ИНСТРУКТОРОВ
На базу Береговой охраны США в Балтиморе заезжаем с военно-морским атташе посольства Украины в США, капитаном 1-го ранга Александром Корнейчуком и командиром миссии, капитаном 3-го ранга Игорем Труханом.
Вместе с коллегами выставляем камеры на берегу залива. Трухан отдает по рации команду. Через минуту на фарватере залива появляется он - красавец патрульный катер типа «Island» Р-190 «Славянск». Корабль быстро преодолевает водное пространство перед глазами и камерами журналистов. На его мачте развеваются два флага: украинский и американский. На борту виден экипаж, который слаженно выполняет команды.
Прыгаем в машину, чтобы ехать встречать катер на причале и увидеть швартовки. Через несколько минут переезжаем на другую точку базы. Здесь уже стоит пришвартованный второй украинский «Айленд»: Г-191 «Старобельск». Через мгновение за ним появляется и «Славянск». Слышен приятный звук его двигателей, когда катер прибавляет ходу. Он маневрирует, чтобы безупречно подойти к причалу.
Когда катер подходит ближе, видим, как украинский экипаж уверенно готовит корабль к постановке на причальную стенку. Действия экипажа направляет украинский командир, а оценивают - американские инструкторы. Швартовые тросы перебрасываются на берег, где их закрепляют на кнехтах. Видно, что команда работает как один слаженный механизм.
- Снизу проведи! - один украинский военный моряк советует другому, как заводить швартовый конец под стальной кнехт.
- Дальше, набрасывай следующий! Так, этот уже в порядке! - помогает инструктор с рацией в руке.
Уже через несколько минут поднимаемся на борт «Славянска». Хотя катер 1988 года постройки - на год старше вашего корреспондента - сразу видно, что он находится в безупречном состоянии. На баке встречаемся с 25-летним старшим лейтенантом Дамиром Аулиным, командиром «Славянска».
ДЛЯ ЭТОГО ПОКОЛЕНИЯ УКРАИНА БЫЛА ВСЕГДА
Аулин - из тех курсантов Севастопольского военно-морского института им. Нахимова, которые в марте 2014-го года пели гимн на плацу, испортив оккупантам праздник поднятия российского триколора.
Меньше года назад корреспондент Укринформа уже общался с этим новым поколением молодых украинских военных моряков.
Тогда автор этих строк разговаривал на борту малого бронированного артиллерийского катера Кременчуг с его командиром Александром Регулой после успешной операции по переходу кораблей Донбасс и Корец из Одессы в Мариуполь через Керченский пролив. Регула рассказывал о деталях операции и заявлял, что не даст россиянам сделать Азовское море своим внутренним озером.
РФ и сейчас не оставляет попыток незаконно ограничить свободу мореплавания и экономической деятельности Украины и других стран Черноморского региона, используя публикацию «предупреждений мореплавателю» на 20 (!) процентах площади Черного и Азовского морей.
В словах Аулина сразу же узнается та самая твердость, мотивация, патриотизм и какая-то глубинная, проверенная жизнью любовь к Украине.
- Вы никогда не жалели о выборе, который сделали тогда, весной 2014 года? В отличие от своих крымских коллег, которые остались на полуострове, перешли на сторону России?
- Вы знаете, я скажу так: не было ни разу, чтобы я жалел о том, что мы сделали, когда вышли из Крыма. Тогда мы еще не понимали, но осознание пришло спустя годы - мы стали настоящими патриотами Украины. Мы готовы ее защищать и отдать за нее тело и душу.
Пока идем после интервью на главный командный пункт, корреспондент рассуждает о том, что поколение, которое родилось после 1991 года, видимо, уже воспринимает Украину как данность. Украина для них не возникала на карте мира на обломках советской империи. Она просто всегда была.
На мостике Аулин размещается в черном кожаном кресле с надписью «Commander» (англ. «Командир» - ред.) и рассказывает о стандартах НАТО, по которым проходят обучение. Убеждает: стандарты хоть и отличаются в чем-то от наших, усвоить их не трудно. Нужна настойчивость и знание английского языка. Призывает всех украинских военнослужащих учить английский, потому что это обеспечивает «карьерный рост».
Иногда катер слегка качается на волнах, хотя вода залива очень спокойная. Вокруг на мостике большое количество аппаратуры. В частности, система оповещения о нештатных ситуациях и технических неисправностях. На «Айлендах» она особенная: корабль буквально «набит» датчиками, и в случае затопления, пожара или любой другой ЧС немедленно показывает на этой специальной панели, где именно и какая именно неисправность произошла. Кстати, действия экипажа в случае таких нештатных ситуаций многократно прорабатываются в течение десятинедельного обучения, объясняет Аулин.
Перед командиром - экран системы наблюдения. Так же, как на современных украинских МБАКах, таких как «Кременчуг», о котором Укринформ уже рассказывал в прошлом году, такие системы благодаря мощному приближению позволяют за несколько километров разглядеть не только человека, но и чуть ли не увидеть, хорошо ли он сегодня побрился.
Спускаемся с мостика и переходим на бак. Аулин рассказывает: все обеспокоены судьбой побратимов, военнопленных моряков, которые до сих пор незаконно удерживаются в Москве несмотря на решение Международного трибунала по морскому праву ООН, который еще в мае постановил отпустить украинцев и корабли ВМС немедленно и без дополнительных условий. Многих из них командир «Славянска» знает лично, а особенно - капитана-лейтенанта Богдана Небылицу. «Своих не мы бросаем», - говорит он журналистам и обещает делать все от него зависящее, чтобы побратимы как можно быстрее вернулись домой.
ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ СО СЛАЖЕННОСТИ ЭКИПАЖА
Через несколько минут направляемся к машине, чтобы переехать на другую часть базы, где уже скоро начнется учебное занятие. Перед тем, как попрощаться со «Старобельском» и «Славянском» (по меньшей мере до того времени, когда их будут отправлять в Украину в сентябре), успеваем увидеть важную церемонию. Экипаж выстроен на берегу. Играет музыка - сигнал спуска флага. Военнослужащие отдают ему воинское приветствие. Чувствуется, что для них эти две полосы - желтая и синяя - не просто символ страны, а нечто гораздо большее.
«Обратный клапан», «Одинарный фильтр», - один из военнослужащих наносит на белую доску на стене класса условные обозначения.
- Что это за список вы пишете? - спрашивает корреспондент.
- Это то, что будет находиться на схемах, - отвечает он.
В классе собираются другие моряки в сине-черной форме ВМС ВС Украины. На рядах столов - их учебные тетради, маркеры, наушники. Все военнослужащие перед отправкой прошли специальный интенсивный курс повышения знаний английского языка, но для уверенности, что все сложные термины будут корректно усвоены в ходе интенсивной лекции, и нигде не будет непонимания, обеспечивается параллельный перевод слов инструктора.
Двое американских инструкторов читают сегодня лекцию на тему «Спуск и подъем малого катера». Так, на борту «Славянска» и «Старобельска» есть еще специальный небольшой катер для спуска на воду и проведения дополнительных операций. Экипажи внимательно слушают и конспектируют.
В перерыве удалось пообщаться с одним из украинских моряков.
- Наши американские коллеги очень хорошо дают нам знания, которые мы используем в походах на катерах в открытом море, - рассказывает старшина I статьи Андрей Бабич на заднем дворике.
Бабич отмечает, что существенная часть обучения посвящена усвоению стандартов и документации НАТО. Он также объясняет, что основа основ навыков, которые передают военнослужащие США - это слаженность экипажа, командная работа на общую цель.
- Инструкторы учат нас, что выполнение задач командиров зависит от слаженности экипажа, - говорит старшина.
Делится впечатлениями от первого выхода в море на «Айленде». Говорит, сразу чувствуется, что корабль быстроходный, маневренный и оборудован эффективными и современными средствами управления.
Рассказывает, что выбор служить в армии сделал самостоятельно, чтобы защищать нашу страну и перемены к лучшему, которые сейчас в ней происходят.
Старшина тоже вспоминает о пленных побратимах, которые незаконно удерживаются в РФ. Многих знает лично. С одним из них, Олегом Мельничуком, они вместе окончили в 2018 году колледж технического флота Национального университета «Одесская морская академия».
Именно старшина I статьи Олег Мельничук командовал рейдовым буксиром «Яны Капу» во время перехода из Одессы в Мариуполь в ноябре 2018 года. Именно его корабль наглые российские оккупанты таранили с нецензурной бранью, достойной культурного уровня российских офицеров.
- Олег - очень добрый и очень сильный человек. Он умеет помогать другим. Всегда умеет найти компромисс с человеком, который к нему (компромиссу – ред.) стремится, - рассказывает Бабич о своем друге.
Напоследок выражает уверенность, что с побратимами все будет хорошо, и их освободят, как это и приказал Международный морской трибунал.
СУВЕРЕНИТЕТ И НЕЗАВИСИМОСТЬ - ИХ РАБОТА
Время нашего визита на базу береговой охраны США подходит к концу. Он, безусловно, строго регламентирован, как и на любом американском военном объекте. Корреспондент Укринформа успевает перекинуться парой слов с толпой военных моряков, которые стоят при входе. Говорят, вдохновляются общением с американскими коллегами, и десять недель обучения, которое близится к завершению, дают им огромный объем навыков, опыта, впечатлений.
Пожалуй, именно после увиденного приходит осознание, что настоящие друзья познаются в беде. Американцы сейчас стоят бок о бок с Украиной в ее борьбе за независимость, территориальную целостность и суверенитет. Как никто другой они знают, что эти слова - не просто строка из очередного заявления иностранного дипломата в ООН. За каждым из этих слов стоит упорный, рискованный и профессиональный труд военнослужащих, которые защищают сухопутные и морские границы государства, дают отпор посягательствам на его суверенитет. И у украинцев, и у американцев есть богатый опыт и собственные традиции морского и военного дела. Обмен его лучшими практиками - это и есть то самое ценное, что военно-морские силы двух народов могут дать друг другу. Ведь без этих навыков, традиций и профессиональной слаженной работы в море не будут эффективны даже самые современные корабли. Они будут лишь дорогой многотонной металлической конструкцией с электроникой и вооружением. В симбиозе же с профессиональным экипажем они будут стоять на страже суверенитета и нерушимости украинских морских границ.
Георгий Тихий, БАЛТИМОР-НЬЮ-ЙОРК.
Фото, видео автора