Репортаж с поминальных мероприятий возле монумента жертвам катастрофы малайзийского Боинга
Они потеряли старшего сына, невестку и шестилетнего внука. Антон Котте помогает своей жене встать с инвалидной коляски. Опираясь на его руки, она медленно, шаг за шагом, приближается к монументу в Эйндховене, чтобы возложить цветы. Держась за руки, они еще долго будут стоять молча. Именно здесь, на военной авиабазе в Эйндховене, в марте 2015 года приземлился самолет с останками погибших в катастрофе самолета Boeing 777, который 17 июля 2014 года совершал рейс MH17 (Амстердам – Куала-Лумпур).
Антон Котте – член правления нидерландского фонда “Авиакатастрофа”, который представляет большую группу родственников жертв трагедии МН17. Он один из тех, кто нашел в себе силы в пятую годовщину катастрофы рассказать о трагедии своей семьи. Голландец также занимался организацией церемонии чествования памяти возле национального мемориального комплекса, расположенного рядом с амстердамским аэропортом Схипхол, откуда пять лет назад взлетел МН17.
Собственно, там мы с ним и встретились во второй раз. Познакомились – в канун пятой годовщины трагедии на международном симпозиуме, посвященном МН17. Он сразу узнает меня возле Схипхол и несмотря на то, что мероприятие закрытое, позволил подойти близко к самому мемориалу, на котором высечены имена всех погибших, и наблюдать, как родные с трепетом касаются имен своих близких и чтят их минутой молчания.
Из 298 196 погибших были гражданами Нидерландов. Голландцы не делятся своей болью. Они предпочитают переживать ее сами. И не хотят, чтобы особенно в день трагедии кто-то видел их слезы и спрашивал: как оно, жить без детей, родителей или внуков...
Но Антон Котте готов кричать на весь мир, чтобы его услышали, – и виновные в смерти его сына, невестки и внука были наказаны. “Четверо обвиняемых, но эти люди – только середина цепочки. Есть люди, которые нажали кнопку. В середине цепочки – те, кто доставил “Бук” в Украину. И есть люди на верхушке – те, кто принял это решение. Те, кто выполнял приказы. А решение принималось наверху. И я хочу сказать тем, кто это решил: леди вы или джентльмены, я не знаю, возьмете ли на себя ответственность за то, что вы натворили. Если вы думаете, что можете просто пройти мимо этого без какой-либо ответственности, вы ошибаетесь. Я убежден: когда будет суд, и в конце он примет обвинительное решение, – тогда весь мир увидит, что они виноваты, и они будут осуждены”, – эмоционально говорит Котте.
Во время своей речи на этом закрытом мероприятии премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заверил родных, что правосудие остается главной целью. “Большая ложь и намеренное распространение фейков никогда не победят неопровержимые факты. 17 июля 2014 года запечатлелось в нашей памяти как день, который унес жизни 298 ни в чем не виновных пассажиров и членов экипажа МН17. Много людей потеряли своих родных, друзей, коллег... Они погибли внезапно. Через пять лет мы произносим их имена вслух. Они не будут забыты”, – обратился к присутствующим премьер-министр Нидерландов Марк Рютте.
После официальной части мы с Антоном Котте едем в его родной Эйндховен на военную авиабазу. Он останавливается возле монумента МН17. Для него это особое место. Наполненное болью, ужасом и отчаянием. “Сюда прилетели самолеты с останками наших родных, которые черные машины перевозили в другой город на процесс идентификации ”, – вспоминает Котте.
Символично из-за мемориала виднеется настоящий большой самолет – и от этого становится жутко. Котте говорит: история этого памятника – не менее удивительная и трагичная. “298 камней символизируют жертв этой трагедии. А еще – три пилота. Также сверху шар, он пустой, поскольку символизирует потерю. Вокруг него браслет, который говорит, что мы никогда не забудем о них. Создал его 98-летний художник, и как только он завершил работу – умер. Не увидев и официального открытия”, – рассказывает голландец.
С цветами, свечами и детскими игрушками к монументу приехали украинцы. Это жители Эйндховена и представители посольства Украины в Нидерландах. Среди них – Сергей Бачинский. Уже 18 лет мужчина с семьей живет в Нидерландах. Он хорошо знал сына Антона Котте. Они вместе работали в одной компании.
“Мой коллега, которого я хорошо знал, он летел на этом самолете отдыхать и, к сожалению, больше я его не видел. И поэтому с моей семьей, с моими двумя детьми и женой мы пришли к этому монументу, чтобы вспомнить всех жертв этой катастрофы”, – говорит Бачинский.
Украинцы зажигают лампадки и кладут к монументу цветы. Позже с семьей приезжает сын Котте. Сжимая в руках подсолнухи, они стоят чуть поодаль. Они не хотят, чтобы видели их боль. Выразив соболезнования, украинцы уезжают, оставляя семью с их воспоминаниями в одиночестве.
Ирина Драбок, Гаага