В инаугурации всегда есть что-то волнующее. А вот что-то, портящее торжественность момента, – в новинку
Венок не упал, двери не захлопнулись, киношная сказка 95 квартала стала былью. В Киеве прошла инаугурация шестого президента Украины.
Из неприятных деталей: удостоверение президента упало на пол после вручения его Владимиру Александровичу. Но для тех, кто обычно ищет символы в происходящем, есть еще один – некоторые избиратели Владимира Зеленского, которые пришли в Мариинский парк, знали слова государственного гимна. И даже подпевали его. Это важно. Потому что избиратели Януковича даже не вставали, когда он звучал.
С восьми утра возле Мариинского парка расставили железные рамки и ожидали народ, который придет поприветствовать своего победителя. Я тоже решила свой день начать с Мариинки. Вопреки ожиданиям, столпотворения не было. Люди подходили медленно. Возможно, народа было бы больше, проходи инаугурация в выходной день.
Потусовавшись в Мариинке, я пошла к входу на площадь возле здания Рады, откуда заходили послы. В какой части каждая инаугурация похожа на предыдущую, так это в комментариях послов. Те, кто соглашался говорить, приветствовали выбор украинского народа и излучали уверенность, что новый президент будет работать на благо общества и своей страны.
На площади возле входа в парламент была оборудована сцена для пишущих и снимающих и огромный экран. Пристроившись, я обнаружила одного из членов Зе-команды, после первого тура он охотно давал комментарии, но после второго уже делал это анонимно, поскольку «победа Владимира Александровича меняет и его статус, и силу его слов». Я поздравила друга нового президента и абсолютно миролюбиво спросила:
- Приехал Портнов. Разве правильно вам так начинать?
- А разве у предыдущей власти не было времени с ним разобраться? – ответил он мне вопросом на вопрос.
- Но ведь говорят, его люди финансировали вашу кампанию?
- Ну, вы же понимаете, что такое кампания. Деньги берутся отовсюду, друзья, друзья друзей, родственники, мы же не могли проверять каждую тысячу, которая упала на счет.
- А Приват? Вы понимаете, что возвращение двух миллиардов – это претензия МВФ, а дефолт – это удар по пенсионерам? Они либо перестанут лечиться, либо перестанут есть. Скорее лечиться – цены ж взлетят.
- А кто сказал «дефолт»? Предпосылок нет. А Приват национализировали криво-косо. Если у Порошенко хотели помочь финансовой системе, это надо было делать безупречно. Нельзя национализировать системные банки, в расчете, что ты не проиграешь выборы.
Советник нового президента вместе со штабной молодежью пошел под купол. А я осталась стоять с журналистами. Тут же через какое-то время появился Айварас Абромавичюс. Поулыбался. Снова начисто опроверг подозрения о вероятном дефолте.
Кто-то из штаба Президента пытался строго опрашивать сотрудников аппарата Верховной Рады, почему под купол не пускают всех журналистов.
«У нас порядок и аккредитация, без последней мы не пускаем людей», – сдержанно, но предельно вежливо ответили оттуда.
Кроме Разумкова, увидела еще одного сотрудника штаба нового президента Святослава Юраша. Его отец возглавляет департамент по делам религий в министерстве культуры, а сам он недавно обвенчался на Фанаре, в Константинополе. Для людей, которым дорог Томос, это могло бы служить позитивным сигналом. При наездах на автокефалию, возможно, сын одного из участников процесса сможет как-то вставить свое слово. И, возможно, это слово не будет против.
Мимо под недовольное улюлюканье толпы в здание Рады прошли Уляна Супрун и Арсен Аваков.
И, наконец, появился сам Владимир Александрович. Он прошел вдоль забора. Пожал руки, тем до кого дотянулся, похлопал в сторону журналистов. (Промах, мы ведь не зрители). Через несколько минут началось заседание.
В инаугурации всегда есть что-то волнующее. Это как еще один факт, свидетельствующий о том, что держава состоялась. Интрига – будет ли Владимир Зеленский (с его религиозной идентичностью не все понятно, но сказал, что в Бога верит) класть руку на Пересопницкое Евангелие – решилась еще вчера. На официальном аккаунте Православной церкви Украины появился большой статус о самой книге и информация, что ее таки будут использовать во время торжества. Утром еще один из заметных священников снял напряжение, тоже сказав, что такова традиция. В общем-то, все прошло, как по плану – зачитывание результатов, присяги. Интересное началось в процессе зачитывания приветственного слова.
Обращаясь тепло и, в общем, хорошо к простому украинцу, Президент подчеркнуто неуважительно обратился з правительству, предложив им взять ручку, бумагу – и писать заявление об отставке. Обвинение всей скопом действующей власти прямо на инаугурации – такого в годы Независимости еще не было.
Так же безапеляционно новый президент призвал уйти в отставку генпрокурора, председателя СБУ и министра обороны. Имеет право. Но уравнивать всех троих и призывать уйти, не показав – кем он их заменит, выглядело несколько самонадеянно. Хотя да, тетушки с ярко-красной размазанной помадой из группы поддержки за оградой кричали «ура» и показывали силовикам средний палец.
Владимир Александрович уже вступил в предвыборную кампанию. Он хотел закрепить успех и собрать голоса ненавистников власти еще тепленькими. Его можно понять. Это хорошо для его рейтинга. Как это будет для страны – пока непонятно. Я только помню, что в 2006-2007 году Партия регионов ставила в список всех, кого угодно, поскольку не подготовила кадры.
В ложе совершенно мрачно сидел Порошенко. Его политсила готова к выборам, а вот тональность происходящего – видимо коробила. Все же уважительная традиция должна была уже укорениться.
Вишенкой инаугурационной речи стало объявление о роспуске парламента 8-го созыва. Журналистов это не удивило: все занимающиеся политикой предполагали такой ход. Хотя это… несколько портило торжественность момента. Все привыкли к каким-то правилам, вежливости, хотя бы к внешнему почтению к государственным институтам, в том числе к парламентаризму. Конечно, президенты у нас воюют с парламентом, но не в день своего восхождения. По факту, новый президент не пощадил никого.
После окончания инаугурационной речи спикер Андрей Парубий закрыл заседание словами: «Было весело». Парламентарии ушли заседать, гарант Конституции – принимать послов.
Страна начала жить с новым Президентом.
Лана Самохвалова, Киев