Великобритания стремительно близится к тому моменту, когда ответственность за судьбу королевства не останется взять на себя никому, кроме монарха
История с выходом Британии из ЕС все больше превращается из политического - в таблоидное событие. Амбиции полностью подменили собой интересы, а здравый смысл перестал быть спутником руководства правительства одной из самых развитых стран мира.
Джонсон: его в двери, он – в окно
Последние новости из Лондона и Брюсселя снова заставили констатировать, что уверенность главы британского правительства Бориса Джонсона в способности или убедить всех в своей правоте, или - изменить правила игры - оказались преувеличены.
Его авантюрная идея о приостановке работы парламента, чтобы помешать инициативам депутатов исключить выход Британии из ЕС без соглашения, в конце сентября была торпедирована Верховным судом - то есть признана незаконной. И теперь вообще непонятно, какую юридическую оценку вся эта история получит в итоге.
На таком фоне мистер Джонсон выступил с новыми предложениями по выходу из ЕС с соглашением - то есть, предложил Брюсселю новый компромисс. Собственно, за всеми баталиями, как-то забылось, что вот вся эта проблема и страсти касаются не каких-то глобальных вопросов перестройки экономики страны или, может, каких-то многомиллиардных компенсаций. Нет - камень преткновения тот же, который уже стоил должности Терезе Мэй - это новые таможенные правила... на границе Северной Ирландии, которая является частью Соединенного Королевства, и Республики Ирландия, которая остается членом ЕС. То есть: Великобритания, исходя из ЕС, должна выйти и из соответствующего таможенного союза и получить новые условия для прохождения товаров через границу, товары из ЕС также теперь должны проверяться. Эта необходимость и не устраивает Брюссель, чиновники ЕС говорят ясно: делать специальные пропускные пункты и тратить средства для оборудования системы проверки они не будут, а значит, если Великобритания выходит - то она и должна предложить схему, которая всех удовлетворит, а лучше - оставить все как есть, чтобы действовали старые таможенные правила на границе. А не хотите - ну будут действовать общие правила ЕС для нечленов ЕС. И это мы еще не касаемся политики! А именно на ней, точнее на отсутствие де-факто (благодаря общему членству в ЕС!) границы и опиралось соглашение о мирном сосуществовании в Ольстере между проирландским католиками и пробританскими протестантами. Вернется граница - а с ней и кровопролитие, которое длилось десятки лет?
И вот уже почти два года споры идут именно вокруг этого пункта. Что же предложил Джонсон сейчас? В его письме в Брюссель содержались следующие тезисы: Северная Ирландия (которая, кстати, на референдуме в июне 2016-го о Brexit, его не поддержала) выйдет из Таможенного союза ЕС вместе с другими частями Великобритании, то есть - в начале 2021 года. Но: она сохранит таможенные правила ЕС по решению местной ассамблеи и будет их сохранять хоть вечно, но каждые четыре года - рассматривать вопрос о продлении. Вместо создания системы таможенного контроля непосредственно на границе, Джонсон предлагает производить проверки товаров, следующих в Британию и из нее, в удаленном режиме, то есть - на складах или по мере движения товаров, и делать все это в электронном виде при минимуме физических проверок.
Эти тезисы были направлены - и почти сразу не восприняты ни в Дублине, ни в Брюсселе. Сначала еврочиновники, как положено, заявили, что будут изучать предложения и открыты к диалогу, но - почти сразу стало ясно: ничего конкретного и качественно нового в них нет, и это стало поводом для быстрого разочарования и недвусмысленного сигнала, такой подход Джонсона не воспринимается и отвергается. Черту в четверг, 3 октября, подвел председатель Совета ЕС Дональд Туск: «Сегодня у меня были два телефонных звонка по поводу Brexit, сначала с Дублином, затем с Лондоном. Мое послание премьеру Лео Варадкару: мы полностью поддерживаем Ирландию. Мое послание премьеру Борису Джонсону: мы остаемся открыты, но не убеждены». В качестве объяснения надо добавить, что правительство Ирландии сразу заявило, что если предложения Джонсона окончательные, пусть Британия готовится к жесткому Brexit. Отметим здесь ключевой момент: фактически, условия бывшей метрополии выставляет бывшая колония, Ирландия выглядит как сильный игрок в этой ситуации. И это - наиболее яркая иллюстрация того, как изменились акценты взаимоотношений между Британией и Европой: нет больше руководителей и подчиненных, высшей и низшей лиги - все равны, а те, кто остался в ловушках прошлого и его стереотипов - безусловно проигрывают.
Когда монарх имеет право
Собственно, провал очередных инициатив Джонсона и правительства Великобритании возвращает проблему Brexit снова в сугубо «островную» плоскость. А здесь у Джонсона еще больше проблем чем в отношениях с Дублином и Брюсселем. Во-первых, у него нет большинства в парламенте, во-вторых, жесткий выход ударит именно по британской экономике и уровню жизни рядовых подданных Ее Величества, и поэтому - только финансовая поддержка со стороны США может на что-то повлиять.
Премьер-министр демонстрирует пока упрямство и принципиальность - но уверенных в его компетентности и способности становится все меньше. И одно дело, когда Борисом Джонсоном недоволен парламент. Он сам своим поведением и стилем общения сделал все для плохих отношений. Оппозиция, в конце концов, для того и существует, чтобы критиковать и потом приходить к власти. Но: далеко не факт, что лидеры оппозиционных сил - лейбористов, шотландских националистов и либеральных демократов - сейчас готовы сделать все для отставки Джонсона. Да, она была бы вполне логичной, но - нет однозначного лидера, который был бы готов возглавить новое правительство, и - условия работы такого правительства были бы крайне неблагоприятны - и стоит ли сегодняшним оппозиционерам рисковать своими реноме? Не лучше ли им наблюдать за «тонущим» Джонсона до конца - с жестким выходом - и потом на досрочных выборах (а они все равно состоятся) все же прийти к власти?
Но такой подход могут позволить себе политики. А вот те, для кого главным является реноме Соединенного Королевства, такого позволить себе не могут. И сегодня такой центр влияния остался в Британии один - это институт монархии. В СМИ уже поступила информация, что королева Елизавета провела консультации со своими юридическими советниками о применении права монарха инициировать отставку главы правительства. Дело в том, что по традиции, исполнительная власть монарху не подчиняется - кто на выборах победил, те правительство и формируют, роль королевы - лишь дать на это протокольное разрешение. Но само право отстранения главы кабинета министров в случае вредных для королевства действий - оно есть. Другое дело, что применить его нелегко: в Британии отсутствует как таковая конституция, а ее роль выполняет достаточно сложная и громоздкая совокупность законов и актов разных эпох и поэтому, если такое отстранение произойдет - то оно должно быть безупречно обоснованно - и для этого может потребоваться утверждение в судебных инстанциях.
Что же сказать в заключении? Кажется сам по сам Brexit, представший в свое время как признак возрождения в Британии правого традиционного «островного» мировоззрения и кризиса действующей в Европе политической системы, сейчас окончательно превратился в некий политический сериал. Высокие цели подменены кажущимися принципами и ослиным упрямством, а вместо ответственности политиков весь мир наблюдает за их амбициями без пределов и желанием настоять на своем любой ценой. О судьбе граждан и страны говорится факультативно - и это само собой снижает значение всех этих событий и их участников. И как тут не сыграть свою историческую и взвешенную роль именно Ее Величеству, королеве Елизавете II? Ведь если политикам не хватает чести, ума и здравого смысла - кому еще остается с достоинством взять на себя ответственность за будущее некогда великой Британии?
Александр Севастьянов, кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и общественных наук Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, Киев