Смута имени Брекзита не оставляет Великобританию и после решения Верховного суда, позволившего возобновить работу парламента
Напомним, что во вторник Верховный суд Великобритании оставил без удовлетворения апелляцию правительства на решение Высшего гражданского суда Шотландии, который 11 сентября признал незаконными «принудительные каникулы» парламента. Судьи единогласно постановили, что правительство не предоставило им достаточных оснований, чтобы объяснить этот шаг. Те объяснения, что правительству нужно время, чтобы подготовить программную речь королевы, вызвали недоумение: обычно для этого достаточно нескольких дней, прямо сказала одна из судей.
Разъяренный Джонсон досрочно вернулся из Нью-Йорка и извиняться перед королевой не собирается...
Блокирование парламента на целых пять недель, как очевидно, было направлено на то, чтобы не оставить депутатам времени для противодействия сценарию жесткого Brexit (то есть выхода из ЕС без какого-либо соглашения с Евросоюзом), который по плану премьер-министра, должно произойти 31 октября.
Разъяренному Борису Джонсону пришлось прервать визит в Нью-Йорк и вернуться в Лондон, где звучат призывы к его отставке из-за незаконного прекращения работы парламента, - говорилось в сообщении Sky News. Отмечается, что перед тем, как вылететь из Нью-Йорка, Джонсон позвонил Елизавете II, однако неизвестно, принес ли он ей извинения: ведь это он «подставил» 93-летнюю королеву, предложив подписать ныне отмененный судом документ.
Впрочем, парламенту еще до возобновления работы удалось сделать ряд шагов по предотвращению Brexit без соглашения с Евросоюзом. В частности, 9 сентября королева Елизавета II подписала закон, который лишает британское правительство права провести «жесткий Brexit» без одобрения законодателей. Согласно ему, правительство должно постараться достичь нового соглашения с ЕС на заседании Европейского Совета 18 октября. А если до конца октября не удастся договориться с Брюсселем, то Джонсон должен просить у Брюсселя отсрочку на три месяца - до 31 января 2020 года.
Европейская сторона не раз подчеркивала, что хотя и открыта для разговора, но настаивает, что вариант соглашения о выходе Великобритании из ЕС уже согласован с правительством страны и с лидерами 27 государств ЕС и является лучшим из всех возможных. Он содержит гарантии соблюдения прав граждан и бизнеса как в ЕС, так и в Великобритании, а также важные положения по сохранению активных торговых, экономических и социальных связей между Ирландией и Северной Ирландией и избежания установления жесткой границы между ними - вопрос, который до сих пор остается самым острым из всех.
Со своей стороны депутат британского парламента, министр по делам Северной Ирландии Стивен Паунд предупредил, что мирное соглашение, известное в Северной Ирландии как Good Friday deal умрет, если Brexit пройдет без соглашения. Между Республикой Ирландия и шестью североирландскими графствами сейчас 282 пункта пропуска, и в случае Brexit без соглашения их статус будет конфликтным. Более того, в Северной Ирландии возобновились призывы к референдуму об объединении Ирландии, если между ними появится государственная граница.
... а тем временем в Лондоне
По трансляции, которая велась из зала заседания парламента, было очевидно, что «в ярости» не только премьер-министр Джонсон, но и все его сторонники.
Генеральный прокурор Джеффри Кокс выступил перед Палатой общин с острой критикой в адрес британского парламента. Этот парламент - мертвый парламент. Он больше не должен заседать. Не имеет морального права сидеть на этих зеленых скамьяах... , - цитирует его The Guardian. По словам генпрокурора, парламент давно уже должен был определить условия, на которых страна выйдет из ЕС, но поскольку «этот парламент трижды отказался принимать акт о выходе», Кокс назвал его позорным и дважды призвал поддержать досрочные всеобщие выборы.
Парламентские комментаторы сразу отметили, что консерваторы избрали тактику наступления, поэтому никаких извинений от Джонсона не ждут: «То, что мы, скорее всего, увидим от премьер-министра, - это жесткий вариант того, что мы увидели от генерального прокурора Джеффри Кокса. Не похоже, что после решения Верховного суда (о незаконном приостановлении работы парламента. - Ред.) будет извинение. Мы услышим, что Борис Джонсон пытается выполнять (выреженную на референдуме. - Ред.) волю людей, стремясь осуществить Brexit ...».
Вероятно, что правительство может подать законопроект о досрочных выборах в октябре - еще до дня Brexit. Это могло произойти уже вчера, чтобы сегодня провести голосование. Центральный офис Консервативной партии даже уже издал избирательную открытку: Джереми Корбин - человек, который хочет задержать и заблокировать Brexit, и он не хочет позволить людям принимать решения.
Но депутаты от оппозиции хотят, чтобы выборы прошли не раньше, чем вопрос выхода будет улажен с Брюсселем (далее объясним, из каких соображений).
Большая парламентская битва: прелюдия
В течение дня ждали появления в парламенте и самого премьер-министра. Он появился довольно поздно, когда по СМИ уже прокатилось «сегодня уже нет... завтра с утра». Но тот не Борис Джонсон, кто избегает драки. Появление самого упорного бойца добавило огня дебатам, которые и без того велись на полный голос.
Депутаты-тори взорвались бурными аплодисментами - это то, что редко бывает в Палате общин - после нападения Джонсона на лидера оппозиции, вызвавшее гнев на лейбористских скамьях. По мере того, как тон становился все острее, депутаты раскритиковали премьер-министра за выражения, к которым он и его сторонники прибегают: «хулиганство, унижение, капитуляция, предатели» - и тем самым подстрекают насилие. Следует обуздать риторику. Угрозы для депутатов растут, и они очень реальны, - написала в своем твите заместитель спикера Линдси Хойл.
На поток вопросов и требований о необходимости извиниться перед королевой Джонсон ответил, что содержанием разговоров с Ее Величеством он не намерен делиться.
После трех часов таких дебатов Джонсон направился к выходу. Спикер Джон Беркоу попытался его остановить: Я думаю, что было бы любезно оставаться по пункту повестки дня, если он касается вопроса, с которым мы только что имели дело. Вернитесь и садитесь». Но Джонсон проигнорировал просьбу и ушел.
Что легче сменить - премьера или парламент?
Вот вопрос, которым в ближайшие дни будут заняты британские депутаты. Хотя в обоих этих случаях в выигрыше будет Борис Джонсон.
О необходимости новых парламентских выборов он говорил с журналистами даже в кулуарах Генеральной ассамблеи ООН, сообщает Deutsche Welle.
Со своей стороны лидер лейбористов Джереми Корбин категорически высказался против проведения новых выборов, пока не решен вопрос с т.н. «жестким Brexit» (то есть без соглашения). Он еще раз призвал Джонсона подать в отставку, подчеркнув: Я думаю, что он не соответствует должности премьер-министра.
Ранее Джереми Корбин не раз заявлял, что его партия рассматривает возможность внесения постановления о вотуме недоверия Борису Джонсону, но ни разу не сказал, когда именно это может произойти.
По ныне действующему законодательству, если премьер хочет распустить парламент - ему нужна поддержка двух третей депутатов (что в нынешнем парламенте нереально), но если вотум недоверия объявят премьеру - достаточно половины голосов. Причем новые выборы объявляются в обоих случаях, а их дату определяет лично премьер-министр. Консерваторы, по опросам, имеют около 10 процентов преимущества, поэтому они улучшат свое положение. Джонсону сейчас как раз выгодно, чтобы парламент его «наказал и выгнал», он сам хочет этого «вотума недоверия».
Зато его оппоненты рассчитывают, что после 31 октября, если Брекзит не состоится, избиратели разочаруются в «железном Борисе» - и его поддержка снизится. Поэтому они стремятся избежать скорых перевыборов и пройти сначала «вопрос дедлайна с Брекзитом».
Александр Волынский, Киев