Президент-популист объявил программу либеральных реформ и встретил жесткое сопротивление как с левой, так и с правой политических сторон
Президент Эквадора, с красноречивым, особенно для украинского уха, именем Ленин Морено пришел к власти как кандидат левых сил и под левыми лозунгами. Именно его, своего многолетнего вице-президента, поддерживал на выборах предыдущий президент Рафаэль Корреа, который руководил страной в 2007-2017 годах и был союзником президента Венесуэлы Уго Чавеса в регионе. Однако уже через несколько месяцев у власти Морено полностью изменил курс предшественника, стал союзником США, поссорился с Корреа и Венесуэлой, а теперь их обвиняет в подрывной деятельности.
66-летний Морено единственный в мире лидер государства, который передвигается на инвалидной коляске - после нападения грабителей в 1998 году у него парализованы ноги. За деятельность по оказанию помощи инвалидам выдвигался кандидатом на Нобелевскую премию мира, а также написал несколько книг о том, как с помощью юмора преодолевать тяжелые жизненные ситуации.
Впрочем, эти две недели ему было не до юмора. По стране прокатилась волна бурных и кровавых протестов, демонстраций, столкновений с полицией, горящих шин. Правительству пришлось бежать из столицы и ввести в городе чрезвычайное положение. Погибли семь человек, более 1300 (по официальным данным, включая пострадавших полицейских) получили ранения.
Как вспыхнули и бушевали протесты
Протесты начались после того, как правительство в начале октября объявило о прекращении субсидий в рамках сокращения госрасходов - таким было условие для предоставления кредита в размере 10 миллиардов долларов США от Международного валютного фонда, Всемирного банка и Межамериканского банка развития.
Президент заявил, что субсидий на топливо, введенных еще в 1970-х годах и стоивших бюджету 1,3 миллиарда долларов ежегодно, больше не будет. Морено упирал, что отмена топливных субсидий критически важнв для спасения экономики государства - власть хочет и обязалась сократить в 2020 году дефицит бюджета с 3,6 миллиарда до 1 миллиарда долларов. Население нефтедобывающей страны Эквадора этого и слушать не захотело: двойной рост цен на бензин немедленно вывел на улицы тысячи людей.
Столкновения между протестующими и полицией заставили президента объявить чрезвычайное положение. Выступая после очередного дня протестов и блокад дорог в понедельник ночью, президент Эквадора Ленин Морено заявил в национальном эфире, что переместил администрацию правительства из Кито в портовый город Гуаякиль, - сообщила France 24.
В то же время он обвинил своего политического оппонента Рафаэля Корреа в сговоре с венесуэльским руководством с целью дестабилизации в Эквадоре, а индейцев упрекнул в том, что их используют «инфильтрированные группы, имеющие много общего с террористическими группировками». И Корреа, и лидеры коренных народов обвинения отвергли.
Тем временем, протесты росли, обострялись, изо дня в день становилось больше погибших и раненых. По официальным данным, 1152 участников протестов были задержаны. Протестующие тоже взяли в плен десятки полицейских в разных местах по всей стране.
В прошлую среду демонстранты попытались штурмовать парламент страны и президентский дворец в Кито. В субботу захватили и подожгли здание Службы генерального контролера, которая занимается финансово-экономическим контролем в стране. Как сообщило агентство AFP, люди в масках забросали здание коктейлями Молотова, а затем ворвались внутрь и принялись уничтожать мебель и документы.
Массовые акции парализовали работу транспорта во многих городах, демонстранты заблокировали дорогу в международный аэропорт в Кито, длительные блокады крупных автодорог привели к перебоям с поставками продуктов и топлива в некоторых регионах.
Главные действующие лица
Активное участие в протестах коренного населения - индейцев - плохая примета для любого эквадорского правительства. Протесты с их участием свергли в Эквадоре уже трех президентов: Абдаллу Букарама в 1997 году, Хамиля Муада в 2000-м и Луиса Гутьерреса - в 2005-м.
Конфедерация коренных народов Эквадора (CONAIE) - крупнейшая организация в Эквадоре. CONAIE требует социальных изменения от имени четверти населения страны, используя широкий спектр тактик, включая прямые действия. В последние годы CONAIE борется против крупных нефтяных, горных компаний, которые хотят эксплуатировать нетронутые территории, и против строительства гидроэлектростанций.
И вот после 14-летнего перерыва лидеры индейцев снова повели коренных жителей на города и транспортные узлы - и снова результативно.
О чем договорились эквадорцы
В конце протестующие пришли к соглашению с правительством. Это - результат переговоров при посредничестве ООН и католической церкви, сообщает ВВС. Переговоры транслировало в прямом эфире государственное телевидение.
В совместном заявлении говорится, что правительство отозвало свой указ №883 об отмене субсидий на топливо. Теперь стороны обсудят новый закон о том, чтобы субсидии не использовались для перепродажи дешевого субсидированного топлива в соседние страны. Будет также создана комиссия для восстановления мира при посредничестве католической церкви и ООН, и это важно, поскольку в результате протестов есть погибшие и раненые.
Лидеры протеста в зале переговоров аплодировали, но президент Ленин Морено воздержался. В течение двух недель он заявлял, что ни при каких обстоятельствах не отменит экономические реформы. Однако, из-за бурных и все более широких протестов, пока он должен уступить.
И вот «очень социалистический» народ уже празднует. В столице Кито немедленно начался фейерверк, водители машин непрерывно гудели в клаксоны. Ну, словом, Южная Америка, как она есть ...
Что дальше?
На фоне этих бурных событий ушло на второй план то, что программа изменений в направлении рыночной экономики, объявленная Морено 1 октября 2019, кроме «взорвавшегося» вопроса о субсидии на бензин и дизельное топливо, содержит еще 18 пунктов. В частности, предусмотрены: отмена (или снижение) пошлин на оборудование, сырье, мобильные телефоны и компьютеры, уплата взносов на образование и здравоохранение компаниями с доходом более 10 млн долл в год, снижение вдвое налога на вывод валюты для определенных категорий инвесторов, новые типы трудовых договоров для новообразованных предприятий, облегчение условий для дистанционной занятости, сокращение отпуска госслужащим с 30 дней до 15 (кроме социальных работников), миллиард долларов на программы ипотечного кредитования и тому подобное.
И тут президента ждет сопротивление не только слева, как с ценами на бензин. Программа балансирует между интересами работодателей и работников, поэтому оппоненты Ленина Морено «справа» тоже уже откликнулись критично. Его соперник на последних президентских выборах, банкир Гильермо Лассо, который уступил тогда лишь полтора процента, называет меры запоздалыми, популистскими и демагогическими.
Да и вопрос с ценами на топливо еще не закрыт. Обратим внимание, стороны переговоров еще только согласились разработать закон о том, чтобы остановить перепродажу дешевого благодаря субсидии топлива в соседние страны. Но пока неясно какая часть из 1,3-миллиардной субсидии идет не в топливные баки - то есть на поддержку простых владельцев автомобилей и малого бизнеса - а становится чьей-то прибылью после перепродажи за границу. В любом случае речь идет о семизначных суммах - и бенефициары, кто бы это ни был, легко их не отдадут.
Александр Волынский, Киев