За время независимости Киев познал немало всевозможных давлений - как негативных, так и положительных
В межгосударственных отношениях элементы шантажа как метод дипломатии – вещь вполне обычная. Относительно Украины значительное большинство «давлений» не афишировались. Наша новейшая история знает и несколько резонансных случаев. Не все они имели негативную окраску.
ТЕСТ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ
Давил ли Трамп на Украину? Если вы адресуете этот вопрос американскому политику, то легко определите его политическую ориентацию. Сторонник Демократической партии даст однозначный ответ: давил грубо и цинично, с нарушением Конституции и всех моральных принципов. Сторонник республиканцев, в частности президента, скажет, что никакого давления не было, демократы все придумывают и охотятся на ведьм...
«Давлением на Украину» противники Трампа называют попытки его администрации побуждать украинское руководство в расследовании деятельности бывшего вицепрезидента США Джо Байдена и его сына Хантера.
На самом деле «давление на Украину» – не что иное, как отличный повод для оппонентов Трампа показать американцам, какое он зло.
Отношения Трампа с демократами давно стали токсичными. И демократы постоянно ищут возможности поднять вопрос об импичменте президента. Ранее поводом для этого послужило якобы препятствование со стороны Трампа в расследовании российского вмешательства в президентские выборы, которое проводил спецпрокурор Роберт Мюллер. Однако доказательств сговора Трампа с Россией обнаружено не было.
Поэтому украинский вопрос стал бальзамом на душу для демократов: Трамп в борьбе с их ставленником Джо Байденом прибег к привлечению иностранного государства!
В Палате представителей, где превалируют члены Демократической партии, объявили о беспрецедентном давлении американского президента на Украину в собственных корыстных целях, что вполне может потянуть на импичмент. Правда, этим демократы еще и сами себя высекли. Ведь на поверхность всплыли мутные подробности увольнения Шокина. Выяснилось, что Байден точно так же давил на Украину.
Напомним, сына Байдена в 2014 году назначили на одну из руководящих должностей в газовой компании Burisma близкого к Януковичу олигарха Злочевского. В 2015 году бывший генпрокурор Виктор Шокин взялся за расследование деятельности компании, однако ему, по словам самого Шокина, препятствовала власть США. Весной 2016-го Джо Байден, по его признанию, поставил перед Порошенко требование уволить Шокина в течение шести часов, иначе Украина не получит 1 млрд долларов финансовой помощи. Шокина уволили.
Но дело потопления Трампа для демократов оказалась важнее, чем рейтинг одного отдельно взятого Байдена. Тем более, что на президентских выборах Демпартию может представлять и Элизабет Уоррен, которая дышит в спину Байдену, догнав его по рейтингу среди демократов, и Берни Сандерс.
Конечно, в импичмент в верхах никто не верит, хотя за него наверняка проголосует Палата представителей. Народная поддержка идеи устранения президента медленно растет. И в настоящее время достигает от 51 до 57 процентов – согласно результатам соцопросов разных компаний. В том числе обнародованные по заказу телекомпании Fox News, которая традиционно поддерживает республиканцев, оказались неутешительными для Трампа (51%). Даже среди сторонников Республиканской партии 11% высказались за импичмент.
Сложность процедуры оставляет мало шансов на устранение Трампа, но информационное нагнетание призвано сбить его довольно высокий рейтинг (40 процентов американцев – против импичмента).
Как известно, во время телефонного разговора президентов США и Украины 25 июля Трамп попросил Владимира Зеленского посодействовать в расследовании дела Байденов.
Сам Трамп после того, как в прессе поднялась буча, назвал разговор с Президентом Украины превосходным.
Может, он и был бы замечательным, если бы не всплыли еще некоторые детали, которые оппоненты президента квалифицируют как шантаж. Чтобы стимулировать украинцев к расследованию, Трамп приказал заморозить 400 миллионов долларов военно-финансовой помощи Украине, часть которой одобрил было Конгресс. Демократы называют эту помощь критически необходимой для противостояния российской агрессии. Оказалось, как пишет The Wall Street Journal, в Административно-бюджетном управлении США, отвечающем за движение государственных средств, задержкой денег занимался «политический назначенец» Майкл Даффи, помощник директора программ по безопасности бюджетного управления.
Еще выяснилось, что личный адвокат Трампа, бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани контактировал с тогдашним генпрокурором Юрием Луценко через двух посредников – выходцев из бывшего СССР Льва Парнаса и Игоря Фрумана, которые были спонсорами избирательной кампании Трампа. В октябре их арестовали в США, предъявив обвинения в нарушении правил финансирования избирательных кампаний.
Сейчас в комитетах Палаты представителей – иностранных дел, разведки, надзора и реформ – продолжаются допросы в закрытом режиме различных должностных лиц администрации, дипломатов, помощников и советников Трампа. Даром Трамп запретил действующим чиновникам сотрудничать с этими комитетами, возглавляемыми ненавистными демократами.
Одно слово, противостояние нарастает. Истерические комментарии, взаимнооскорбительные выпады заполнили все информационное пространство. И в центре всего этого стоит «давление на Украину» – это чисто американская формула, понятная только в контексте их внутренней политики.
НА ПОЛЬЗУ УКРАИНЕ
Для самой Украины, которая не имела счастья жить без бешеного внешнего давления со стороны северного соседа, эта формула малопонятная. Ну что такое расследование деятельности какого-то там политика по сравнению с требованием не подписывать соглашение об Ассоциации с ЕС, держаться подальше от НАТО, ввести двуязычие, покупать энергоресурсы по навязанным ценам, назначать нужных России руководителей и прочее? Вся история украинско-российских отношений – это история непрекращающегося давления и шантажа. И для украинцев, с нашим богатым опытом отношений с Москвой, манипуляции Трампа выглядят просто как детские шалости.
Так что президент Зеленский опроверг наличие какого-либо давления со стороны Трампа не только из дипломатических соображений.
Тем более, что в сентябре США возобновили выделение обещанной помощи.
Представим себе, что вы постоянно терпите надругательство и унижение от неадекватного соседа. Когда кто-то на улице оттеснит вас в очереди, вы, заняты мыслями о соседе, и не заметите этого «давления». Хотя особо чувствительные люди могут усмотреть здесь харассмент.
Политолог Александр Палий считает, что предание огласке американских «просьб» сыграло на руку Украине. «Можно предположить, – сказал он, – что Трамп мог вообще прекратить оказывать помощь, ведь его не совсем устраивает вполне логичная и правильная позиция украинской власти. Мол, мы окажем содействие в расследовании, но в установленном законом порядке – через официальный запрос. А Трамп как раз и пытался избежать всякой официальности – его чиновники хотели, чтобы молву о деяниях Байдена инициировала якобы Украина».
В то же время эксперт Украинского института будущего Илия Куса считает, что получить какие-либо выгоды от этого скандала Украине довольно сложно. «Главное – не втягиваться во внутреннеамериканские процессы, – подчеркнул он. – Это не наши выборы, и мы должны максимально абстрагироваться от политических позиций обоих лагерей. Любое действие или заявление с нашей стороны может быть использовано как республиканцами, так и демократами в своих целях».
По словам Кусы, формально давления со стороны Трампа не было, ведь он только попросил об услуге – но после того, как украинский президент поднял вопрос о военной помощи. Однако сейчас понятно, что решение о задержке в предоставлении помощи было связано с расследованием деятельности политического оппонента Трампа.
Военная помощь от Америки, на взгляд эксперта, несколько переоценена, ведь средства, выделяемые для Украины, не такие и значительные (по объему – «между Мозамбиком и Ливаном»). Причем эта помощь идет в основном на оплату труда их же инструкторов или на закупку американской военной техники. Демократы называют ее «критически необходимой» – как аргумент в обвинениях Трампа, считает Куса.
МНОГО ДАВЛЕНИЙ — ХОРОШИХ И РАЗНЫХ
В общем давление в межгосударственных отношениях с элементами шантажа как метод дипломатии – вещь вполне обычная. Если вынести за скобки украинско-российские отношения, то в отношении Украины значительное большинство таких «давлений» не афишировались, и касались преимущественно торгово-экономических вопросов. Например, относительно отмены квот на экспорт леса-кругляка. Вместе с тем новейшая история Украины знает несколько резонансных случаев.
По мнению Палия, давление на страну может быть как отрицательным, так и положительным. К негативным примерам он относит требование нескольких стран, в частности США, избавиться от ядерного оружия в середине девяностых, в результате чего Украина, третье по потенциалу государство, в 1996 году потеряло свой ядерный статус. Наша страна, по его убеждению, должна была тогда выторговать больше преференций – тоже прибегая к давлению в ответ. Среди отрицательных давлений, по оценке эксперта, – и упоминавшееся требование бывшего вицепрезидента Байдена к тогдашнему президенту Порошенко лишить должности генпрокурора Шокина.
Деятельность президента Леонида Кучмы, считает политолог, дала повод для многочисленных давлений скорее позитивного плана. Соединенные Штаты требовали адекватного расследования убийства журналиста Георгия Гонгадзе, о котором стало известно в результате «кассетного скандала» (2000 год). Мягко прессовали из-за продажи систем пассивной радиолокации «Кольчуга» в Ирак (запись обнародована в 2002 году), правда эти факты не подтвердились. Совместно с некоторыми странами Евросоюза США «положительно» давили на Кучму и Януковича во время Оранжевой революции 2004-2005 годов, что в определенной степени способствовало мирному разрешению политического кризиса.
Положительное влияние оказало и совместное давление США и ЕС на украинскую власть во время президентства Порошенко, когда в обмен на «безвиз» западные партнеры добились важных шагов борьбы с коррупцией – введение электронного декларирования доходов и расходов чиновников, создание многочисленных антикоррупционных органов и др.
Международный валютный фонд, который управляется, главным образом, из Вашингтона, давит, по убеждению Палия, «более положительно, в интересах самой Украины». Предоставление каждого очередного кредита сопровождается выдвижением требований, выполнение которых, по мнению МВФ, призвано способствовать усилению финансовой состоятельности государства. Среди таких требований – довольно высокая плата за коммунальные услуги, наведение порядка в банковской сфере, планирование адекватного дефицита бюджета и тому подобное.
В то же время политолог не вспомнил ни одного громкого давления со стороны европейских государств. Подписание Минских соглашений он относит к российскому влиянию.
Исключением выглядит Венгрия, которая пытается давить на Украину, прибегая к откровенному шантажу. Мол, если наша страна не изменит свое законодательство об образовании и не даст венгерской общине каких-то особых языковых преференций, то Будапешт будет блокировать любые шаги Киева в направлении евроатлантической интеграции. Эта проблема до сих пор остается неурегулированной.
* * *
«Давление Трампа на Украину», как видим, выпадает из этого ряда давлений.
Но, судя по всему, оно с самого начала было обречено на неудачу для американского лидера, даже если бы о нем не сообщил специально обученный разоблачитель (whistleblower).
Властная система в Соединенных Штатах построена так, что любое малейшее отклонение от устоявшегося процесса включает сигнал тревоги – даже в самой президентской вертикали. Задержка выплаты помощи для Украины на полтора-два месяца сбила с толку работников Административно-бюджетного управления (структура администрации США), вызвала беспокойство в Пентагоне, взволновала ситуацию в Государственном департаменте. Так, исполняющий обязанности посла США в Украине Вильям Тейлор, обмениваясь сообщениями со спецпосланником по вопросам Украины Куртом Волкером, назвал задержку военной помощи для Украины «безумием».
Как дальше будет развиваться ситуация? «Давление» на Украину, возможно, немного подвинут сообщения о росте напряженности между США и Турцией в связи с выводом американских войск из Сирии и присоединением курдов к пророссийским силам. Однако показания, которые продолжают давать чиновники в деле «давления», наверное, еще подсыплют каких-нибудь пикантных, даже скандальных подробностей.
Владимир Ильченко, Укринформ