Оказывается, чтобы спасти бюст кровавого маршала, его сторонники готовы переосмысливать на свое усмотрение любые законы
Ситуация вокруг поддержанных харьковским городским головой Геннадием Кернесом инициатив по возвращению переименованному в рамках декоммунизации проспекту Петра Григоренко имени маршала Жукова, а также обвинений в адрес активистов в якобы незаконном сносе бюста этого советского деятеля, похоже, становится для Украины очередным испытанием. Испытанием, которое уже подтвердило: манипулировать законами, трактуя их так, как кому выгодно, у нас еще не разучились. Второй вывод более утешителен: несмотря на опасения и предостережения, звучащие в последние недели, наше общество, по-прежнему готово решительно противостоять попыткам реванша и ревизии достижений Революции Достоинства. Плохо только, что это опять нас разделяет и становится пищей для пропагандистских СМИ государства-агрессора, для которых бюст Жукова - некий продолжатель дела распятого бандеровцами мальчика ...
Не совсем цивилизованные действия - как реакция на пренебрежение законом
Бюст маршала СССР Георгия Жукова, напомним, повалили и разбили в воскресенье - во время митинга возле харьковского Дворца спорта, где проходил съезд партии Кернеса-Труханова Доверяй делам.
При этом не обошлось без столкновений активистов с полицейскими. Поэтому харьковская полиция открыла два уголовных производства - за хулиганство и сопротивление правоохранителям. Несмотря на этот инцидент, патриотически настроенная общественность восприняла снос бюста одобрительно:
Должен быть памятник жертвам Жукова: расстрелянным, репрессированным, черносвиточникам - брошенным на передовую невооруженным, вытолкнутым на минное поле, детям, ограбленным, изнасилованным... Тогда не будет глупых вопросов о признании целенаправленного уничтожения им украинской нации геноцидом, - пишет пользовательница сети Фейсбук Наталья Лебединская.
Стоит дать премию тем, кто повалил бюст, потому что они сделали это бесплатно!, - считает Галина Тохтамыш.
Харьков положил на лопатки маршала Жукова. Попытки реванша и посягательств на официальную декоммунизации провоцируют декоммунизацию стихийную. Чтобы удержать все в рамках закона, его нельзя нарушать и местной власти, - отмечает директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович. Он также напомнил, что нарушение закона о декоммунизации представителем власти наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет. Впрочем, харьковского мэра Геннадия Кернеса такая перспектива, очевидно, не пугает. Он уже не раз был фигурантом различных уголовных дел и производств, но всегда выходил сухим из воды. Отчасти из-за следователей, которые «не смогли» подготовить доказательную базу по ряду эпизодов, иногда - вероятно, благодаря собственным связям и влиянию, порой - через неподкупность и беспристрастность наших судей. Похоже, на безнаказанность рассчитывает он и сейчас. Иначе почему вместо того, чтобы выполнить требования закона о декоммунизации и уже давно вынести на рассмотрение городского совета вопрос о цивилизованном демонтаже незаконного бюста, он обещает вернуть Жукова на место? Как это, кстати, уже было год назад, когда после демонтажа бюста активистами местная власть восстановила монумент.
Что (или кто) стоит за попытками вернуть Жукова и отбелить Кернеса
Поэтому и сейчас победа над одним из палачей Украины может оказаться не окончательной. И, несмотря на позицию Геннадия Кернеса, и учитывая то, что и среди чиновников, и среди обычных граждан немало тех, кто поддерживает его действия и заявления - мол, за участие в победе над нацизмом маршалу можно простить бездарно (а то и преднамеренно) потерянные миллионы жизней, среди которых по меньшей мере - сотни тысяч жизней украинцев... При этом водой на мельницу Кернеса и Ко стали заявления пресс-секретаря президента Владимира Зеленского Юлии Мендель, которая чуть ли не в первом после назначения на должность посте написала о якобы правовой коллизии, которую проглядели при принятии закона о декоммунизации: с одной стороны документ предусматривает снос памятников советским деятелям, с другой - там есть пункты об исключениях. Они, в частности, касаются увековечения памяти деятелей, которые способствовали освобождению Украины от нацистов. Также Мендель считает, что нынешняя ситуация в Харькове является примером непродуманной гуманитарной политики, которую проводили в последние годы. Пресс-секретарь сообщила, что, по мнению президента, решение подобных коллизий в рамках закона является делом исключительно территориальной общины города... То есть, президент дает понять, что в этой ситуации просто умывает руки, отдавая все на откуп... то бишь - в руки харьковских депутатов. Учитывая же тамошние расклады, это значит: в руки Кернеса.
Вполне естественно, что в Украинском институте национальной памяти предостерегают от такого вольной трактовки закона. Как пояснил юрист УИНП Сергей Рябенко, на самом деле памятники Георгию Жукову является символикой коммунистического режима и предусмотренные законодательством исключения их не касаются. Упомянутые пресс-секретарь президента исключения нельзя применить к этой ситуации. Согласно законодательству о декоммунизации (Законом Украины Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики, (пп.г п. 4 ч.1 ст.1) символикой коммунистического режима являются, среди прочего, памятники лицам, которые занимали руководящие должности. Жуков был первым заместителем наркома обороны СССР в 1942-1944 годах и министром обороны СССР в 1955-1957 -м, а следовательно - занимал руководящие должности в высших органах власти Союза ССР. Поэтому памятник ему является символикой коммунистического тоталитарного режима, - отмечает Рябенко. Также, по его словам, никакого отношения к кровавому маршалу не имеет и подпункт, предусматривающий исключения для увековечения памяти деятелей науки и культуры. А если так - то, согласно п.6 ст.7 данного закона, такие объекты должны демонтировать: ...органам местного самоуправления... в установленном порядке осуществить демонтаж памятников, памятных знаков, посвященных лицам, причастным к организации и осуществлению Голодомора 1932-1933 годов в Украине, политических репрессий, лицам, которые занимали руководящие должности в коммунистической партии, высших органах власти и управления СССР, УССР, других союзных и автономных советских республик (кроме лиц, деятельность которых была в значительной мере связана с развитием украинской науки и культуры), работникам советских органов государственной безопасности, событиям, связанным с деятельностью коммунистической партии, установлением советской власти на территории Украины или в отдельных административно-территориальных единицах, преследованием участников борьбы за независимость Украины в XX веке...
Если бы так и сделали, как и положено, в 2015-2016 годах, когда, согласно этому же закону, новое название получил харьковский проспект Жукова, нынешнего конфликта не было бы. Кстати, по заключению юристов УИНП, вернуть переименованному в 2016-м проспекту генерала Григоренко старое название также невозможно. Механизма возвращение имени Жукова нет. Назвать проспект заново - запрещено. Эта инициатива противоречит части шестой статьи 3 Закона Украины О присвоении юридическим лицам и объектам права собственности имен (псевдонимов) физических лиц, юбилейных и праздничных дат, названий и дат исторических событий». Исключения этой части не касаются объектов топонимики, - подчеркнул Сергей Рябенко.
Единственное, в чем, безусловно, права новоназначенный пресс-секретарь президента, так это в том, что ответственность за нынешнюю ситуацию и ее последствия полностью лежит на местной власти. Если бы в Харькове была другая власть, то требования Закона о декоммунизации уже давно выполнили бы, как в десятках тысяч других населенных пунктов страны. Если бы в Харькове была другая власть, никто бы не стал тратить бюджетные средства на незаконное восстановление демонтированного в прошлом году (пусть и не совсем цивилизованным способом) бюста. Если бы в Харькове была другая власть, российские журналисты не получили очередного повода для своих пропагандистских измышлений. Если бы в Харькове была другая власть, не было бы рисков того, что бюст, установленный когда-то в честь человека, причастного к смерти сотен тысяч украинцев, определенные силы используют как флаг в предвыборной борьбе. Причем, речь идет не только о партии Кернеса-Труханова, но и о других реваншистских силах - наследниках политики Виктора Януковича и его бело-голубых приспешников.
Александр Радийчук, Киев