Министерство здравоохранения остается самым обсуждаемым ведомством. На этот раз - из-за роспуска советников. Почему?
В первый же день ноября Министерство здравоохранения оказалось в центре внимания - его руководитель Зоряна Скалецкая неожиданно уволила всех своих советников. В среде как врачей, так и пациентов, еще не забыли недавний конфликт вокруг руководства директоратов, поэтому естественно, что новый инцидент привлек еще большее внимание к Минздраву. Поэтому Укринформ разбирался, какая ситуация сейчас сложилась в министерстве здравоохранения?
А кто были эти советники?
О реальных причинах увольнения советников, которые не успели пробыть на должностях и двух месяцев, а некоторые - еще меньше, конечно, можно только догадываться. Напомним, что первая группа советников была назначена в начале сентября, а вторая - в середине октября.
В первую группу вошли, прежде всего, профессиональные врачи Ольга Голубовская - заведующая кафедрой инфекционных болезней Национального медицинского университета им. Богомольца, Михаил Загрийчук - врач-хирург, научный сотрудник в Национальном институте хирургии и трансплантологии им. Шалимова (потом стал заместителем министра), Андрей Гук - заместитель директора Института нейрохирургии им. Ромоданова, Андрей Семиволос - главный врач Киевского городского детского диагностического центра (тоже стал заместителем министра).
Кроме них, советниками также стали политтехнолог Дмитрий Раимов (он помогал председателю комитета здравоохранения и совладельцу клиники Борис Михаилу Радуцкому сгладить углы в скандале с нецензурным высказыванием об Ульяне Супрун), старший проектный менеджер по децентрализации Офиса реформ Кабмина Елена Симоненко и директор торгового дома фармкомпании Интерхим Александр Чумак.
Голубовскую и Чумака связывали с группой влияния Петра Багрия, совладельца компании ИнтерХим. А в начале октября Ольга Голубовская оказалась в центре скандала - ее упрекали в продвижении дорогого препарата для лечения вирусного гепатита С. Еще она заявила о неэффективности индийской вакцины от дифтерии, в то же время, как Минздрав призывает население вакцинироваться на фоне повышения заболеваемости.
Господин Раимов первые два месяца вел всю коммуникацию министерства со СМИ, и по его словам, должен был принять на себя весь негатив, который обрушился на новую команду с началом работы. Но потом сам принял решение уйти, хотя его на тот момент критиковали за превышение служебных полномочий.
В середине октября Зоряна Скалецкая новыми советниками назначила также Виктора Ляшко, эксперта по направлению развития системы общественного здоровья, Алексея Яременко, эксперта по направлению развития системы общественного здоровья, Матвея Хренова, консультанта Национальной службы здоровья Украины по вопросам стратегического развития сети поставщиков медицинских услуг и Серго Китиашвили, специалиста по вопросам европейской интеграции.
Часть советников останутся экспертами, чтобы продолжить реформу
Есть несколько версий того, что могло стать причиной увольнения советников министра, которые, однако, могли сработать в комплексе. Первая - чрезмерное вмешательство некоторых из них в работу министерства. Вторая - попытки высказывать свою позицию от имени министерства. Третья - претензии общественности собственно к самим советникам, которых связывают с определенными кругами влияния. И четвертая - скандалы, которые стали сопровождать министра уже в первые два месяца в связи с действиями или высказываниями некоторых советников.
Сама глава министерства здравоохранения в интервью ВВС свое решение объясняла тем, что оказалась в ситуации, когда слова советников общественность воспринимала как позицию министерства в целом, что неправильно, и анонсировала создание офиса реформ, где группы экспертов по 3-5 человек будут готовить аналитику и материалы.
Народный депутат от партии Голос и член комитета Верховной Рады по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования Ольга Стефанишина считает, что проблема не в советниках как таковых. Беда ведь не в том, как называется та или иная должность, беда - когда люди без надлежащих полномочий и без юридической ответственности влияют на принятие решений, давят на работников министерства, делают громкие заявления или получают гонорары от фармацевтических компаний, а затем пытаются продавить тот или иной препарат при закупке за государственный счет, - отмечает Стефанишина.
Она добавляет, что отмена должности советника сама по себе не решит этих проблем. Надо, чтобы в министерстве были люди, которые принимают решения, имея на это законные полномочия. Эти люди несут за них ответственность: и политическую, и юридическую. Конечно, министр не может знать все и до деталей изучать каждый документ перед тем, как его подписать. Но по каждому вопросу в министерстве достаточно экспертов - компетентных и честных. Эти люди сейчас работают в директоратах, и для принятия решений и новых наработок надо привлекать именно этих людей. Это профессиональные независимые специалисты, которые год или два назад покинули комфортные места в бизнесе и общественном секторе, прошли очень сложные конкурсы и сегодня работают на государственной службе. Их надо сохранить. (...) Сейчас нужно избавиться не от советников, а от недобросовестных действий со стороны людей, которые не имеют полномочий и одновременно представляют интересы «заинтересованных сторон» - каких угодно, но точно не украинского общества, - отмечает народный депутат.
Председатель правления ОО Платформа здоровья Тимофей Бадиков также отмечает фактор попытки различных групп влиять на работу министерства через советников: К сожалению, кроме того, чтобы давать советы министру, советники использовали свое положение, чтобы продвигать собственные идеи, которые противоречат позиции министерства и позиции людей, которые там работают. Например, раньше появилась информация о восстановлении Санитарно-эпидемиологических станций, создании сети центров контроля и профилактики заболеваний и организации системы общественного здоровья, о чем говорила Голубовская. Но это полностью противоречило тому, что сейчас происходит: наоборот на базе центров общественного здоровья продолжается объединение. То есть Голубовская создала рабочую группу в министерстве и выдавала свое желание за действительный факт. Поэтому, чтобы избежать манипуляций и новых скандалов, и было принято решение об отмене должности советников вообще. Позиция министра (Скалецкая - юрист по образованию. - Ред.) очень проста - ее подчиненные должны работать в пределах своей ответственности, - комментирует Бадиков.
Он также добавляет, что первую группу советников сформировали для того, чтобы из этих людей выбрать заместителей министра. А вот те, кого назначили позже, останутся в составе офиса реформ. Они и сформируют экспертные группы по своим направлениям.
Правда, Тимофей Бадиков напомнил, что экспертная группа по реформированию медицинской отрасли создавалась и раньше - еще в 2014 году, и проработала над внедрением реформы три года. Он подытожил, что на работу министерства в целом упомянутые изменения не повлияют, потому что офис реформ будет заниматься трансформацией отрасли, а министерство продолжит выполнять свои базовые функции. Главное, чтобы команда министерства и команда реформаторов сотрудничали, а не были настроены враждебно друг против друга, что наблюдалось и раньше, при Ульяне Супрун, и пока происходит сейчас, - добавил Бадиков.
Экс-заместитель министра здравоохранения из команды Ульяна Супрун Павел Ковтонюк, комментируя в Фейсбук решение министра, отметил, что это освободит репутацию министерства от токсичного влияния. Фамилии некоторых из них были как источник радиации - невидимо, но постоянно загрязняющий репутацию Минздрава. Также это поможет снизить напряжение внутри министерства. Поэтому это правильное решение. Лучше исправлять ошибки, чем в них упорствовать. (...) Это решение автоматически не создает предпосылок для успешного проведения реформ, которых ожидает общество, - считает Ковтонюк.
Но похоже, внутренние пертурбации внутри министерства не повлияют на продолжение медреформы. С 1 ноября началась регистрация заведений вторичной и третичной медицинской звена в системе eHealth, о чем сообщили разработчики медицинской информационной системы Helsi. Это значит, что совсем скоро у пациентов будет возможность записываться к узким специалистам в онлайне, иметь доступ к своей электронной медицинской карте, назначениям врача и плану лечения, а у медицинских учреждений - возможность перейти на новую модель финансирования в 2020 году. В НСЗУ тоже подтверждают, что Программа медицинских гарантий в полном объеме заработает в 2020 году.
Юлия Горбань, Киев