Знаменитые докторские “каракули” в рецептах уходят в прошлое – на помощь пришли новейшие технологии
На днях Минздрав объявил о планах ввести электронные рецепты, правда пока – только в рамках программы реимбурсации “Доступные лекарства” (подробнее о программе для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, бронхиальной астмой и диабетом II типа Укринформ писал ранее). К апрелю этого года, то есть уже за месяц, аптеки, включенные в программу, должны установить специальное программное обеспечение и подписать договоры с Национальной службой здоровья, которая теперь будет заниматься “Доступными лекарствами” вместо Минздрава. Предполагается, что в 2019 году на новый формат обслуживания по электронным рецептам по программе реимбурсации перейдут все украинские аптеки, а уже в 2020-2021 годах электронные рецепты заработают для всех других пациентов. Но для начала расскажем, как на практике будет работать электронный рецепт в рамках реимбурсации и какие преимущества такой новации.
Пришла смс – получай лекарства
Новая система позволит пациентам получать лекарства по рецепту в любой аптеке в Украине, имеющей договор с НСЗУ, без привязки к местности, где этот рецепт был выдан.
Пошагово это будет выглядеть так.
Шаг 1. Пациент записывается и приходит на прием к семейному врачу, терапевту или педиатру, с которым у него подписана декларация (Важно! Пациент должен обратиться именно к своему врачу. Без декларации воспользоваться программой «Доступные лекарства» будет невозможно).
Шаг 2. Врач проводит прием и выписывает рецепт.
Шаг 3. При выписке электронного рецепта врач вместе с пациентом должны проверить, актуален ли номер мобильного телефона, указанный в декларации, и принадлежит ли пациенту. Врач должен назвать вам код мобильного оператора и последние цифры номера.
Шаг 4. После проверки номера телефона врач выписывает рецепт в электронной системе здравоохранения.
Шаг 5. На мобильный телефон пациента приходит смс с уникальным номером рецепта и кодом подтверждения для получения лекарств в аптеке. Содержание СМС: «Ваш рецепт : ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ. Код подтверждения: ХХХХ».
Шаг 6. При необходимости или по просьбе пациента врач может распечатать консультационное заключение, содержащее раздел с назначениями, в частности назначением лекарств. В этом разделе указывается информация о выписанных лекарствах и номер электронного рецепта.
Шаг 7. Пациент идет в любую удобную для него аптеку, участвующую в программе «Доступные лекарства». Называет работнику аптеки номер рецепта.
Шаг 8. Работник предлагает пациенту лекарственные средства, которые есть в данной аптеке и входят в программу «Доступные лекарства».
Шаг 9. Пациент выбирает одно из лекарственных средств и называет четырехзначный код подтверждения и получает свои лекарства. Если необходимого препарата нет, пациент может пойти в другую аптеку и получить лекарство там.
По словам заместителя министра здравоохранения Павла Ковтонюка, к новой электронной системе здравоохранения уже готовы практически все медицинские учреждения и аптеки (компьютеризировано 92% учреждений оказания первичной медицинской помощи). Он добавляет, что частные медицинские учреждения тоже смогут выписывать электронные рецепты по программе реимбурсации: “В Украине каждое пятое учреждение оказания первичной медицинской помощи частное. У нас были проблемы с тем, чтобы частные медицинские учреждения выписывали рецепты по программе “Доступные лекарства”, потому что было много бюрократии. Теперь, если человек выбрал себе врача из частного медицинского учреждения или врача ФЛП, никаких проблем с рецептами не будет”.
А в Минздраве тем временем сообщили, что за два года действия программы “Доступные лекарства” выписано 33 млн рецептов (более 6,5 миллионов человек) на более 1,7 млрд грн, а каждая третья аптека присоединилась к программе.
Медицинская бюрократия: вход запрещен!
В целом же внедрение электронных рецептов имеет ряд преимуществ, которые ощутят как пациенты, так и врачи:
1. У медиков станет меньше бумажной волокиты. К примеру, раньше, чтобы оформить такой рецепт нужно было собрать коллекцию из 3-х печатей – главного врача, собственно врача, выписывающего рецепт, и регистратуры. Понятно, что отказавшись от подобных пережитков прошлого, у врачей появится больше времени для пациентов.
2. Уменьшится также вероятность механической ошибки при оформлении рецепта, о чем сказал Павел Ковтонюк: “Электронная система здравоохранения поможет медицинским учреждениям работать эффективнее. Не будет такого явления, как повторное обращение пациента к врачу из-за ошибки в рецепте. Ошибку в рецепте физически сделать невозможно – он будет формироваться через стандартные регистры и словари”, – отметил Ковтонюк. Можно еще вспомнить проблему знаменитой врачебной каллиграфии, через которую иногда даже аптекарям тяжело было понять названия назначенных препаратов... Поэтому, похоже, электронный рецепт позволит забыть и про такие недоразумения.
3. Онлайн-система, куда будут вноситься рецепты, позволит вести их учет, накапливать точные статистические данные о количестве таких больных, частоту и количество выписанных рецептов и тому подобное. В бумажном виде это были весьма неточные данные.
Вообще же постепенный переход на электронные рецепты – это лишь часть планов по дебюрократизации нашей медицины. В планах министерства здравоохранения также и электронные больничные листы, истории болезней и другая медицинская документация. В Минздраве отмечают, что диджитализация – это эффективный предохранитель от коррупционных рисков. В системе можно четко отследить, кому, сколько и за какие услуги были выделены средства Национальной службой здоровья Украины.
Подготовила Юлия Горбань. Киев