...Она есть, но голосования в Раде все еще ждет законопроект 2051-1 об ограничении оборота пластика. А украинские перерабатывающие заводы... импортируют пустые бутылки
Сейчас предварительно согласованный проект закона еще рассматривается в Комитете по вопросам экологической политики и природопользования. Речь идет о разделении пакетов на виды, определенные ограничения или запрет использования некоторых из них. Шаг понятный и логичный. Но впечатление такое, что обычным запретом комплекс «мусорных проблем» Украине уже не решить. На «полигонах твердых отходов» (ПТО), по данным Госстата, последние 6-7 лет стабильно остается более 12 млрд тонн всевозможной гадости.
Этим летом Украина отметилась в антирейтинге. Мы - на 9-м месте в списке стран с наибольшим объемом мусора на жителя, по версии американского агентства 24/7 Wall Street. На каждого украинца приходится 10,6 тонн мусора - как нового, так и накопленного на свалках в ожидании глобальных решений то ли политиков, то ли ученых. В основном это строительные и промышленные отходы. То, что выбрасывается в мусорный бак, так-сяк считает Госстат. Каждый украинец генерирует около 300 кг отходов ежегодно. Наш общий результат: 352 млн «новых» тонн мусора только за 2018 год. Если бы мы, наконец, начали дисциплинированно сортировать мусор, то хотя бы знали, какую долю составляет в нем пластик. Средний европеец, кстати, производит за год менее 32 кг пластикового мусора. У нас можно смело умножать это число в несколько раз и не ошибемся. Пластика - полные баки.
Жизнь без пластика - это судочки и компостирование
Александра Магурова - обычная жительница Киева, которой удалось вместе с соседями по дому организовать сортировку и вывоз мусора на переработку. Признается: у нас, чтобы должным образом заботиться о среде, надо быть настоящим энтузиастом, преодолевать сложности и неудобства. Чтобы избавиться от кульков, Александра приобрела синтетические многоразовые пакеты. Покупки всегда планирует заранее. «Нельзя спонтанно зайти в магазин за рыбой или мясом. Надо утром это спланировать и взять судочки, - говорит она. - Для меня это проще, чем бороться с последствиями непродуманных покупок». Что можно, Александра отмывает. Но пакетики, в которых побывали мясные, молочные продукты и т.д. - переработке не подлежат. Их, а также упаковку, без которой у нас не купишь многих товаров, немаркированную, которую не примут на обычную переработку, она тщательно собирает и отвозит на пункты приема для высокотемпературного сжигания. «Сначала сжигаются сами отходы, а затем газы, образованные в процессе сжигания, - объясняет Магурова. - Это вроде бы самый безопасный на сегодня способ утилизации, лицензированный Минэкологии».
Однако таких пунктов в столице единицы. «Украина без мусора» принимает пластик для высокотехнологичного сжигания по графику, «Экологические инвестиции» устраивают сбор от населения раз... в несколько месяцев. Надо ехать, и иногда на другой конец города. «Объединяемся с соседями. Кто едет, собирает чужие пакеты, - объясняет Александра. - Повезло, что в доме образовалось сообщество сторонников правильного обращения с мусором». Услуги утилизация платные - технология дорогая. Чтобы «Экологические инвестиции» переработали отходы безопасным способом, надо заплатить 24 грн / кг. «За 3-4 месяца собираю до 4 кг такого добра», - делится активистка. «Украина без мусора» принимает 120-литровый пакет за 100 грн». Пока в городе не заработала полная сортировка отходов, даже об органике ей приходится заботиться самой. Органика, упакованная в пластик на полигоне - хуже бомбы, говорит Магурова. Она не сможет компостироваться в мусорном пакете, образуются опасные газы. «Я свою органику компостирую, хотя и живу в квартире, - рассказывает Александра. - С марта собираю пищевые отходы в ведра и прикапываю где-то под деревом или у родителей в частном секторе, когда еду в гости». Проводила эксперимент. Через месяц-другой раскопала - перегнивает быстро.
Бить кульком по карману
Надеяться на сознательность сограждан - тщетно, признает госпожа Магурова. «Главный аргумент продавцов, настойчиво предлагающих кульки, и покупателей, которые их нагребают - они же бесплатные, - говорит Александра. - Хотя это - миф». Считает, на те, которые сейчас стоят 2-3 гривни, следует в десятки раз поднять цену: кому надо, купит, другие найдут альтернативу. «Если пакет будет стоить больше, чем порой сам товар в нем, это быстро приучит к умеренному потреблению», - уверена активистка. А чтобы развенчать миф о бесплатности пакетиков, ритейл должен указывать в чеке стоимость каждого, считает известная общественная деятельница, председатель ОО Украина без мусора Евгения Аратовская. «Когда клиент увидит, что за каждый из 7-10 пакетиков заплатил хотя бы гривню, в следующий раз не будет их брать», - говорит она. Но сегодня супермаркеты используют дешевые легкие пакетики в 7-10 микрон и разбрасывают их стоимость на товары, а потому цена упаковки незаметна для покупателя.
«А есть же любители накручивать пакетиков по полрулона», - добавляет коллега Евгении по эко-проекту, менеджер по коммуникациям Иванна Давыденко. Супермаркеты заставят перейти на плотные пакеты (50 микрон), которые применяются в ЕС. «Они дорогие и привлекательны для переработчиков. Из плотного полиэтилена можно сделать гранулу и повторно пустить ее на пакетики для мусора или трубы канализационные, лопаты для уборки снега», - рассказывает Аратовская.
Закон должен также запрещать пластиковые упаковки, считает Давыденко. «Потому что в некоторых супермаркетах в пленку закручивают бананы или кладут тыкву в пластиковую сетку. Зачем?» - удивляется Давыденко. Так или иначе, полиэтиленовая, пластиковая тара - лишь верхушка украинской кучи мусора.
Сперва подумай – потом пакуй
С переработкой пластика в Украине немало проблем, признает Иванна Давыденко. Кто-то должен за это заплатить. «Переработка сама по себе убыточна, но очень нужна - это наше будущее», - объясняет она. В развитых странах работает принцип расширенной ответственности производителя. Тот, кто создает, использует упаковку, платит налоги в бюджет, чтобы потом хватило на ее утилизацию. Чем сложнее для переработки тара, тем выше налог. Хочешь применить неликвидную - влетит в копеечку. «Налог должен быть такой, чтобы вредные материалы просто не хотелось производить, а существовала мотивация искать альтернативу, - говорит Давыденко. - Запланировал выпуск продукции - думай сразу, во сколько обойдется утилизация упаковки».
В Раде «завис» одобренный правительством рамочный законопроект «Об управлении отходами». Он и должен ввести в Украине ту же расширенную ответственность производителя. «Там предусмотрено обращение со всякими отходами от текстиля до батареек, - говорит Евгения Аратовская. - В частности, производители должны собирать определенный объем своей же упаковки на переработку». А если тара переработке не подлежит, то включается механизм, по которому производителю станет крайне невыгодно ее применять. Специфические отходы - электроприборы, батарейки - потребитель будет относить в структуры, финансируемые импортером или производителем. «За рубежом предприятия еще и финансируют инфраструктуру раздельного сбора мусора, - рассказывает основательница эко-проекта. - Инвестируют в закупку баков для сортировки». Красивых, современных, антивандальных. Оплачивают социальную рекламу на бигбордах, школьные просветительские программы, ролики со звездами, которые учат ответственно потреблять и сортировать.
А для переработки, оказывается, Украина закупает пластиковый мусор за границей!
Чтобы и у нас заработал, наконец, рынок сортировки-переработки, нужны заготовители-перевозчики отходов. А то возникает натуральный парадокс. «Перерабатывающих заводов достаточно - более 100, и 17 из них перерабатывают ПЭТ-бутылки, - рассказывает Иванна Давыденко. - Но они закупают сырье за рубежом, потому украинского недостаточно». Задача - организовать население на сортировку мусора и поощрить кого-то везти его не на свалки, а на заводы по переработке. «Выгоды здесь немного. В среднем свалке ресурсоценных компонентов всего 4-5%. «Ценности» не покроют расходы на логистику, горючее, зарплаты», - говорит Иванна. Производителям только остается объявлять конкурс и выбирать перевозчика по лучшему предложению, говорит Евгения. Так или иначе его услуги оплатит конечный потребитель. «Но при действующей расширенной ответственности производителю невыгодно слишком увеличивать стоимость товаров. Начнут правильно оптимизировать расходы, закладывать в дело «долгие деньги», - объясняет эксперт. - Это когда ставят целью вернуть инвестиции в контейнеры не за год, а за 20, планируя работать на рынке долго». Как возрастет при этом стоимость вывоза мусора, прогнозировать трудно, признается Аратовская. Захоронение стоит 5 евро / тонна, с потребителя берут 50-60 грн на вывоз. Если повезут на завод, где себестоимость переработки тонны мусора 30-80 евро, то избавиться мусора станет раз в 6 дороже. «Но это прямая логика. А надо еще учесть, что при сортировке объем мусора уменьшится», - уверена глава ОО. И если ОСМД за месяц сбывала 100 контейнеров, а сортируя начало сдавать всего 40-50, то дорогой вывоз может компенсироваться снижением объемов.
Дешево не будет, но слишком доступная тара привела к катастрофическому состоянию планеты, говорит Давыденко. Самый дешевый вариант - сокращать потребление.
Как это работает на Западе
Путешественница Татьяна Фарид частенько бывает в разных странах Европы. Сначала, говорит, удивлялась, почему супермаркеты для овощей и фруктов в Германии или Греции выкладывают только плотные, крупные пакеты, как у нас в 80-х. Каждый - промаркирован, а для других товаров вообще никаких не предусмотрено. «В Испании впервые столкнулась с табу на кульки. В магазинах объявления: извините, с 2015 года на Майорке запрещено распространять пакеты, - рассказывает она. - Можно приобрести отдельно или покупку завернут в какую-то применяемую бумагу». На кассе в супермаркете - только плотные бумажные пакеты или прочные сумки, которым сносу нет. Все за деньги: бумага - до евро, синтетика - 1,5. Отдельно в чеке указывается цена не только тары, но и вакуумирования продукта.
…У них чисто. А у нас – 9-е место в позорном рейтинге, вонючие ПТО и карпатские реки после наводнения - с обильным «урожаем» пластика на прибрежных кустах. А проект закона - завис в Раде, а деньги из местных бюджетов расходуются на что угодно, кроме спасения окружающей среды. Большое спасибо энтузиастам, но одних лишь их усилий катастрофически не хватает.
Татьяна Негода, Киев