Германия заняла позицию выжидания
Очередное перемирие на Донбассе и его очередные нарушения. В самом развитии событий нет ничего нового. Как бы страшно это не звучало, к этому уже привыкли.
Однако для нового Президента Украины ситуация, особенно гибель четверых украинских воинов – это особый вызов, проверка на готовность действовать.
Владимир Зеленский принимает решение оперативно реагировать. Конечно, дипломатическими инструментами. На сегодня есть только один официальный формат для этого – Нормандский.
Зеленский заявляет, что ждать следующей встречи на высшем уровне в этом формате – только время терять, надо встречаться и говорить немедленно. И начинает звонить.
МОЛЧАНИЕ БЕРЛИНЦЕВ
Первому - российскому президенту Владимиру Путину. Кто, как не Кремль, может повлиять на подконтрольных России боевиков?! С Путиным украинский лидер еще не встречался лично.
Сразу после этого – на Елисейские поля, президенту Эммануэлю Макрону. С французским лидером у Зеленского, похоже, начали складываться довольно дружеские отношения. Напомним, что Макрон принял у себя Зеленского еще тогда, когда тот был только кандидатом на пост Президента Украины, затем - вскоре после его инаугурации.
Мы не знаем, пытались ли сотрудники ведомства канцлера связаться с ней (если из Киева поступил вопрос о телефонном разговоре), или решили, что дело может подождать. Или информация была передана и уже сама Меркель решила, что это не форс-мажор.
Как стало известно автору из дипломатических источников, телефонный разговор может состояться ближе к выходным. При этом Меркель уже из отпуска вышла и с начала недели принимает участие в нескольких официальных мероприятиях.
Складывается впечатление, что в Берлине просто не готовы к срочной встрече. Здесь неоднократно заявляли в ответ на вопрос журналистов о возможных датах следующего саммита, что он должен быть очень хорошо подготовленным, ведь во встрече, которая не закончится результатом, смысла здесь не видят.
Итак, Берлин будет пытаться тянуть время. Думать, советоваться. Прежде всего, конечно, с французскими партнерами. Но также с Москвой. Надо ли рассматривать это как «переговоры за спиной Украины»? Возможно. Однако трехсторонние консультации в четырехстороннем формате проходят довольно часто, и нередко без России.
ЧЕТЫРЕ ПЛЮС ОДИН
Очень вероятно, что немецкие политики захотят обменяться мнениями с американскими коллегами. О том, чтобы Меркель советовалась по этому поводу с Трампом, не говорится, но на уровне дипломатов, вполне возможно, обсудят ситуацию. Не случайно же они постоянно подчеркивают, что работа по урегулированию на востоке Украины осуществляется в тесной кооперации с американскими партнерами.
Правда, к идее расширения формата за счет США относятся не то, чтобы скептически, но с каким-то внутренним сопротивлением. Считают, что формат на четырех самодостаточен и консультаций с заокеанским союзником вполне хватает.
Консультируются преимущественно со спецпредставителем Госдепартамента США по вопросам Украины Куртом Волкером. Как раз он и анонсировал очередной их раунд, посвященный Нормандскому формату, с представителями Германии и Франции на этой неделе.
Будет и случай: министр иностранных дел Германии Хайко Маас отбыл в понедельник вечером в Нью-Йорк. Цель – участие в заседании Совбеза ООН, непостоянным членом которого сейчас является ФРГ. К слову, тема весьма актуальная – защита гражданского населения в зонах конфликта. Конечно, участвовать в заседании СБ будет и глава внешнеполитического ведомства Франции Жан-Ив Ле Дриан, но о возможной встрече обоих министров с Волкером в немецком МИД не рассказывают. Пресс-секретарь ведомства в понедельник заявила, что в Нью-Йорке на полях заседания будут разные встречи, но о каких-то конкретных она говорить не может.
Сам Хайко Маас перед отбытием в США отметил, что обсудит международную тематику с другой коллегой - Христей Фриланд - во время своего визита в Канаду после программы в Нью-Йорке. Вполне логично, что на повестке будет стоять и украинская тематика, но Канада к Нормандской четверке пока прямого отношения вообще не имеет.
САММИТЫ НЕ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ
Первой реакцией представителей федерального правительства и МИД Германии на новую украинскую инициативу было повторение заверений в том, насколько они обеспокоены любой эскалацией на востоке Украины и как важны для них Минские договоренности и Нормандский формат. А также подчеркнули, что переговоры в этом формате на рабочем уровне ведутся постоянно. Но что касается встречи на высшем уровне – здесь сообщить пока нечего. К тому же, в любом случае надо сначала провести встречу на уровне политических советников.
Об этом, кстати, заявил во время телефонного разговора с Зеленским и Макрон. Предшествовать саммиту должна встреча официальных представителей всех четырех сторон.
Такая встреча была анонсирована на конец августа и должен состояться в Париже (поскольку предыдущая, июльская, проходила в немецкой столице).
Собственно, местом проведения саммита, пятого по счету, когда бы он не состоялся, также должен быть Париж. Поскольку предыдущий проводился в Берлине. В далеком уже 2016 году.
С тех пор состав участников поменялся ровно наполовину. Новичком будет не только Владимир Зеленский, но и Эммануэль Макрон.
Меркель с Путиным, которые занимают высшие посты в своих государствах уже свои четвертые сроки, принимали участие в первых четырех встречах.
В 2014-м их было две - во французском городке Бенувиль в Нормандии (откуда и произошло название формата) и в Милане. Обе не ознаменовались какими-либо значимыми договоренностями.
Однако третья, 11-12 февраля 2015 года в Минске, стала действительно знаковой и, безусловно, вошла в учебники истории. Многочасовой изнуряющий марафон, полон ожиданий, разочарований, неуверенности и надежд. Поговаривают, что ключевую роль в том, что после 15 часов непрерывного сидения тесной компанией в закрытом помещении вообще удалось разойтись, сыграла канцлер Меркель. Мол, она заявила, что никто никуда не сдвинется, пока не достигнут договоренности.
Насколько благоприятными были для Украины те договоренности, которые сейчас ассоциируются с «Минскими договоренностями» (хотя первые Минские соглашения были подписаны еще в сентябре 2014 года), вопрос достаточно спорный. Сегодня многие в Украине говорят, что для Киева они с самого начала были кабальными и такими, выполнить которые невозможно.
Впрочем, в Берлине не устают повторять, что на тот момент было достигнуто главное – прекратить масштабное кровопролитие и избежать «большого пожара» в Европе. Это было самым важным для западных партнеров – локализовать конфликт, что им в конце концов удалось. То, что он перерос в «замороженный» с признаками горячего - это уже другой вопрос для них. Немецким и французским солдатам по крайней мере не нужно воевать с российской армией.
ПРИНУЖДЕНИЕ К МИРУ
Насколько продуктивным будет следующий саммит, сказать трудно. Например, в октябре 2016 года все выглядело совсем неплохо: три президента и канцлер согласовали вопрос разработки «дорожной карты» имплементации Минских договоренностей. Министрам иностранных дел было поручено в течение месяца утвердить основу «карты» и подвести итоги для подготовки следующей встречи лидеров государств.
Что мы имеем? Ни один (!) из пунктов не выполнен. Красноречиво и то, что подготовка встречи растянулась на почти 3 года... Говорить о чем не было, а собираться просто так – зачем?
Чего ждать от Франции и Германии на этот раз? Вероятнее всего - усиления давления, требований к разработке новой «дорожной карты» с прописанной четкой последовательностью шагов ее выполнения и откровенного подталкивания Украины к уступкам.
Ведь, что бы там не говорили, а усталость, не от Украины, а от отсутствия прогресса в прекращении войны на Донбассе, в Германии ощущается довольно сильно. Сама Меркель нередко высказывается на эту тему - о том, что ничего не сдвигается с места.
Да еще и немецкий бизнес, который, конечно, не мог не согласиться с официальной линией правительства на санкции, но сейчас все больше на это правительство давит. Не так уж и страшны последствия санкций (да вообще не страшны, откровенно говоря). Но давление со стороны бизнеса есть, более того, оно усиливается. Правительство не может его игнорировать.
Поэтому, кажется, посредники попытаются заставить непосредственных участников конфликта договариваться, искать компромиссы.
Прежде всего Меркель - из-за того, что ей вряд ли будет очень приятно уходить скоро из большой политики с «багажом» невыполненной работы, ведь именно ее считают едва ли не главным медиатором и человеком, который дал зеленый свет санкциям в 2014 году. То, что процесс не просто затормозил, а зашел в тупик, ставит под сомнение, что курс был выбран правильно.
...Как очень любят говорить немецкие политики: надо говорить даже в трудное время, в часы кризисов. И прежде всего в трудное время. Говорить, конечно же, надо, но отнюдь не все компромиссы могут быть приемлемы. А благими намерениями, даже друзей, может быть выстлана дорога в ад.
Ольга Танасийчук, Берлин