Президент предложил Кабмину выбор: в течение года сделать тарифы более доступными или уйти в отставку. Министры обречены или... есть варианты?
Владимир Зеленский пообещал отправить только что сформированный Кабинет министров в отставку, если тот в течение года не снизит тарифы на коммунальные услуги для населения. Правда, глава государства намекнул: у министров минимум два варианта действий при выполнении этой задачи - либо добиться снижения номинального размера тарифов, либо - что лучше - изменить соотношение между суммами в платежках и доходами украинцев. Вопрос не в том, какая цена коммуналки, вопрос в том, какой процент от того, что получает человек (пенсии или зарплаты), он платит за коммунальные услуги, - сказал президент.
1. Повлиять на рынок без административного вмешательства: миссия возможна
Ни у кого не вызывает сомнений, что выполнить поставленную главой государства задачу будет непросто. Тем более, что премьер Алексей Гончарук убежден: правительство не должно прибегать к административному вмешательству в ценообразование на энергоносители: Когда политик начинает вмешиваться в цену, это приводит к неэффективности, коррупции и популизму. Этого не должно быть.
Эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев словам главы правительства верит и надеется, что никакого административного вмешательства в рынки энергоносителей и сферу предоставления жилищно-коммунальных услуг не будет. Ведь главный месседж, прозвучавший из уст президента, касается не автоматического снижения тарифов, а обеспечения их доступности для подавляющего большинства жителей страны - чтобы ни одно домохозяйство не тратило на соответствующие нужды более 15% своих доходов.
Правда, стоит напомнить: такой же подход действует и сейчас. Формально украинцы также не должны платить за квартплату более 15% своего месячного дохода. Поэтому для нескольких миллионов домохозяйств введен механизм субсидирования, позволяющий ограничить расходы на содержание жилья благодаря компенсациям из госбюджета. Впрочем, право на оформление субсидий из года в год получают все меньше наших соотечественников. И не потому, что становятся богаче или цифры в их коммунальных платежках уменьшаются, а из-за выдвижения новых и новых условий, необходимых для назначения субсидий. К примеру, в конце прошлого года была обновлена правительственная программа предоставления доплат на оплату коммунальных платежей, согласно котороф право на получение субсидии потеряли следующие категории граждан:
- - арендодатели, не задекларировавшие доходы от сдачи имущества в аренду,
- - лица, совершившие разовую покупку или оплатившие услуги стоимостью более 50 тысяч гривень,
- - владельцы автомобилей, со дня выпуска которых прошло менее 5 лет,
- - лица, которые в течение 12 месяцев перед обращением за субсидией получили наследство или иным законным путем приобрели право собственности на земельный участок, квартиру (дом), транспортное средство,
- - должники по оплате жилищно-коммунальных услуг, общая сумма задолженности которых превышает 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (340 гривень),
- - владельцы жилых помещений с большой квадратурой: когда площадь квартиры превышает 120 квадратных метров, а дома - 200,
- - лица трудоспособного возраста, которые не работают, не учатся и не состоят на учете в Центре занятости как безработные. Таким гражданам автоматически зачисляют в доход три прожиточных минимума, что существенно снижает вероятность начисления субсидии.
Ввиду новых правил число получателей субсидий в Украине снизилось с почти 7 миллионов в начале 2018 года до 4 миллионов в январе-марте 2019-го. В летний период субсидиями пользуются вообще не более 1,5 миллиона граждан. Задача новой власти - снизить число получателей субсидий не путем создания новых препятствий при оформлении выплат, а благодаря реальному снижению сумм оплаты за коммунальные услуги.
Речь, в частности, об изменении подходов к тарифообразованию. Это, на мой взгляд, правильный подход, позволяющий решить множество проблем, которые годами накапливались на рынке из-за неспособности центральных органов исполнительной власти противостоять вызовам, - говорит Геннадий Рябцев, - ведь вместо того, чтобы, например, отказаться от затратной идеологии начисления тарифов, ее сделали чуть ли не ведущей во всех сферах жизнедеятельности. То есть, цены и тарифы в Украине десятилетиями определяют как сумму всех затрат и потерь производителя и поставщика + маржу (небольшую, а иногда, особенно в монополизированных секторах, - достаточно приличную). И это безосновательно называют экономически обоснованной ценой или тарифом. Таким образом нынешняя тарифная политика, по мнению эксперта, отнюдь не стимулирует производителя и поставщика сокращать затраты. Наоборот - чем больше расходов они закладывают в цены и тарифы (в том числе, и заоблачные зарплаты руководства, премии, бонусы, непроизводительные потери, неэффективное оборудование и т.д.), тем больше прибыли получают. А страдает госбюджет - поскольку именно из него через выплату субсидий компенсируют чье неэффективное хозяйствование. Надеюсь, в заявлении главы государства говорится именно об изменении таких подходов и переходе к цено- и тарифообразования, которые бы стимулировали не только потребителя (к энергоэффективности и сокращению потребления), но и производителя и поставщика (к снижению производственных затрат и минимизации потерь). Административные же подходы к снижению тарифов, безусловно, недопустимы, - убежден Геннадий Рябцев.
2. Искусство переговоров: убедить зарубежных партнеров
В то же время действия государства по-прежнему должны быть направлены на поддержку тех, кто самостоятельно не может оплатить полную стоимость того или иного ресурса или услуги. О соответствующем задании правительства заявил, комментируя президентское поручение, премьер-миниcтр Алексей Гончарук.
Очевидно, уровень такой поддержки и станет одним из предметов дискуссий украинской власти с миссией Международного валютного фонда, которая с 10 до 24 сентября будет находиться в Киеве. Ведь, по условиям ныне действующей программы сотрудничества с Фондом, этой зимой Украина должна отказаться от практики ВСО (возложения специальных обязанностей по обеспечению населения и предприятий теплокоммунэнерго газом по льготным - определенными правительством - ценам на отдельных субъектов рынка, в частности, НАК Нафтогаз) и полностью перейти к рыночному ценообразованию. Соответственно, нам предстоит уже с 1 января 2020-го покупать газ по рыночной цене. При этом напомним: в основу предыдущих расчетов положена ценовая ситуация на мировых рынках по состоянию на середину прошлого года, а также тогдашние прогнозы динамики курса национальной валюты. Соответственно, подписывая Меморандум о сотрудничестве с Фондом, Украина обязалась в несколько этапов повысить стоимость голубого топлива для населения до 12314 гривень за тысячу кубометров ($ 490 по нынешнему курсу).
Но цена газа на европейских хабах с тех пор существенно снизилась, а гривня - наоборот укрепилась. К тому же, эксперты прогнозируют, что стоимость газа на мировых рынках будет снижаться и в дальнейшем - даже перед самым началом (а, может, и во время) отопительного сезона. Это значит, что мы рискуем зимой платить за энергоресурс больше, чем жители таких европейских стран как Румыния, Венгрия, Хорватия, Болгария, Литва, Латвия, Польша, Словакия, некоторые из которых вообще не имеют собственной газодобычи и уровень доходов населения которых при этом намного выше . И это, по мнению экспертов, - неплохой аргумент для того, чтобы передоговориться с Фондом. Ведь, как напоминает советник президента Олег Устенко, предварительные договоренности с МВФ опирались на расчеты, согласно которым американский доллар к концу этого года должен стоить 30 гривень. Сохранение же коридора в 25-26 гривень за один «зеленый» дает возможности для маневра. То есть, возможно повышение не будет таким страшным.
Впрочем, поставленная Владимиром Зеленским задача, напомним, - вообще избежать повышения... И рыночных механизмов, чтобы достичь этого, к сожалению, не так много. Точнее, соответствующие возможности есть. Но для их реализации нужно время. Речь, в частности, о создании конкуренции на рынке поставок топлива, а также в сфере собственной газодобычи.
3. Внутренняя добыча: уложиться сейчас, чтобы выиграть в будущем
Министр энергетики и защиты окружающей среды Алексей Оржель заявил, что увеличение объемов добычи углеводородов будет приоритетом нового правительства: Мы не используем потенциал. У нас добывается где-то 1,2% запасов. Это очень низкий уровень, учитывая то, что мы зависимы от импорта газа. Общий мировой тренд - 4-5%. В ближайшее время будут законодательные инициативы по увеличению добычи газа.
При этом, по мнению экспертов, нужно найти возможности простимулировать (кнутом или пряником) украинские компании, которые так сказать нахватались лицензий на освоение недр и не спешат не только с налаживанием промышленной газодобычи, но даже с разведывательным бурением. Они не должны сидеть на нашем стратегическом ресурсе как собаки на сене. Стране, в свою очередь, не стоит бояться прихода в эту сферу иностранных инвесторов - прежде всего мощных мировых игроков (разумеется, никак не аффилированных с компаниями государства-агрессора). Причем, речь идет как о прямом технологическом и финансовом участии в освоении украинских недр, так и о зарубежных инвестициях в развитие нашего добывающего бизнеса.
В то же время рассчитывать на мгновенный эффект соответствующих шагов не стоит. Добыча углеводородов - очень инертная отрасль: в нее нужно сначала очень много вложить, чтобы потом что-то получить, - отмечает эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев. - У нас же, к сожалению, этого никогда не понимали, поэтому во всех предыдущих программных документах (в частности, и в Стратегии Нафтогаза 20/20), ставилось много необоснованных задач - несмотря на предостережения экспертов, предупреждавших, что достичь таких показателей так быстро невозможно. Что и подтвердила практика. В то же время эксперт напоминает о недавнем заявлении НАК Нафтогаз о стратегии развития добывающего сегмента компании, согласно которой госхолдинг не будет спешить вкладываться в газодобычу. Поскольку считает, что намного выгоднее покупать ресурс за границей: мол, это и быстрее, и дешевле, и к тому же - голова не болит». Изменить эту психологию будет непросто...
Зато более эффективными могут быть изменения в сфере поставок голубого топлива. К примеру, та же компания Нафтогаз Украины может продавать газ населению напрямую, через свои дочерние компании, не отдавая его облгазсбытам. Это и на цену топлива положительно повлияет и ускорит движение оборотных средств компании, минимизирует неплатежи. К тому же, ожидаемая отмена ВСО будет способствовать приходу на наш рынок новых игроков, что усилит конкуренцию, а значит - также должно привести к снижению цен. Напомним, с недавних пор в Украине нет единой цены на голубое топливо для населения. В каждом регионе - свой тариф. Ведь в связи с переходом на рыночную модель газопоставок произошло разделение газовых компаний на продавцов (Нафтогаз Украины), операторов сетей (облгазы) и поставщиков (облгазсбыты). Так сказать стартовую цену газа для населения утверждает Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), эта сумма одинакова для всех. А вот стоимость транспортировки и распределения ресурса, которая также утверждается НКРЭКУ, но отдельно для каждого предприятия и региона, отличается.
4. Повышение реальных доходов граждан: субсидии не должны развращать и унижать
Большинство экспертов считают, что несмотря на казалось бы важную гуманитарную миссию, раздача субсидий унижает трудоспособных граждан. И отнюдь не поощряет их к сбережению и мерам по энергоэффективности собственных домов. Частично эту проблему должен был решить введенный недавно механизм монетизации субсидий. Впрочем, ожидаемого результата этот шаг пока не принес: многие украинцы использовали полученные в рамках программы средства на другие цели и не заплатили за квартплату - соответственно, потеряв право на субсидию в будущем. Поэтому долги этих семей перед коммунальщиками продолжают расти как снежный ком. Задача - увеличить реальный уровень доходов граждан, чтобы их расходы на жилищно-коммунальные услуги не превышали определенной доли ежемесячного дохода (например, упомянутых уже 15%).
Новая власть уже предлагает некоторые шаги в этом направлении. В частности, премьер Алексей Гончарук сообщил о намерении пересмотреть размер прожиточного минимума для украинцев: Прожиточный минимум, задекларированный на бумаге, не соответствует действительности. Очевидно, что на эти деньги человек не может нормально, достойно прожить. Поэтому минимум будет пересмотрен, - заверил глава правительства. И такой шаг, напомним, должен сказаться прежде всего на размерах социальных выплат для малообеспеченных категорий граждан. Речь идет о несколько миллионах наших соотечественников.
Еще один шаг - снижение налоговой нагрузки на жителей Украины. К примеру, председатель Государственной налоговой службы Сергей Верланов считает необходимым снизить ставки налога на доходы физических лиц. Тогда на руках у людей будет оставаться больше денег - даже при сохранении нынешнего уровня зарплат. Есть стратегическое видение, что ставки НДФЛ нужно снижать и оставлять больше денег гражданам. Это даст толчок потреблению, что будет стимулировать экономику, - подчеркнул Верланов. Таким образом, люди получат дополнительные средства и на оплату квартплаты. Хотя, конечно же, речь идет о сравнительно небольших средствах. Но в масштабах государства набегает довольно кругленькая сумма: снижение налога на доходы физических лиц всего на 1% может стоить госказне 15 миллиардов гривень, еще 5 миллиардов - местным бюджетам. Поэтому власти нужно искать возможность компенсировать такие потери (как вариант - увеличение доходов от деятельности таможни в условиях пресечения контрабанды). И это также, очевидно, станет предметом переговоров украинской власти с Международным валютным фондом.
Владислав Обух, Киев