Главные риски сверхсложной, по выводам экспертов, реформы ЖКХ - это слабое коллективное взаимодействие украинцев в условиях широкого выбора для них
1 мая 2019 года в Украине в полной мере вступил в силу новый Закон «О жилищно-коммунальных услугах», принятый еще в 2017 году. Отныне заработают все его разделы, в том числе и статья об уплате пени в случае несвоевременного внесения платежей, предусматривающая в случае несвоевременной оплаты за жилищно-коммунальные услуги начисление пени - 0,01% суммы долга за каждый день просрочки.
По большому счету, закон касается преимущественно жителей многоквартирных домов, и в нем немало новаций. И вроде бы у украинцев было время в них разобраться, в частности, в новых моделях отношений с поставщиками, которые предлагают на выбор, в штрафах, проверках и даже механизмах отключения. И создается впечатление, что даже те, кому непосредственно предстоит проводить реформу в жизнь - специалисты сферы жилищно-коммунального хозяйства, сами не до конца разобрались в предлагаемых изменениях и поэтому озадачены возможными рисками. Не говоря уже о рядовых потребителях, которые часто даже в платежках теряются. Поэтому попробуем разобраться, что больше всего внушает тревогу.
Жить и платить по-европейски
Новый закон о ЖКХ рождался непросто. Как отметил в Facebook вице-премьер-министр - министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко, закон вступил в силу в результате двух лет большой командной работы, которая длилась с момента подачи в 2015-м в парламент законопроекта О ЖКУ - до принятия его в ноябре 2017 года. По его словам, этот закон запускает рынок жилищно-коммунальных услуг, устанавливает четкие правила взаимоотношений между потребителями и поставщиками услуг, дает потребителям механизм защиты своих прав. И хотя министр и признает, что закон довольно сложный, однако он, по мнению Геннадия Зубко, необходим для повышения качества услуг и движения в направлении европейских стандартов.
Как известно, европейские стандарты, это полная свобода выбора для потребителя и максимум ответственности за этот выбор. И поэтому основная новация закона, а соответственно, и основная загвоздка - это выбор моделей договорных отношений между потребителями и поставщиками. Предложенная схема предусматривает наличие как индивидуальных, так и коллективных договоров, с привлечением к процессу специальных посредников между жителями и поставщиками услуг ЖКХ - так называемых управляющих домов (по-старому говоря, управдомов), выступающих посредниками в случае принятия коллективных форм взаимоотношений с поставщиками. Управдомами могут быть как физические лица, имеющие специальную квалификацию (руководители ОСМД, активисты из числа жителей), так и специализированные юридические лица (бывшие ЖЭКи, управляющие организации).
Далее из существенных изменений - это распределение оплаты на, собственно, плату за услугу и абонплату за содержание сетей (касается водоснабжения и водоотвода). По словам эксперта по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Олега Голубенко, введение абонплаты – это шаг к демонополизации рынка, когда поставщик лишается монопольного права на обслуживание сетей, по которым услуга поступает к потребителю. «Что такое абонплата и почему она возникла? К сожалению, мы имеем такую ситуацию, когда в Киеве есть дома, не заселенные даже наполовину. Люди купили квартиры, в них потребление по счетчику - ноль, а содержать систему нужно. Ранее эта услуга входила в стоимость воды (соответственно, ее монопольно предоставлял только местный водоканал. - Авт.). Что сейчас происходит? Идет разграничение. Теперь должно быть предусмотрено, кто отвечает за обслуживание, и сколько и кому человек платит за содержание сети тепло- и водоснабжения и сколько стоит сама услуга», - уточнил господин Голубенко.
На вкус и цвет товарищей нет
Таким образом, начиная с 1 мая этого года у совладельцев домов есть ровно один год для свободного выбора типа договора, который они хотят заключить с поставщиком услуг (кроме газо- и электроснабжения, где действуют исключительно индивидуальные договоры, а расчет ведется на основании индивидуального средства учета. - Авт.).
О вариантах договорных отношений с монополистами, рассказала эксперт по вопросам ЖКХ Мария Осипчук, учредительница и руководитель учебного проекта Школа эффективного ОСМД.
Вариант 1: Индивидуальный договор
Заключается между потребителем и монополистом. По такому договору потребитель будет оплачивать монополисту объем потребленной услуги, абонентский учет (распределение показателей общедомовых счетчиков между всеми совладельцами, начисления, работу с должниками и т.д.) и обслуживание внутридомовых сетей. Именно монополист будет обслуживать сети и нести ответственность за качество услуги в квартире потребителя. Ответственность по такому договору несет лично потребитель, которому можно начислить пеню в случае задолженности или ограничить его в пользовании коммунальной услугой.
Вариант 2: Коллективный договор с индивидуальной ответственностью
Заключается между объединением совладельцев и монополистом. При этом распределением общедомовых показателей, обслуживанием сетей занимается управдом. Монополист же несет ответственность за предоставление услуги каждому совладельцу, соответственно, сам ведет работу с должниками.
Вариант 3: Коллективный потребитель
Заключается только между ОСМД, выступающим стороной договора, и монополистом. Причем монополист отвечает за качество услуги только до входа в дом. ОСМД будет отвечать за все задолженности совладельцев, а следовательно монополист будет применять штрафные санкции не к каждому должнику, а к ОСМД. Преимущество такого варианта в том, что ОСМД имеет право устанавливать внутренние правила выполнения этого договора совладельцами. Обслуживание внутридомовых сетей осуществляется силами ОСМД.
Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Но в любом случае, важно то, что мы имеем право выбора, - считает Мария Осипчук.
Конкретный вариант должны выбрать совладельцы дома на общем собрании большинством голосов. Причем в доме может быть только один вариант договора на каждую коммунальную услугу. Если к 1 мая 2020 г. конкретные потребители не определятся с вариантом договора, то поставщик коммунальной услуги заключит индивидуальный договор (его подвариант), по которому поставщик будет отвечать только за предоставление услуги до входа в дом. При этом обслуживание внутридомовых сетей должна осуществляться лицом, уполномоченным совладельцами - ОСМД или управляющим.
Не хочешь объединяться с соседом? Придется!
Несмотря на явный прогресс в распределении зон ответственности между поставщиками и потребителями коммунальных услуг, специалисты видят в предложенных схемах большие риски для их практической реализации. Комментируя нововведение, начальник управления развития жилищно-коммунального хозяйства Департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры Киева Вера Радченко прогнозирует большие трудности. Мол, надо не только самому выбрать для себя приемлемую модель, поняв ее преимущества и недостатки, но и уговорить своих соседей. Ведь в одном доме на одну и ту же коммунальную услугу не могут существовать различные договоры. Я уже вижу эти митинги жителей, и скандалы в каждом случае. Для справки - в Киеве больше 10 тысяч домов, которые еще даже не определились с собственностью (имеется в виду, не создали ОСМД. - Авт.). И подзаконная нормативка оставляет желать лучшего. Только разъяснения о распределении услуг и оплаты насчитывает около 70 страниц, к другим я даже подходить боюсь, - комментирует Вера Радченко на странице FB Алексея Тихонова, советника заместителя городского председателя КГГА. Поэтому можем предположить, если сейчас уровень оплаты коммунальных услуг в столице, например, составляет около 74%, то в ближайшее время он может несколько снизиться из-за сложных организационных процессов, предстоящих жителям многих столичных многоэтажек.
Действительно, вопросы ответственности за общую собственность и платежную дисциплину граждан новым отечественным законом о ЖКУ поднимаются на европейский уровень. Вот готовы ли украинцы к такой резкой смене собственной парадигмы, увидим уже через какие-то год-два. Как минимум, по динамике коммунальной задолженности.
Напомним, что по данным Госстата, к концу января 2019 г. задолженность населения по оплате за поставки природного газа составила 29,1 млрд грн, за централизованное отопление и снабжение горячей водой - 20 млрд грн, за содержание домов и строений и придомовых территорий - 4,1 млрд грн, за централизованное обеспечение холодной водой и водоотвод - 3,1 млрд грн, за вывоз бытовых отходов - 0,6 млрд грн, за электроснабжение - 5,7 млрд грн. Конечно, во многом на уровень задолженности влияет тарифная политика поставщиков, и если при прочих равных условиях задолженность будет уменьшаться, это означает, что граждане Украины все же начинают осваивать европейские стандарты коммунального сосуществования.
Марина Нечипоренко, Киев