Киевский апелляционный суд отпустил ключевого свидетеля по делу о сбитом МН17 Владимира Цемаха - бывшего зенитчика ДНР - под личное обязательство
Освободить Цемаха Владимира Борисовича из-под стражи в зале суда, - заявил судья. Постановление окончательное и обжалованию не подлежит.
Олег Пересада, прокурор в этом деле, комментируя решение суда, не исключает, что Цемах или сбежит, будет скрываться от следствия, или... Мы понимаем, что наш северный сосед (Россия) достаточно жестко обращается с опасными для себя лицами, а Цемах - важный элемент установления истины в этом производстве, - заявил прокурор.
Собственно, есть очень показательный момент: сразу после решения суда президент РФ Владимир Путин заявил, что переговоры по обмену задержанными с Украиной близки к финализации. По поводу обмена: я думаю, что он будет таким достаточно большим, масштабным. Я думаю, что в ближайшее время это станет известно, - сказал Путин.
Вполне возможно, что конкретной преградой на пути обмена было дело Цемаха, особенно учитывая публично проявленный интерес к фигуре боевика нидерландскими следователями.
Это решение Украины, решение украинского суда, поэтому я не могу его комментировать. Это не означает, что расследование дела MH17 будет остановлено, оно будет продолжаться. Мы хотели с ним поговорить, а теперь это будет сложно. Хотелось бы, что он оставался в Украине, чтобы мы могли с ним поговорить, - прокомментировала освобождение Цемаха из-под стражи спикер международной Совместной следственной группы (занимается расследованием дела MH17) Брехтье ван де Мосдейк.
Что ж, Владимир Зеленский сейчас оказался в мегасложной ситуации, ведь с одной стороны появился реальный шанс освободить наших пленников из кремлевских застенков, а с другой, в случае, если он пойдет на такой шаг, и все-таки отдаст Цемаха России - придется поступиться национальными интересами (см. ниже). Впрочем, что бы ни решил президент - шквал критики ему 100% обеспечен в любом случае. Это изрядно задело украинское общество, которое по уместности того или иного решения разделилось надвое: одни говорят, что это пренебрежение международным правосудием и продажа страны, другие же утверждают, что Цемах - это цена спасения украинских пленных, которую надо заплатить.
Поэтому мы попросили экспертов проанализировать все возможные риски.
Игар Тышкевич, эксперт программы Международная и внутренняя политика Украинского института будущего:
“Украина садится на растяжку и входит в потенциальный конфликт с государствами, чьи представители делегированы в группу по расследованию дела MH-17”
- Цемах - возможный участник процесса обмена. Если это так, то для Украины это означает, что мы садимся на растяжку и входим в потенциальный конфликт с государствами, чьи представители делегированы в группу по расследованию дела MH-17. И, если должным образом не оформили его показания по делу малазийского Боинга, с учетом, естественно, вопросов, которые хотели поставить прокуроры Нидерландов, мы входим в конфликт и с этим государством.
После этого, после 2-3 месяцев, как раз к новому докладу по делу Боинга - РФ может подготовить и реализовать (мне кажется, что даже не может, а сделает) информационную атаку под общим тезисом сегодня Украина блокирует расследование трагедии. Следующий этап - очередное предоставление своих доказательств. И, если к тому моменту у нас не будет нового доставленного из ОРДЛО свидетеля, наша аргументация будет слабой. Третий этап для РФ - постановка вопроса о санкционных пакетах, которые были введены после Боинга. Ведь если у Кремля получится сделать свою версию о блокировании Украиной расследование, пусть не основной, но одной из - санкции будут выглядеть несколько странно с точки зрения обоснования их введения. На этом же этапе усилится давление на нас в нормандском формате с точки зрения принуждения к компромиссу. Если к тому моменту (это 4-6 месяцев) Украина не будет иметь собственного плана завершения войны, с расписанными вариантами, необходимыми ресурсами и логикой политики в этом регионе на ближайшие хотя бы 5-7 лет. Во внутренней политике Украины, если такое произойдет, это будет означать появление еще одной точки напряженности как между различными политическими силами, так и внутри правящей партии. Кроме того, это станет мощным ударом по отношениям силовиков с президентом и его командой.
И, наконец, выдать Цемаха - это нарушить, помимо прочего, статью 25 Конституции Украины, а именно: Гражданин Украины не может быть изгнан за пределы Украины или выдан другому государству. Или не выдать - и сорвать обмен. Но обмен может быть сорван еще одним способом - театром в исполнении того же Цемаха и Вышинского. Оба граждане Украины и в последний момент могут сказать мы не хотим ехать. В таком формате высылка собственных граждан, да еще и силовая - это шоу, которое выставит страну и власть в довольно неприглядном свете. Для самого Цемаха это означает смерть. Так сложилось, что за последние 2-3 года практически все ключевые потенциальные свидетели, которые проживали в РФ, отошли в мир иной. Кого-то сбила машина, кто-то утонул, у кого-то не выдержало сердце. Цемах пораздает интервью несколько месяцев, потом поедет жить в российскую глубинку. И там, вот неожиданность, с ним может случиться несчастье.
Таким образом, за счет игры с одним-единственным человеком, Российская Федерация может достичь сразу нескольких очень важных для себя целей. Первая - открытый политический конфликт Украины в с Нидерландами и еще рядом европейских государств. Вторая - создание условий для обсуждения вопроса целесообразности и оправданности действия санкций, наложенных после уничтожения Боинга. Третья - создать ось напряженности между украинскими силовиками и украинским президентом, что может быть позже использовано для комбинаций по раскачиванию ситуации внутри страны. Четвертая - создание предпосылок для возникновения политического кризиса. Или, если быть точным, набор фактажа для кризиса, который с большой вероятностью возникнет в 2020-2021 году в случае войны власти с олигархическими группами.
В связи со всем этим я очень надеюсь, что, во-первых, Цемаха не будут включать в группу обмена, во-вторых, если все же включили, то он, как минимум, дал показания, которые были оформлены надлежащим образом, а так же Украина решила вопрос с его гражданством (например, сам Цемах написал заявление об отказе в связи с имеющимся гражданством РФ), и в-третьих, Украина успеет в ближайшие 4-6 месяцев доработать свой план по Донбассу.
Богдан Петренко, заместитель директора Украинского института исследования экстремизма:
“Владимир Зеленский став заложником имиджа, который сам себе создал”
- «Президент мира» в противовес «Порошенко - президенту войны». Причем, попав в плен этого концепта, новый президент, вероятно, психологически выстроил себе границы, за которые не хочет выходить. На самом деле, мы не знаем насколько Цемах имел отношение к сбитому малазийскому Боингу. И сейчас именно на этом будут делать кампанию президентские спикеры, - на том, что он «пешка». Но - под него было создано такое информационное сопровождение, что даже голландские следователи заинтересовались этим свидетелем. И позиция России, которая затянула именно из-за него процесс обмена пленными, говорит о том, что он все-таки важен.
Итак, Украина получает своих пленников. Президент Зеленский - закрепление в имиджевой позиции «президент мира».
Кремль, в свою очередь, получает: 1) пленников (скорее всего в соотношении 1:1); 2) исполнение решения Международного трибунала ООН по морскому праву, который требовал отпустить пленных военных моряков; 3) торможение официального судебного признания России виновной в трагедии с Боингом над Снежным в 2014 году; 4) признание украинской власти ненадежным партнером Запада (Нидерланды просили не отдавать свидетеля); 5) потенциальное снижение санкционного давления, потому что начали договариваться.
Украинской власти не хватает стратегического мышления. И это проблема не только этой, новой власти, это - проблема всех 28 лет независимости.
Илия Куса, эксперт по международной политике и глобальной безопасности Украинского Института Будущего:
Освобождение Цемаха из-под стражи и намерение включить его в процесс обмена заключенными - это стратегическая ошибка
- Безусловно, вернуть украинских политзаключенных необходимо. Это понятно и правильно. Но, простите, делать это на любых условиях - это стратегическая ошибка, которая сделает нам больно сразу на нескольких направлениях. Первое. Мы войдем в клинч с Нидерландами, для которых Цемах - единственный и важный свидетель по делу о расследовании MH17, сбитого над Донбассом в июле 2014 года. Кто знает, сколько таких живых свидетелей осталось, а Цемах - источник информации, чтобы дело не развалилось. А так может произойти, учитывая последние изменения в позиции Малайзии, которая участвует в расследовании. Второе. Мы войдем в конфликт с ЕС, которые просили нас не выдавать Цемаха. Будет выглядеть так, что мы сами подрываем расследования дела, за которое, в том числе, введены санкции против РФ. Это может негативно повлиять на расклады сил в противостоянии с Россией. Третье. У нас будет проблема с точки зрения собственной Конституции, которая запрещает выдавать своих граждан другим странам. Как минимум, это станет проблемой, как максимум - неприятным нарушением закона и прецедентом для будущих ситуаций с обменом. Четвертое. Если Цемаха выдать, то другие заключенные уже не будут идти на сотрудничество, а спокойно подождут обмена. Мотивация у них рассматривать другие варианты пропадет. Первый масштабный обмен может заложить модель для других. Пятое. Мы понесем имиджевые и репутационные потери в Европе, СМИ которых писать о том, что Украина, несмотря на просьбы, выдала России свидетеля по делу массовой гибели европейских граждан. Такая медиа-кампания плохо отразится на сотрудничестве с Западом и восприятии Украины в ЕС, где, напомню, политическая ситуация складывается не в нашу пользу.
Беседовал Мирослав Лискович. Киев