Самолет, который аварийно сел и загорелся в московском аэропорту, давно имел репутацию «ненадежного». И будет иметь?
Сгоревший пассажирский самолет Sukhoi Superjet рейса Москва-Мурманск, который в воскресенье совершил жесткую посадку и загорелся в аэропорту «Шереметьево», до сих пор остается на взлетной полосе.
На борту во время аварийной посадки находились 73 пассажира, среди них трое детей, и пять членов экипажа. Лайнер ударился об посадочную полосу сначала колесами, потом носом, обломки шасси попали в двигатель, и он загорелся. Из огня успели эвакуировать лишь 33 пассажиров и четырех членов экипажа...
По словам свидетелей, некоторые пассажиры пытались достать свои вещи с полок. Это задержало эвакуацию людей, у которых были места на задних рядах лайнера, они и стали жертвами... Эта информация облетела весь мир и кто-то пытается обвинять пассажиров. Но паника - это страшная вещь, логике и укорам совести она не подчиняется... Здесь, скорее, можно было бы говорить о вине экипажа и спасателей на земле, которые должны быть обучены действиям и средствам воздействия на пассажиров в таких ситуациях, но мы не знаем всех обстоятельств и поэтому не будем спешить с обвинениями.
В течение нескольких часов цифра погибших объявлялась как 13 и только около 23 часов вечера официальные лица признали гибель 40 пассажиров и одного члена экипажа - бортпроводника, который помогал пассажирам в охваченной пламенем части самолета.
В Мурманской области объявили траур по погибшим в катастрофе: 26 жертв катастрофы были жителями региона. В списке погибших також указан гражданин США Джереми Брукс (посольство США подтвердило гибель американского гражданина). В больнице находится гражданка Украины и еще восемь человек.
Удобные и неудобные версии
Следственный комитет России рассматривает несколько версий катастрофы, говорится на сайте ведомства. Среди предварительных версий катастрофы - недостаточная квалификация пилотов и диспетчеров, неблагоприятные метеоусловия, техническая неисправность самолета.
Возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения самолета, повлекшее смерть двух или более лиц.
На месте аварии найдены два бортовых самописца. Еще две «черных ящика» технические службы, работающие на месте происшествия, обнаружить пока не могут. Устройства были установлены в хвостовой части лайнера, которая сильно пострадала от огня и жесткой посадки.
Следствию предстоит выяснить, успел ли экипаж включить реверс и начать торможение, а также насколько хорошим было сцепление взлетно-посадочной полосы с шасси, по какой причине произошел подскок самолета и последующий сильный удар об бетон, - сообщает агентство ТАСС со ссылкой на специалиста, который замечает, что сама посадка была «штатной, хотя и в аварийном режиме» и не должна была привести к катастрофе.
В понедельник вечером следователи обнародовали предварительные данные расследования. В частности, один из бортовых самописцев зафиксировал, что в самолет действительно ударила молния, и бортовые электронные системы отказали. Также установлено, что лайнер совершил жесткую посадку, о чем свидетельствуют резкие изменения высоты и скорости самолета. У пилотов не было шансов при таких значениях посадить самолет без повреждений, - говорится в сообщении. Отмечается, что, кроме сбоев в электронной системе, не было никаких предпосылок для экстренной посадки.
С ними не согласен немецкий эксперт, к которому обратилась Deutsche Welle. По его мнению, пожар возник еще до удара об бетон, о чем говорят три обстоятельства: масштаб возгорания, потеря радиосвязи и сама необходимость неотложной посадки. Эсперт говорит вещи, которых российские официальные лица предпочли бы избежать: причина техническая, надо прекращать полеты Суперджета до ее выяснения и устранения.
Молния ударила - но не она причина катастрофы
Пилот самолета Денис Евдокимов рассказал, что решил развернуть лайнер обратно в Шереметьево после того, как в самолет ударила молния: у самолета выключился радиосвязь и начались сбои в работе оборудования. «Яркая вспышка, хлопок, переход самолета в аварийный режим управления. И потеря радиосвязи кратковременная, которую потом удалось восстановить. Пожар после посадки, я так понимаю, из-за приземления», - объяснял он в первые часы после катастрофы. На следующий день Евдокимов уточнил, что из-за молнии произошла потеря радиосвязи и переход самолета не через компьютер, а непосредственно - на аварийный режим управления - именно поэтому, по словам пилота, самолет должен был садиться с баками, полными горючего. Евдокимов также утверждает, что самолет снижался плавно; он не смог сказать, почему Superjet ударился об землю.
Эксперт агентства ТАСС пояснил, что SSJ-100 сконструирован так, что он не может сбросить горючее, поэтому пилоту пршлось бы несколько часов оставаться в воздухе, чтобы выработать 10 тонн керосина. Без связи с диспетчером вблизи крупного аэропорта, где много самолетов, это было опасно. В то же время собеседник агентства поставил под сомнение разрушительную роль молнии. «Ситуация, когда в самолет попадает молния, достаточно распространена, и не является критической... Если происходит отключение бортовых систем, то всегда есть резервные», - сказал он.
С ним согласен немецкий специалист: «Удар молнии мне кажется очень маловероятной причиной. В последние годы, даже десятилетия, не было примеров катастрофы пассажирских самолетов в результате удара молнии », - сказал он.
К тому же никто не зафиксировал грозы с земли. Синоптики сообщили, что гроза «могла быть»: над московским аэропортом Шереметьево вечером в воскресенье, то есть именно во время взлета и аварийной посадки SSJ-100 «могла пройти гроза, все метеоусловия для этого были...». Еще в 14:40 Центральное управление гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды передавало штормовое предупреждение о прохождении вечером в воскресенье грозового фронта через российскую столицу - с 15:00 и до конца дня. Но была ли сама гроза - никто из метеорологов так и не заявил.
Почему SSJ-100 снискал репутацию «ненадежного»
По состоянию на март 2019 года в эксплуатации было 138 самолетов Sukhoi Superjet 100: 105 в российских авиакомпаниях и 33 в иностранных. Аварийность у него довольно низкая, аварийность по техническим причинам - еще ниже. За восемь лет эксплуатации это лишь вторая смертельная авария - в мае 2012 года в Индонезии Суперджет разбился во время показательных полетов - не по техническим причинам, а из-за ошибок пилотов и диспетчеров лайнер врезался в гору. Были несколько инцидентов из-за неисправности техники, но без тяжелых последствий.
И все равно самолет имеет репутацию «ненадежного»... Время его простоев на земле, без полетов - втрое больше, чем у распространенных американских и европейских машин. В авиакомпаниях, которые используют SuperJet100, нередки случаи многодневного и даже многомесячного простоя этих лайнеров. Самолет чаще требует осмотров, регулирования и замены узлов. Есть серьезные нарекания на недоработанный двигатель русско-французского производства - именно не бракованный, но постоянно требующий повышенного внимания и ТО.
На частые ремонты и недостаток запчастей жаловались и крупнейший эксплуатант SSJ - российский «Аэрофлот», и оба крупных иностранных заказчика: ирландская CityJet и мексиканская Interjet - в феврале с.г. ирландцы заявили, что прекращают их эксплуатацию: из 22 машин 4 пришлось держать на земле в качестве доноров для запчастей.
Уже на следующий день после аварии российская авиакомпания «Ямал», у которой сейчас в парке 15 самолетов Sukhoi Superjet 100, отказалась от планов приобрести еще 10 таких машин. По словам генерального директора компании, это вызвано высокими затратами на содержание SSJ-100.
Побочный продукт оборонки
Министерство транспорта РФ не видит оснований для прекращения полетов самолетов Sukhoi Superjet 100 после авиакатастрофы в Шереметьево. Об этом 6 мая сказал министр Евгений Дитрих, пишет Интерфакс. В Росавиации заявляли, что пока комиссия выясняет причины катастрофы делать какие-либо выводы преждевременно. В ведомстве отметили, что также не видят причин для прекращения эксплуатации Superjet 100.
Министра можно понять: на разработку этого самолета в течение 2003-2016 годов было потрачено около 2 млрд долларов. Его производитель - АО «Гражданские самолеты Сухого» - образовано в 2000 году военным концерном «ОКБ Сухого», основная продукция которого - истребители, штурмовики и бомбардировщики «Су» многочисленных модификаций. Те самые, которые уничтожали Сирию и участвовали в оккупации Крыма.
В мировой практике, военные авиаконцерны обычно производят гражданскую линейку самолетов, где используют «в мирных целях» свои передовые научные и технологические наработки, а заодно за счет прибыли удешевляют свою военную продукцию для заказчика - как правило, это свое или иностранное государство. В 2005 году, представляя проект в Ле-Бурже, «Гражданские самолеты Сухого», рассчитывали на 800 заказов до 2024 года - 300 для российского рынка и 500 - для иностранных заказчиков. Но на мировом рынке Sukhoi Superjet 100 оказался неконкурентоспособным. А на внутреннем российском... жил на субсидии. Государство заставляет авиакомпании покупать именно эти самолеты при условии, что будет компенсировать убытки от их эксплуатации или простоев. Вот такой государственный капитализм по-российски.
Ситуация рассматривалась как временная, мол, пока не «раскрутится», а развитие гражданского авиастроения не потянет мультипликативный эффект для всей экономики. Если выяснится, что нынешний пожар произошел не из-за внешних, независимых от самолета причины, а из-за неисправного оборудования, то масштабный многомиллиардный план, который и так давно балансирует на грани провала, можно будет закрывать.
При чем тут все это, когда речь идет о гибели людей?
За неполные два дня, прошедших с трагедии, в СМИ и соцсетях поставлено много уместных вопросов. Благодаря современным технологиям люди могут словно лично присутствовать при катастрофы: видео, данные Flight Radar, - поэтому переживают и сочувствуют в режиме реального времени.
Почему информацию о 41 погибшем скрывали несколько часов? Почему не прекращены полеты Superjet? Почему огонь разгорелся так быстро? Почему появлялась и исчезала радиосвязь? Почему все серьезные авиакатастрофы в России не получают объяснений? Почему пожарные и медики не дежурили на ВПС, выехали поздно, тушение пожара началось только через 7 минут после его возникновения?
Оппозиционный российский политик Дмитрий Гудков на своей странице в Facebook дает такой ответ: «У России нет полноценной частной авиаотрасли. Монополия порождает безответственность... Горят самолеты, течет по нефтепроводам разъедающая вещество, падают ракеты, взрываются дома - все эти разные случаи показывают единый системный кризис...».
Действительно, в этой трагедии отразился весь российский режим. И в том, что колебались: говорить или не говорить правду (еще и не факт, сколько правды в том, что сообщено). И в том, что государственное следствие назовет виновными хоть молнию, хоть пилота, но не проблемы самолета и всей отрасли. И в том, что стремление быть милитарной сверхдержавой, безудержное желание считаться СССР-2.0, как раз и приводит к катастрофам, когда мощная и опасная техника опережает возможности ее безопасного использования. В СССР так было с Чернобыльской АЭС, в постсоветской России - свой список аварий с ракетами, самолетами, подводными лодками, плотинами ...
Если перевозить людей на побочном продукте от ядерного бомбардировщика, то - с молнией или без - несчастье произойдет.
Александр Волынский, Киев