Смерть модели
Латиноамериканский социализм - своего рода гибрид рыночной экономики, социализма с перераспределением благ и собственности, а также популизма и авторитаризма - загибается. Эксперт Online уже писал о проблемах, которые испытывают левые лидеры стран региона, причем как «чависты», так и поклонники умеренного социализма (например, президент Бразилии Дилма Русефф). По мнению специалистов, левые лидеры не выйдут из штопора и модель, доминировавшая в Латинской Америке на протяжении последних полутора десятилетий, обречена.
Эта модель поддерживалась несколькими факторами, среди которых венесуэльские деньги, харизма лидеров, разочарование населения в правых авторитарных режимах, ориентированных на США (в той же Венесуэле существовал консенсус правых партий, в рамках которого они не пускали к власти левые силы) и занятость США на других внешнеполитических фронтах. И сейчас этих факторов нет. Пришедший на смену Чавесу Николас Мадуро оказался, перефразируя Александра Дюма, лишь тенью великого человек, а Кристина Киршнер растранжирила политический капитал ее мужа - президента Аргентины Нестора Киршнера, которому удалось добиться в стране экономического роста.
Приток венесуэльских долларов в латиноамериканские страны прекратился после того, сам Каракас стал испытывать нужду в деньгах из-за падения цен на нефть и кризиса в венесуэльской нефтянке (эксперты предупреждали, что постоянное выкачивание средств из государственной нефтяной компании ни к чему хорошему не приедет). А разочарование в правых команданте сменилось разочарованием в левых. Символом этого разочарования стала, безусловно, победа на президентских выборах в Аргентине Маурисио Макри, который заявил о намерении исключить Венесуэлу - спонсора режима Кристины де Киршнер - из Меркосур (общего рынка стран Южной Америки) по причине отсутствия в этой стране демократической власти. Что же до внимания со стороны США, то его не было по объективным причинам. «Внешняя политика Обамы несет на себе тяжкий груз афганской кампании, войны в Ираке, Ливии и Сирии.
Поэтому неудивительно, что у Обамы не оставалось сил и интеллектуальных ресурсов, чтобы заниматься латиноамериканскими делами», - говорит директор Института Латинской Америки РАН Владимир Давыдов. Однако сейчас, когда ближневосточная политика США зашла в тупик, эксперты призывают президента переключиться на что-то более перспективное и важное для США.
В частности, на собственное латиноамериканское подбрюшье, которое в последнее время осваивали Китай и Россия. В этом плане, по словам Владимира Давыдова, латиноамериканское турне Обамы - «компенсация безыдейности и бессодержательности, которыми на протяжении долгого времени была отмечена политика США в Западном полушарии».
Новые партнеры
Неудивительно, что именно Аргентину - выпавшее звено из трясущейся цепи левых режимов - Обама и посетил после Кубы. И если экспромт с танго вышел не очень, то политическая часть визита прошла на ура. Так, хозяин Белого Дома обещал первому новобратившемуся серьезные экономические бонусы.
«Многие предприниматели начинают вкладывать в Аргентину значительные суммы. Это может стать частью более крупных инвестиционных программ, которые создадут новые рабочие места и обеспечат рост экономики в стране. Президент Макри и его команда сумели за очень короткий срок добиться этого», - заявил Обама. Так, по словам главы министерства промышленности Аргентины Франсиско Кабреры, американские компании намерены в течение ближайших четырех лет вложить в Аргентину почти 14 миллиардов долларов. В свою очередь, президент Маурисио Макри заявил о начале нового этапа отношений с США, которые станут «умными, зрелыми и конструктивными». Теперь от президента ждут конкретных шагов, которые продемонстрируют лояльность США. В частности, вступления в Транстихоокеанское партнерство.
По словам замдиректора Института Латинской Америки РАН Владимира Сударева, как только Аргентина в какой-то форме присоединится к ТТП, «это будет конец МЕРКОСУР (южноамериканскому общему рынку - Эксперт Online), это распад самого мощного за последние 20 лет интеграционного процесса в Южной Америке. И в этом плане Обама, сторонник мягкой силы, разрушает Латинскую Америку». Некоторые эксперты даже говорят о возможном создании некой новой стратегической оси Вашингтон-Буэнос Айрес, в рамках которой США сделают Аргентину, а не Бразилию, своим ключевым партнером в регионе и поспособствуют превращению страны в латиноамериканского лидера.
Для России, с одной стороны, правый поворот Латинской Америки несет определенные угрозы и проблемы. Ни для кого не секрет, что Москва поддерживала тесные отношения с левыми режимами, рассчитывала на серьезные проекты на Кубе, в Аргентине и Венесуэле. Теперь эти проекты, безусловно, под вопросом - даже в Венесуэле, поскольку очевидно, что Мадуро и чавизм в этой стране долго не протянут. Однако, с другой стороны, Россия получила очень хороший урок.
Кремль в очередной раз ошибся, выстраивая отношения с третьими странами исходя из личностных контактов в ущерб работе с оппозицией и (самое главное) игнорируя существующие политические тренды. Ведь одно дело - поддерживать того же Лукашенко, который останется у власти в Белоруссии еще очень долго, а другое - Мадуро или Киршнер, прекрасно понимая, что они долго не просидят. Возможно, Москва, наступив на грабли в очередной раз, наконец-то внесет коррективы в свою дипломатию.